Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Чтобы не жаждать вовек
Просмотров: 2575     Комментариев: 0

Каждый раз, когда я подхожу к четвертой главе Евангелия от Иоанна, у меня возникает особое чувство. Чувство тайны, которую вдруг открывают передо мною из любви ко мне, чуда, совершаемого именно со мною, наконец, чувство нежданной и самой непосредственной встречи с Богом.

Ничего странного или непонятного на самом деле в моем переживании нет: ведь с женщиной, о которой речь в четвертой главе, произошло именно это. Она совершенно неожиданно  встретилась с Богом, Он из любви Своей открыл ей тайну спасения, Он совершил чудо с нею и ее земляками.

Конечно, такое  чувство у нас не от одной главы, а от всего Евангелия должно возникать: ведь в каждом эпизоде, в каждой притче Христовой речь именно  о нас. Нам не надо «ставить себя на место» блудного сына, скажем, или немилосердного заимодавца: мы уже на этом месте стоим, просто это не сразу до нас доходит.

Кто такие самаряне? Выяснить это для нас важно, потому что в Новом Завете они упоминаются неоднократно. А началась история этого народа в ветхозаветные еще времена; об этом рассказано в 4-й книге Царств (17, 23-41). После падения северного еврейского царства – Израиля, столицей которого была Самария, после того, как весь Израиль был насильственно переселен в Ассирию, Ассирийский царь заселил его территорию язычниками – людьми из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима (17, 24). Заботясь, однако, об их спасении, царь велел одному из переселенных израильских священников вернуться в Самарию и учить ее новых жителей закону Бога той земли (17, 27), то есть проповедовать им Бога Единого. Освоившие Самарию иноплеменники выбрали путь религиозного компромисса: израильского священника услышали, но и своих идолов не оставили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их, – сообщает древний автор (17, 41). Компромисс не помешал многим из вернувшихся из плена евреев вступать в браки с жившими в израильской земле иноземцами. Самаряне, современные Христу, Его земной жизни – потомки этих браков, люди смешанной крови и смешанной веры,  потому для правоверных евреев – чужаки, более того, враги.

Но, если мы вспомним евангельские эпизоды, в которых эти чужаки участвуют, мы увидим, что каждый такой эпизод – наглядный урок: поднимитесь над враждой, перестаньте считать себя праведнее других, учитесь видеть в каждом человеке ближнего. Именно самарянин приходит на помощь человеку, который попался разбойникам (см.: Лк. 10, 30-37). Из десяти прокаженных, исцеленных Христом, один самарянин оказывается благодарным (см.: Лк. 17, 12-19). И карающий огонь на селение самарянское Спаситель низводить запрещает: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 55-56).

И вот – одна из спасаемых душ, первая в городе Сихаре,  женщина, пришедшая за водой к древнему колодцу патриарха Иакова – а колодец этот вместе с землей Иаков завещал одному из двенадцати своих сыновей, Иосифу, тому самому, которого родные братья продали в рабство и который потом простил их и спас от голодной смерти.

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9).

Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Он, Сердцеведец, видит в грешнице сердце, готовое отозваться на Его слова… А слова эти поначалу кажутся самарянке такими странными!

…если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10-14).

Что означают эти слова Спасителя? Большинство толкователей говорят об отличии обычной («чувственной») воды от воды живой – благодати Святого Духа. Но, мне кажется, здесь можно вести речь не только о «физической» воде. На протяжении жизни своей мы с вами много чем утоляли и утоляем душевную жажду: общением, искусством, природой, путешествиями, разными интересными занятиями… Все это хорошо! Но после всего этого жаждешь опять – потому что в этом нет полноты. Полнота, по которой мы так тоскуем,– только у Христа.

Г.И. Семирадский. "Христос и самарянка". 1890 г.Но до женщины с водоносом – как и до нас! – смысл слов Незнакомца доходит не сразу. Она наивно просит: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин. 4, 15), и этим тоже напоминает нас, столь часто приводимых в храм одною лишь насущной потребностью, нуждой, бедой, не ищущих ничего, кроме практической помощи.

Но чудо у Иаковлева колодца уже совершилось. Самарянка  поняла: Тот, Кто перед нею – действительно, больше Иакова: вижу, что Ты пророк (Ин. 4, 19). Теперь она, полуязычница, предки которой с ветхозаветных времен поклонялись Богу на священной горе Гаризим, готова услышать и следующие слова Христа: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (21-24). Мы видим, как Господь открывает Своей собеседнице истину шаг за шагом, ступень за ступенью. Женщина, как и все ее соплеменники, знает, что на землю должен прийти Мессия, то есть Христос; и вот Христос говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (26).

Самарянка забыла о своем водоносе. Она спешит в город, к ближним своим, ко всем своим землякам с радостной вестью: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?  (Ин. 4, 29).

Но коль скоро мы мысленно спешим за самарянкой от колодца в город, мы должны оглянуться на оставшегося у колодца Спасителя – чтобы увидеть и Его радость. Радость о спасенных душах, радость исполнения воли Отца. Она заставляет забыть о телесном голоде: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34).

Далее – знаменитые слова о побелевших нивах, готовых к жатве (см.: Ин. 4, 35). Самаряне, вчерашние чужаки – тоже жатва Христова.  Жители города Сихаря, в отличие от жителей страны Гадаринской (см.: Мк. 5, 17), принимают Христа и просят Его побыть с ними еще два дня, и Он, конечно, соглашается. Город Сихарь понял, что Он – истинно Спаситель мира, Христос (см.: Ин. 4, 40-42).

Самаряне получили ту воду, после которой не наступает жажда. И мы получили эту воду. Только мы – в перипетиях нашей жизни, в наших грехах и слабостях – сами подчас не замечаем, как отходим от Источника. Главное – каждый раз к Нему возвращаться. Что бы с нами ни происходило.

Материалы по теме

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 3160
Комментариев: 0

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 3947
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 4047
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 5186
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 2661
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 2539
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 2766
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 3360
Комментариев: 0

Мы продолжаем рассказ о пасхальных неделях. Всего три воскресенья отделяют нас от праздника Вознесения Господня, и в этот период Церковь призывает вспомнить те события евангельской истории, в которых происходила встреча людей с Господом — встреча, после которой для них менялось все.

 

Просмотров: 3991
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9097
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6387
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 3606
Комментариев: 1

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 5134
Комментариев: 0