На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова вновь переживает событие, которое произошло две тысячи лет назад с бесконечно далекими, казалось бы, от нас людьми… и которое происходит с нами сегодня.
Это событие — наше спасение. Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас.
Ради спасения падшего человечества Бог воплотился и вочеловечился, родившись от Духа Святого и Марии Девы; ради нашего спасения Он умер на Кресте и воскрес, победив смерть. Но это было еще не все. Когда воскресший Христос вознесся ко Отцу, домостроительство нашего спасения не было еще завершено. Для завершения требовалось третье событие. Спаситель не раз сообщал о нем Своим ученикам — настолько, насколько они могли вместить: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15–17).
Обратим внимание на то, что Господь непосредственно связывает пришествие на землю Утешителя со Своим уходом к Отцу:
А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 5–7).
Наконец, Господь предупреждает учеников о предстоящем событии перед самым Своим вознесением: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 49).
В первой главе Книги Деяний апостольских (4–8) тот же евангелист Лука передает этот последний на земле диалог меж Учителем и учениками гораздо подробнее:
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым <…> вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Ждать таинственного события апостолам пришлось ровно десять дней — именно такой срок отделяет сегодня праздник Вознесения Христова от Пятидесятницы, или Троицы. Вторая глава Деяний:
При наступлении дня Пятидесятницы (пятидесятого дня после иудейской Пасхи, праздника первого снопа. — М. Б.) все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (1–4).
Святой Дух, Утешитель, третье Лицо Пресвятой Троицы, почил на апостолах, сделав их собрание Церковью. Церковью, в которой мы с вами, как уже сказано, спасаемся. Церковью, в которой благоволением Святого Духа, то есть благодаря Ему, Утешителю нашему в долгой разлуке со Христом, совершаются таинства: крещения, миропомазания (оно есть печать Духа Святого), отпущения грехов, Евхаристии, брака, соборования, священства. Священник совершает таинства потому, что он облечен той самой силою свыше — он получил свое священство от апостолов через тысячелетнюю цепочку рукоположений. Вот почему праздник Пятидесятницы называют еще днем рождения Церкви.
Это очень большое торжество. И богослужение его невероятно: оно глубоко, радостно, оно, действительно, дает нам прикоснуться к блаженной вечности. Рассказать о нем подробно мы здесь не можем — объем полосы не позволяет, потому отсылаем читателя к публикации на нашем сайте: «И согласно славим Всесвятаго Духа». А сейчас остановимся на любимой православным народом Великой вечерне с чтением коленопреклоненных молитв — она исстари совершается утром, непосредственно после Божественной литургии. Почему так, почему не вечером? Вечерня сразу по окончании Литургии знаменует нетерпение человека, жажду помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного Господом облечения силою свыше.
Коленопреклоненных молитв всего семь, они делятся на три части (по две в первой и второй, три в третьей). У каждой части свое наполнение, свои духовные смыслы — кстати, чтоб лучше эти смыслы усвоить, неплохо прочитать молитвы заранее дома.
Первая часть — покаянная: в ней мы обращаемся к безмерной Божией любви и милости: «Сам, Многомилостиве и Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный <…> Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас…».
Вторая часть — молитва об обновлении нашего существа Духом Святым: «…светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся, и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе благословити со Отцем и Святым Духом, во единем Божестве и силе и власти узарихомся. <…> Даждь убо Господи, людем Твоим щедроты Твоя: услыши нас с небесе святаго Твоего: освети нас силою спасительныя десницы Твоея: покрый нас кровом крилу Твоею, да не презриши дел руку Твоею. Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим…».
Третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших:«…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…». У Бога нет мертвых, и в Церкви тоже мертвых нет: она столько же Церковь ныне живущих, сколько Церковь отошедших от земной жизни. Вот почему, кстати, Троице издавна предшествует Троицкая родительская суббота — один из дней сугубого поминовения умерших.
Сразу за Пятидесятницей следует еще один праздник — Духов день. Он посвящен именно Святому Духу, Утешителю, третьему Лицу Пресвятой Троицы; и всегда приходится на понедельник, поскольку Пятидесятница — всегда воскресенье. Вечером накануне Духова дня на малом повечерии читается канон Святому Духу, в который также необходимо вслушаться:
«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния: Ты бо река Божества, из Отца Сыном происходящий. Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко Благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала…»Сделай нас чистыми зеркалами Божественного света…
Жизнь в Церкви — это жизнь вне времени: в Церкви мы не просто вспоминаем события, произошедшие за тысячи лет до нашего рождения, а по-настоящему участвуем в них. Эти события произошли с нами и продолжаются в нас — для чего? Для того, чтобы войти нам в Царство Небесное — Царство Пресвятой Троицы.
Газета «Православная вера» № 08 (652)