Вот и наступили самые долгожданные зимние праздники: Новый год, Рождество, Святки. О том, как правильно провести это время, сохранить радость праздника, и о том, что такое настоящее чудо, расскажет митрополит Саратовский и Вольский Игнатий в беседе с деканом философского факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского Михаилом Орловым.
— Владыка, в Интернете ближе к Новому году, к Рождеству возникает много дискуссий о старом и новом стиле, о Юлианском и Григорианском календарях. Как Вы считаете, не лучше ли отмечать праздник Рождества 25 декабря, как это было до революции? И стоит ли христианину отмечать Новый год, который приходится на время поста?
— Главное не выплеснуть с водой и младенца — самое важное, чтобы во всем присутствовал Христос. Мы знаем, что в 30-е годы была борьба с рождественскими праздниками, даже елка была запрещена, поскольку это атрибут Рождества Христова. Потом праздник возвратили, стали праздновать Новый год как «Рождество без Христа». Атрибутика и поздравления остались, а вот христианская тематика пропала. Слава Богу, сейчас мы живем в другие времена, Христа никто не гонит, и самое главное — нам Его иметь в своем сердце.
Празднование Нового года — сложившаяся добрая традиция, которая большинству людей, родившихся в Советском Союзе, очень дорога. Люди собираются вместе, в кругу семьи, друзей, вспоминают, что было в уходящем году, строят планы на будущее, и в этом нет ничего плохого. Конечно, есть и другой подход — когда в новогоднюю ночь устраиваются попойки. Если посмотреть на статистику преступлений, мы увидим, что в это время их число резко возрастает. Так отмечать праздник, конечно же, неправильно. Не важно, по новому или старому стилю его праздновать, главное — как. Важно, чтобы это было созидательно и полезно, чтобы это был теплый, уютный, добрый праздник.
Святейший Патриарх Тихон на заре своего правления сделал так, что Русская Церковь перешла на новый стиль, но большая часть людей не приняли этот календарь и поэтому он вернулся к старому стилю. Я думаю, что если мы сейчас поставим вопрос о возврате к новому стилю, большое количество людей будет смущаться, для многих это будет ассоциироваться с обновленческим расколом, и ничего хорошего не выйдет. Я считаю, что надо те даты, которые существуют, не передвигать, а максимально наполнить позитивным смыслом.
Да, большинство Православных Церквей встречают Рождество по Григорианскому календарю. Но ведь дата Рождества Христова, что называется «день в день», не вполне известна. Краеугольным является само событие, которое произошло — рождение в мир Христа Спасителя, Который спас человека от смерти. Важно думать не о стиле, по которому отмечается праздник, а о наполнении этих праздничных дней любовью и жертвенностью. Ведь когда мы по-настоящему любим, мы излучаем свет, и те, кто находится рядом с нами, этот свет, тепло, любовь чувствуют. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».
— Новый год — это праздник, на который люди тратят большие средства. Многие стремятся отметить его попышней, поярче. А вот Рождество Христово как будто бы отходит на второй план. Это субъективное мнение или есть для него действительно какие-то основания?
— Я так не считаю. Во-первых, рождественская тематика на нашем светском телевидении освещается: всегда идет трансляция ночного богослужения, передают поздравление Святейшего Патриарха всея Руси, показывают фильмы, связанные с Рождеством. Мне кажется, что Рождество Христово даже более торжественно празднуется. На Новый год люди слушают музыку, встречаются за столом — всего лишь. А вот в Рождественскую ночь краеугольным камнем является праздничное богослужение, и вокруг него все и происходит. Верующие люди, как правило, причащаются в этот день. Когда человек приходит к Чаше Христовой, он становится с Ним единым целым. И в Рождество огромное число людей к этой Чаше приступает — с покаянным настроем, с желанием что-то изменить в своей жизни к лучшему. Это и есть Церковь Христова, во главе которой стоит сам Христос Спаситель, и самое большое торжество.
— Если обратиться к фольклору, к литературе — например, вспомнить «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя, то мы увидим, что там в эти праздничные дни появляются темные силы — различные демонические персонажи. Почему так?
