В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос.
Обратим внимание: в отличие от тех незрячих, которые были исцелены Спасителем в Капернауме, в Вифсаиде и на иерихонской дороге, иерусалимский слепец не просит Спасителя о прозрении, и никто другой за него не просит. Слепой, просящий милостыню у ворот иерусалимского храма, вообще не знает, Кто вдруг подошел к нему и стал делать с ним нечто странное; не ведает, что именно на нем сейчас должны явиться дела Божии. Однако он проявляет доверие, послушно идет в купальню Силоам (Шилоах — «посланный»; купальня символизирует Мессию), чтобы умыться — и получает физическое зрение. Но его подлинное прозрение, его личный выбор —впереди.
С точки зрения иудейской религиозной элиты — фарисеев, не принявших и преследовавших Учителя, исцеление слепорожденного есть нечто неправильное. То, что оно было совершено в субботу — лишь повод для обвинений, а главное не это. Главное — чудо совершил Человек, в Котором фарисеи видят очень большую для себя опасность. Поэтому прилюдно совершенное этим Человеком чудо необходимо обесценить. И фарисеи берутся за исцеленного, виноватого перед ними уж тем, что он теперь видит. Вот не должен, а видит почему-то.
Фарисеи ищут в произошедшем некий подвох, для чего и подвергают допросу не только самого прозревшего, но и его родителей: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? (Ин. 9, 19). Родители боятся, ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги (22); они уклоняются от ответа и предлагают допрашивающим их иудеям обратиться к сыну: самого спросите (23). И фарисеи спрашивают прозревшего — уже вторично; на первом допросе он назвал своего Исцелителя пророком. На сей раз диалог еще более напряжен, и мы уже ясно видим, что прозрение вчерашнего слепца — не только физическое. Ему, по сути, предлагают отречься от Исцелившего, похулить Его: мы знаем, что Человек Тот — грешник (24).
Но исцеленный не просто тверд, он ведет себя небывало дерзко по отношению к влиятельной прослойке иудейского общества: …я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9, 27–33).
Итак, на несчастном, убогом человеке были явлены дела Божии — и он прекрасно это понял, и дела эти нашли в нем продолжение. Ну а на нас с вами, на каждом из нас — разве не является Божие дело? Вот что говорил в проповеди своей на Неделю о слепом святитель Николай Сербский (Велимирович): «Блажен тот, на ком являются дела Божии, и он их осознает и использует для спасения своей души. Блажен бедняк, который, по милости Божией разбогатев и прославившись, почувствовал благодарность за сию милость Божию. Блажен безнадежный больной, который, получив от Господа исцеление, возносит сердце свое ко Господу как своему нечаянному и единственному Благодетелю. О, как на каждом из нас ежедневно являются дела Божии! О, как велика радость всех тех, у коих чрез эти дела Божии отверзлись духовные очи для видения Бога! О, горе всем тем, кои с руками, переполненными Божиих даров, поворачиваются к Богу спиною и в слепоте продолжают идти своими темными и суетными путями! На всех нас ежедневно являются дела Божии, ибо Бог не оставляет нас до самой нашей смерти. Сии дела Божии, явленные на нас, помогают нашему личному спасению. Но дело Божие, явленное на этом слепорожденном, должно было послужить спасению многих и многих. Сие дело воистину открыло, что Бог действительно сошел к людям. Сие дело показало, что среди людей намного больше духовных слепцов, чем телесных. И, кроме того, оно явило то, как мудрый человек, которому Бог дарует телесный дар, использует его и для обогащения души своей истинною верой».
Фарисеи, однако, этого не понимают и в высокомерии своем смешны: …во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? (Ин. 9, 34) Как будто они родились не в том же… Они выгоняют бывшего слепца вон, а Исцелитель — обратим внимание! — специально ищет его в городе, чтобы с ним поговорить:
…ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (35–38).
«Очи отверзл невидевшаго свет чувственный, души просветил еси зеницы, и славити сотворил еси сего, познавша Тя, Творца», — поет Церковь на утрене накануне воскресенья о слепом.
Глава 9 Евангелия от Иоанна завершается трудными словами, обращенными, опять же, к каждому из нас: И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (39–41).
Александр Лопухин в своей «Толковой Библии» объясняет, что слова Спасителя о суде отнюдь не противоречат Его же словам Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 17): «Слово “суд” обозначает здесь не судебное производство, совершаемое по известным законам и правилам,— пишет Лопухин,— под “судом” здесь нужно понимать те последствия, какие будет иметь для людей явление Христа с проповедью Евангелия: одни окажутся способными принять эту проповедь, другие — нет. В этом и скажется различие между людьми, которое дотоле было сокрыто. Можно сказать, что под “судом” здесь подразумевается то, что происходит в душе человека».
Святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании говорит, что видящие в данном случае — это фарисеи: они видели чудо, совершенное Господом, они сведущи в Писании, но при том «слепы душевными глазами» —вот почему «фарисеи из чуда извлекли для себя более вреда, чем пользы, и чрез это стали достойны большего осуждения».А тот, кто не по своей вине оказался невидящим (речь не только о физической слепоте), но сохранил зоркое сердце, увидит свет миру (Ин. 9, 5).