Такой замечательный гимн супружеской любви, который содержится в анализируемом отрывке, явно выделяется среди аналогичных ветхозаветных текстов. В каком-то смысле он предвосхищает христианское представление о цели брака как общении мужчины и женщины с целью взаимного обогащения личности. Однако его первоначальный смысл более простой, в каком-то смысле «проза жизни». В Ветхом Завете люди рано вступали в брак (16–18 лет), причем часто браки заключались по воле родителей (родители выбирали юноше супругу, невзирая на его чувства)
Православное богослужение – не только молитва, но и училище благочестия, то есть кладезь догматической, нравоучительной, исторической и агиографической информации. Из всей этой сокровищницы особую ценность представляют догматические истины, содержащиеся в церковной гимнографии (то есть в изменяемых песнопениях богослужения: стихирах, тропарях, кондаках, светильнах и др.)
Посетителям нашего сайта уже знакомо имя библеиста, заведующего кафедрой библеистики Саратовской Православной духовной семинарии, автора учебного пособия для студентов духовных учебных заведений «Священное Писание Ветхого Завета» Алексея Кашкина: мы беседовали с ним о ветхозаветных пророках Самуиле, Илии, Елисее, Данииле, Иеремии, Ионе… Сегодня мы продолжим эти весьма познавательные и интересные встречи с Алексеем Сергеевичем
Книга пророка Ионы — одна из самых кратких пророческих книг Библии: всего-то четыре главы. История, похожая на притчу — и не похожая притом на истории других пророков Ветхого Завета. Если мы прочитаем эти четыре главы внимательно и грамотно — нам откроется целый пласт важнейших мессианских смыслов. О пророке Ионе мы беседуем с нашим постоянным консультантом, библеистом, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным
Тема брака и семейных отношений – одна из вечно актуальных тем, ибо связанные с ней проблемы в той или иной степени затрагивают всех людей, независимо от их этнической, культурной или социальной принадлежности. Почти в любом браке в силу греховности каждого человека происходит столкновение интересов, амбиций, страстей двух разных людей. Весьма часто вспыхивают конфликты, многие из которых могут перерасти в серьезные проблемы и даже привести к расторжению брака. Для преодоления подобных ситуаций и отчасти даже в целях предотвращения развода в христианских семьях интересно рассмотреть иудейскую практику расторжения брака в межзаветный и новозаветный периоды
Величайшим из пророков Израилевых почитается боговидец Моисей, но основателем пророческой традиции, продолжавшейся более тысячи лет, считается пророк Самуил, о котором рассказывает Первая книга Царств. Продолжаем разговор о пророках Ветхого Завета, начатый в журнале «Православие и современность». Наш постоянный собеседник и консультант — библеист, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин
Пророки Ветхого Завета, Божии человеки, аскеты, преданные Единому Богу и не считавшиеся более ни с чем и ни с кем, ни во что ставившие собственное благо, имение, саму жизнь. Уста Святого Духа, светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1, 19) до восхода Солнца — Христа… Случайно ли то, что из всех действующих лиц Ветхого Завета только они упомянуты в Никео-Цареградском Символе веры: «…и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». О ветхозаветных пророках мы беседуем с библеистом Алексеем Кашкиным
Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок
Повествование о пророке Елисее изобилует чудесами. Можно сказать, что по количеству чудес из святых в Ветхом Завете пророка Елисея можно сравнить только с Моисеем. В некоторых же аспектах Елисей даже превосходит Моисея; в первую очередь это относится к событиям воскрешения умерших. В этом смысле показательно, что Елисей совершил и посмертное чудо. Очевидно, Господь еще раз прославил Своего пророка и хотел вразумить израильский народ