— На самом деле причина проста: христианство пришло на Русь, но многие языческие обычаи остались в сознании людей. Даже сегодня можно услышать по телевидению или прочесть в печатных изданиях о таких понятиях, как, например, крещенские гадания. Или взять крещенские купания в проруби — сколько вокруг этого суеверий! Я вспоминаю первую епархию, в которой служил — Шахтинскую: там в Крещенский сочельник, когда положен строгий пост, возле крещенской купели собирался чуть ли не весь город. Жарили шашлыки, пили горячительные напитки и лезли в этом состоянии в ледяную прорубь. Откуда-то в сознание этих людей попала и укоренилась там мысль, что если искупаться в крещенской купели, то весь год болеть не будешь,— и вот во что был превращен праздник Крещения Господня.
Многим людям хочется праздника, хочется какого-то мистического чуда, и они создают его искусственно. Люди попросту не просвещены, а суеверий в нашем народе, к сожалению, больше чем веры. Наша задача — подходить к этой проблеме по-миссионерски.
— В мировой литературе есть целый ряд образов, связанных с тем, что Рождество Христово — это всегда милосердие к тем, кто слабее тебя. Здесь можно обратиться к Федору Михайловичу Достоевскому и его рассказу «Мальчик у Христа на елке». Автор напоминает о том, что есть люди, которые нуждаются в нашей заботе. Как Церковь и, в частности, наша епархия участвует в делах милосердия в эти дни?
— Церковь должна всегда, а не только в эти дни проявлять заботу о страждущих, и она это делает. В рождественские праздники на благотворительность делается особый акцент. Это подарки детям, заключенным, больным и другим нуждающимся. Это праздничные концерты, посещение больниц, приютов. Совсем недавно, в конце уходящего года, мы проводили заседание коллегии епархиальных отделов социальной направленности, где подводили итоги проведенной большой работы в этой сфере и строили планы на год грядущий. Праздник Рождества Христова ставит вопрос благотворительной помощи перед каждым христианином.
Мне вспоминается случай из моего раннего детства. Я родился в семье священника, и в нашем доме Рождество — это большой праздник, обязательно служба в храме. Мама купила мне и брату новые клетчатые костюмчики на праздник. Будучи в радостном ожидании, я часто открывал гардероб и смотрел: вот это мой костюмчик, это Ванин… Кроме того, мы, дети, очень ждали разговления. Мама обычно в этот вечер готовила что-то вкусное, и аромат разносился по всему дому. И вот в это время, шестого января, по телевизору показывали мультфильм по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Я остановился у телевизора и смотрел этот мультфильм. В нем замерзающая босая девочка чиркала спички, чтобы согреться. Вокруг все праздновали Рождество, а ей пойти было некуда. В пламени горящей спички ей виделась ее добрая умершая бабушка. Девочка засыпала, потом снова зажигала огонь... Меня эта печальная рождественская история так задела, что я несколько дней думал только о тех, кому нечего кушать, кто замерзает. Простоял всю службу с этими мыслями, и когда приехали домой после службы разговляться, у меня по-прежнему перед глазами стоял образ этой девочки. С тех пор я не могу вспомнить ни одного Рождества Христова, когда бы памятью я не возвращался в тот день. Вспоминая те чувства, которые были во мне, ребенке, тогда, я стараюсь сделать какие-то добрые дела сейчас.
— Новый год для западного мира связан со святителем Николаем Чудотворцем — святым, который как никто другой у нас в России тоже почитается. А есть ли еще святые, истории из жизни которых могут быть приурочены к этому периоду?
— 25 декабря, когда большинство христианского мира отмечает Рождество Христово, мы празднуем память святителя Спиридона Тримифунтского. Этот угодник Божий в своей земной жизни по-особому относился к ближним: был очень любвеобилен, скромен и помогал страждущим. И после своего отшествия в иной мир он продолжает помогать людям, которые обращаются к нему, а порой даже тем, кто не обращается. В день его памяти мы служили Божественную литургию в Спиридоновском храме Саратова, туда для поклонения в этот праздник была принесена частичка мощей этого святого. Из солидарности с православными христианами других Поместных Церквей мы на богослужении спели в этот день тропарь Рождеству Христову. Так что связь святителя Спиридона с праздником Рождества Христова самая очевидная. И, конечно же, будем обращаться к святителю Спиридону с молитвой о том, чтобы наступающий год — то лето, которое Господь даровал,— был благим: чтобы пандемия, которая бушует по всему миру, стихла; чтобы люди обращались к Богу, дарили друг другу больше любви, старались исправлять свои ошибки и стремились быть достойными звания человека.
