Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Светом Духа просветимся
Просмотров: 2529     Комментариев: 0

На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова вновь переживает событие, которое произошло две тысячи лет назад с бесконечно далекими, казалось бы, от нас людьми… и которое происходит с нами сегодня.

Это событие — наше спасение. Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас.

Ради спасения падшего человечества Бог воплотился и вочеловечился, родившись от Духа Святого и Марии Девы; ради нашего спасения Он умер на Кресте и воскрес, победив смерть. Но это было еще не все. Когда воскресший Христос вознесся ко Отцу, домостроительство нашего спасения не было еще завершено. Для завершения требовалось третье событие. Спаситель не раз сообщал о нем Своим ученикам — настолько, насколько они могли вместить: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15–17).

Обратим внимание на то, что Господь непосредственно связывает пришествие на землю Утешителя со Своим уходом к Отцу:

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 5–7).

Наконец, Господь предупреждает учеников о предстоящем событии перед самым Своим вознесением: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 49).

В первой главе Книги Деяний апостольских (4–8) тот же евангелист Лука передает этот последний на земле диалог меж Учителем и учениками гораздо подробнее:

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым <…> вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Ждать таинственного события апостолам пришлось ровно десять дней — именно такой срок отделяет сегодня праздник Вознесения Христова от Пятидесятницы, или Троицы. Вторая глава Деяний:

При наступлении дня Пятидесятницы (пятидесятого дня после иудейской Пасхи, праздника первого снопа. — М.Б.) все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (1–4).

Святой Дух, Утешитель, третье Лицо Пресвятой Троицы, почил на апостолах, сделав их собрание Церковью. Церковью, в которой мы с вами, как уже сказано, спасаемся. Церковью, в которой благоволением Святого Духа, то есть благодаря Ему, Утешителю нашему в долгой разлуке со Христом, совершаются таинства: крещения, миропомазания (оно есть печать Духа Святого), отпущения грехов, Евхаристии, брака, соборования, священства. Священник совершает таинства потому, что он облечен той самой силою свыше — он получил свое священство от апостолов через тысячелетнюю цепочку рукоположений. Вот почему праздник Пятидесятницы называют еще днем рождения Церкви.

Это очень большое торжество. И богослужение его невероятно: оно глубоко, радостно, оно, действительно, дает нам прикоснуться к блаженной вечности. Рассказать о нем подробно мы здесь не можем — объем полосы не позволяет, потому отсылаем читателя к публикации на нашем сайте: «И согласно славим Всесвятаго Духа». А сейчас остановимся на любимой православным народом Великой вечерне с чтением коленопреклоненных молитв — она исстари совершается утром, непосредственно после Божественной литургии. Почему так, почему не вечером? Вечерня сразу по окончании Литургии знаменует нетерпение человека, жажду помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного Господом облечения силою свыше.

Коленопреклоненных молитв всего семь, они делятся на три части (по две в первой и второй, три в третьей). У каждой части свое наполнение, свои духовные смыслы — кстати, чтоб лучше эти смыслы усвоить, неплохо прочитать молитвы заранее дома.

Первая часть — покаянная: в ней мы обращаемся к безмерной Божией любви и милости: «Сам, Многомилостиве и Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный <…> Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас…».

Вторая часть — молитва об обновлении нашего существа Духом Святым: «…светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся, и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе благословити со Отцем и Святым Духом, во единем Божестве и силе и власти узарихомся. <…> Даждь убо Господи, людем Твоим щедроты Твоя: услыши нас с небесе святаго Твоего: освети нас силою спасительныя десницы Твоея: покрый нас кровом крилу Твоею, да не презриши дел руку Твоею. Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим…».

Третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших:«…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…». У Бога нет мертвых, и в Церкви тоже мертвых нет: она столько же Церковь ныне живущих, сколько Церковь отошедших от земной жизни. Вот почему, кстати, Троице издавна предшествует Троицкая родительская суббота — один из дней сугубого поминовения умерших.

