Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова.
— Отец Димитрий, всегда есть опасение, что празднование останется чем-то внешним: ну, сходили в храм, отстояли ночную службу, дома разговелись, елочка у нас, все вроде как положено… А заглянули к себе в сердце — только тому и рады, что пост, наконец, кончился. Как подготовиться к Рождеству, чтоб по-настоящему его пережить?
— К Рождеству, как и к любому другому церковному празднику, нас готовит наша жизнь в течение всего года. Христос родился в Вифлееме, Он лежал, спеленутый, в яслях, но Он еще и в сердце нашем должен родиться, и в нем пребывать. А что для этого нужно делать? Опыт святых отцов учит нас не обращать излишнего внимания на эмоциональную сторону наших переживаний, то есть не настраивать себя так: я непременно должен радоваться, почему я не радуюсь? Для нас главное не это, а — научиться молиться. Молиться внимательно, не рассеянно, познавая свое несовершенство и греховность — тогда наша молитва будет искренней и сердечной. Жить верою — значит, жить молитвой. Так же, как и храмом, богослужением. Важно не просто «отстоять службу», а как можно более глубоко вникнуть в ее последование, в слова молитв и праздничных песнопений, благо для этого сейчас есть все возможности: можно заранее прочитать службу, разобраться в стихирах, каноне, царских часах.
Мы призваны работать над своим сердцем — это прежде всего. И в этом нам помощь — Рождественский пост. Он не дает нам забыть о Боге; во время поста более глубокой становится наша молитва. Радость приходит как плод труда — мы постарались, потрудились, и по труду нашему Господь даст нам те чувства, в которых мы нуждаемся: и духовную радость, и умиление. Это и есть встреча с Ним, а с Ним всегда легко и радостно, об этом также говорит опыт святых.
— А если нас, как раз под Рождество, обступили со всех сторон проблемы, беды, скорби? Можно ведь сказать: какая тут радость…
— Здесь нам в помощь также опыт православных подвижников. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что самые радостные и плодотворные минуты своей молитвенной жизни пережил в лагере, где провел пять лет. Именно в лагере отец Иоанн, по его словам, научился молиться. Когда не было уже никаких физических сил, Бог давал силы духовные, вселял радость в сердце. Это то, к чему мы должны стремиться — чтобы наша молитва, наша радость о Господе не зависели от внешних условий.
— Чтобы наша радость была полной и подлинной — помогите нам разобраться в богословии праздника. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим…» — ирмос третьей песни праздничного канона. Сын, от Отца рожденный предвечно, то есть за пределом текущего времени — воплощается и рождается от Девы в конкретный момент нашего исторического времени. В этом времени Он растет, живет, действует, умирает и воскресает. Как это совместить в голове: Вечность — и невечность, временность?
— Рождаясь от Девы Марии, Христос как ипостась Триединого Бога становится Человеком; Его Божественная природа остается неизменной, но как Человек Он проживает свою человеческую жизнь в нашем времени. Бессмертный Бог становится смертным человеком, не переставая при этом быть неподвластным смерти Богом — для чего же? Для того, чтобы человек, который пал, потерял Бога, изменил своему предназначению, мог к Нему вернуться, чтобы человек получил возможность обОжения, или, как писали священномученик Ириней Лионский, святитель Афанасий Великий и другие отцы, стал богом по благодати: «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог» — кондак праздника.
— Но почему для спасения падшего человека понадобилось именно вочеловечение Бога?
— Принимая человеческую природу, Христос действует — не с высоты небесной, а изнутри падшего человечества. Явившись среди людей как подобный им Человек, Господь ни к чему их не принуждает — выбор, принять Его или отвергнуть, остается за самим человеком, за каждым из нас, ведь вера, как и любовь, может быть только свободной, и Сам Бог не может спасти человека без его встречного желания. Только по вере Бог открывается человеку и входит в его сердце. По вере своей человек входит в Тело Христово — в Его Церковь — по вере становится причастником Его Плоти и Крови, а это стало возможным только благодаря Его воплощению и Крестной Жертве: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). Воплощение Бога Слова — это проявление премудрости Божией, любви к человеку и уважения к его свободе.
— «…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление», — пишет апостол Павел (Гал. 4, 4–5). А что это означает — полнота времени? Почему Богомладенец родился именно тогда, в Вифлееме, не раньше и не позже? Какие часы пробили?
— Полнота времени — это исполнение обетований, ветхозаветных пророчеств о Спасителе мира: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил — так начинается Послание апостола Павла к Евреям. Пророчества о грядущем Мессии, Помазаннике, Искупителе и Спасителе мира мы находим в Псалтири и пророческих книгах — у Исаии, Даниила и других пророков Ветхого Завета. Об этих древних прозрениях нам напоминает богослужение предпразднства и самого праздника: в Навечерие Рождества (6 января) на Великих часах читаются мессианские псалмы (109‑й — Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131‑й — Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его), а также паремии (фрагменты ветхозаветных текстов) из книги пророка Исаии, говорящие о рождении Сына от Девы и о Христе как Отце будущего века. Христос родился — пророчества исполнились: Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42, 3), то есть не применит никакого насилия; Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни <…> изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4–5).
— Там же, в Послании к Галатам, апостол Павел говорит о том, что Христос, воплотившись, освободил нас от «порабощения вещественным началам мира». Как это понимать?
— Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его, — сказано в книге Премудрости Соломоновой (2, 23–24). Вещественные начала мира — тленность, страстность (в значении — болезненность, подверженность страданию) и смертность человека — это следствие грехопадения, отпадения от источника Жизни; как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12). Падший человек стал причастен противоположности Жизни — смерти. И своими собственными силами он ее победить не смог бы. Только Бог, став человеком, побеждает власть дьявола, власть греха и смерти. Сам будучи непричастен греху, становится искупительной и спасительной Жертвой. Но начинается все с Рождества: Христос лежит в яслях, чтобы потом лежать во гробе и воскреснуть.
Газета «Православная вера», № 24, 2020 г.