Обращаясь к части Вашего вопроса о святителе Николае, хочется сказать: кто такой Санта Клаус? Это и есть святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Первоначально в христианском мире делались подарки ко дню его памяти, потому что этот святой в течение всей своей жизни помогал нуждающимся. Позже Санта Клаус, то есть святой Николай, стал делать подарки и к Рождеству Христову. Но, к сожалению, в Европе постепенно стали называть его просто Санта. То есть «Клаус» пропал, исчезло имя, и таким образом содержание стало замалчиваться и выветриваться. А ведь на самом деле идейный смысл здесь связан именно с жертвенной любовью архипастыря — святителя Николая. У нас же в России в советский период появился Дед Мороз. Что такое «мороз»? Неодушевленное явление, которое наделили антропоморфизмами и искусственно создали языческий образ, который и заменил, к сожалению, святителя Николая.
— В эти зимние праздники у людей появилось много свободного времени. Человек попраздновал один день, второй день, а дальше уже и не знает, чем себя занять. Есть ли у вас какие-нибудь советы относительно того, как провести это праздничное время, как сделать так, чтобы праздник по-хорошему запомнился?
— В эти дни принято ходить к родным и близким в гости, посещать богослужения и творить дела милосердия. На праздничных мероприятиях можно и стопочку поднять, но с умом. Ведь нет же понятия такого, что нельзя ничего употреблять. Апостол Павел говорит своему ученику Тимофею: употребляйте для здоровья немного вина (см. 1 Тим. 5, 23), а в другом месте говорится: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5, 18). Под блудом понимается то, что человек, который употребит большое количество алкоголя, став невменяемым, блуждает по всем греховным дорогам, куда его только может толкнуть дьявол. Вот этого не должно происходить.
— Период, предшествующий Рождеству,— это период постный. Но в это время обычно идут новогодние корпоративы. И вот человек православный пытается разобраться: как ему здесь поступить. С одной стороны, можно вспомнить слова Евангелия: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6, 16). С другой стороны, не надо стыдиться своего православного выбора: пост — значит пост. Как сделать правильный выбор?
— Во-первых, корпоратив корпоративу рознь. Чтобы дать совет, надо понимать, что за публика на нем собирается и с какими целями. Есть мероприятия, где люди немного выпьют, поговорят и расходятся. А бывает, что напиваются до неприличия. Я думаю, каждый человек сам должен с учетом этого понимать, может ли он участвовать в том или ином мероприятии или нужно воздержаться. Конечно, ситуации бывают разные. Например, руководитель сам верующий, но если он не проведет корпоратив, то подчиненные его не поймут. А бывает, нельзя не пойти подчиненному на такое мероприятие — тут уже начальник не поймет и могут быть проблемы с работой. Однако в любом случае всегда можно достойно себя вести и, если начинаются какие-то излишества, отойти в сторонку и уйти с Богом. Ведь Господь Бог наделил человека разумом, умением общаться. Христианин тем и должен отличаться от остальных, что он в любую ситуацию может внести позитив и свет Христов.
— Владыка, праздники сейчас вступают в свою полноту, скоро Рождество. Наши зрители и читатели ждут добрых слов и поздравлений. Что бы вы им пожелали?
— Дорогие братья и сестры, от всей души поздравляю вас с Рождеством Христовым и наступившим новолетием! Пусть лето, которое наступило, будет для всех благостным. Каждому из вас желаю крепкого здоровья, Божией помощи во все дни жизни. Пусть Его милость всегда будет с вами. Не забывайте дарить любовь друг другу. Жизнь на этой земле коротка, и от того, как мы ее проведем, будет зависеть наша вечная участь. Так пусть эта жизнь будет наполнена любовью, которая продолжится в вечности. Всего вам доброго. Храни Господь.