Сразу за Пятидесятницей следует еще один праздник — Духов день. Он посвящен именно Святому Духу, Утешителю, третьему Лицу Пресвятой Троицы; и всегда приходится на понедельник, поскольку Пятидесятница — всегда воскресенье. Вечером накануне Духова дня на малом повечерии читается канон Святому Духу, в который также необходимо вслушаться:

«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния: Ты бо река Божест­ва, из Отца Сыном происходящий. Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко Благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала…»Сделай нас чистыми зеркалами Божест­венного света…

Жизнь в Церкви — это жизнь вне времени: в Церкви мы не просто вспоминаем события, про­изошедшие за тысячи лет до нашего рождения, а по-настоящему участвуем в них. Эти события произошли с нами и продолжаются в нас — для чего? Для того, чтобы войти нам в Царство Небесное — Царство Пресвятой Троицы.

Газета «Православная вера» № 08 (652)

Материалы по теме

Праздник Святой Троицы, также известный как Пятидесятница, является одним из великих торжеств Православной Церкви. В день Троицы богослужение в храме объединяет богословскую глубину и богатые литургические традиции. Оно призвано напомнить каждому верующему о центральном месте тайны Троицы в христианской вере и жизни. О смысле и догматическом значении праздника, особенностях богослужения и песнопений рассказывают наши собеседники

Просмотров: 2105
Комментариев: 0

Совсем скоро наши храмы будут устланы свежескошенной травой, украшены цветами и зелеными ветками. Троица, а за нею Духов день — такие теплые, радостные, издревле любимые на Руси праздники! Но надо знать: Пятидесятница, она же Троица,— это на самом деле не про траву и не про берёзки. Это вселенское торжество нашего спасения, это событие, завершившее миссию вознесшегося уже Христа здесь, на земле. Это день, когда родилась Христова Церковь; говоря чуть иначе, когда группа учеников, собранных и объединенных одним Учителем, стала Церковью — богочеловеческим организмом, в котором действует Святой Дух. Его посредством совершаются таинства, соединяющие человека с Богом, и человек обретает спасение — блаженную вечность со Христом

Просмотров: 1953
Комментариев: 0

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 3149
Комментариев: 0

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 3925
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 4042
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 5141
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 2654
Комментариев: 0

Тайна Святой Троицы… Может ли хотя бы в самых общих чертах помышлять о ней простой смертный? Ответ на этот вопрос дает нам святоотеческое наследие. Святые подвижники и учители Церкви не только не окутывали эту тайну мраком, но и утверждали: без истинного, правильного и глубокого знания о Святой Троице невозможна подлинная вера. Одно из своих «Слов» посвятил догмату о Святой Троице святитель Григорий Богослов. Предлагаем вам отрывок из этого духовного произведения

Просмотров: 3792
Комментариев: 1

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 2753
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 2566
Комментариев: 0

Когда глубокие богословские смыслы воплощаются средствами иконописи, они становятся понятными и доступными для любого человека. А праздник Святой Троицы необыкновенно богат по своему смыслу. Почему существуют две абсолютно разные иконографии этого праздника? Кто этот загадочный старец со свитками в руках, обозначаемый на иконе словом «космос»? Почему скамья, на которой сидят апостолы, выполнена в виде подковы? Разберемся, о чем эти образы могут поведать внимательному взгляду

Просмотров: 3530
Комментариев: 0

Великие двунадесятые праздники церковного года — это, по сути, единое торжество. Оно поэтапно, шаг за шагом разворачивается перед нами — торжество победы Жизни над смертью, Божественной любви над злом. Совсем недавно мы пережили Воскресение Христа из мертвых, Его Вознесение к Отцу. И вот нам предстоит Святая Пятидесятница, или, в русской традиции, Троица — день Сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Церкви, которая жива и действует именно Святым Духом, Третьим Лицом Пресвятой Троицы

Просмотров: 3520
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 3349
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9086
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6368
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 3594
Комментариев: 1

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 5114
Комментариев: 0