Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Хроника рождения Церкви
Просмотров: 3348     Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках.

Книгу Деяний написал непосредственный участник описываемых в ней событий — апостол и евангелист Лука. Она адресована тому же человеку — греку по имени Феофил — что и Евангелие от Луки.

Первую книгу (Евангелие. — М. Б.) написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал… — так начинаются Деяния.

Вторая глава Деяний рассказывает о великом событии, завершившем домостроительство нашего спасения: Сошествии Святого Духа на апостолов, рождении Церкви Христовой. С той минуты Дух Святой — третье, незримое Лицо Пресвятой Троицы — присутствует в нашей соборной и апостольской — то есть происходящей напрямую от апостолов Христовых — Церкви. И все, что в ней совершается — совершается именно Духом Святым. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на книгу Деяний пишет о том, почему великое событие произошло именно в праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после иудейской Пасхи. Это был, во-первых, праздник урожая — а апостолы к тому дню «созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова». Во-вторых, в день Пятидесятницы вспоминали Закон, данный Богом Моисею на Синае; и именно в этот день пришел «сменщик» ветхозаветного Закона — все стадо Христово отныне не под законом, но под благодатью Святого Духа (см.: Рим. 6, 14).

Книга Деяний рассказывает о первой христианской общине в Иерусалиме, и этот рассказ производит удивительное впечатление:

И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 42–47).

Архиепископ Аверкий подчеркивает, что преломление хлеба здесь — не просто общая трапеза (такие тоже были), но Таинство Евхаристии, принятие Тела и Крови Христовых. И еще — единодушные посещения христианами (хоть их на тот момент так еще не называли) иерусалимского храма говорят о том, что исповедание Христа было для них естественным продолжением веры Авраама, Исаака и Иакова.

Но в пятой главе мы читаем о гибели супругов Анании и Сапфиры:

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апос­толов (Деян. 5, 1–2).

Этот жест — положить деньги от проданного имения к ногам апостолов, а не просто дать их им в руки — говорит о благоговении, в котором совершалась жертва. Выше в книге Деяний говорится о людях, которые клали к ногам апостолов именно всё — всё до конца, вверяя свою дальнейшую судьбу общине и Христу, зная, что нужды ни в чем не будет (см.: Деян. 4, 34–35). Анания с женой совмещают благоговейный жест с хитростью.

— Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? — спрашивает Ананию апостол Петр; тем самым он напоминает, что к продаже имений и отдаче денег никто никого не принуждал, Анания мог бы этого и не делать. Зачем ему понадобилось лгать — не человекам, а Богу, так продолжает апостол (Деян. 5, 4).

Услышав эти грозные слова, Анания падает бездыханным, за ним умирает и Сапфира. «Тяжесть этого наказания объясняется опасностью, которая грозила от этого Иудина греха всему первому христианскому обществу», — считает архиепископ Аверкий.

В книге Деяний мы видим апостолов — учеников Хрис­та — совсем не такими, какими они были при земной жизни Учителя и в ту страшную ночь, когда стража увела Его от них. Куда делись шаткость, робость, заблуждения, суетные мысли о первенстве, наконец, конфликты? На учениках явственно сбываются слова вознесшегося Учителя: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Ин. 14, 12): апостолы совершают чудо за чудом. Архиепископ Аверкий обращает наше внимание на полную уверенность и энергию, с которой действует Петр, исцеляя хромого, точнее, с детства неходящего человека, просившего милостыню у Красных ворот Храма (см.: Деян. 3, 1–11) и расслабленного Энея (см.: Деян. 9, 33–34), а затем — поднимая со смертного одра праведную Тавифу (см.: Деян. 9, 36–43). Но главное — апостолы, люди некнижные и простые (4, 13) с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Хрис­та (4, 33), неустанно и воистину бесстрашно проповедовали, даже в Синедрионе, то есть фактически в суде, под прямой угрозой смерти. Начальники пытаются запретить апостолам проповедовать Воскресшего, но в ответ слышат: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (4, 19–20).

Когда апостолов Петра и Иоанна второй раз приводят в Синедрион, их спасает от расправы мудрый и справедливый фарисей Гамалиил, учитель апостола Павла, произнесший бессмертные слова: отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян. 5, 38–39). Дело, как мы видим, не разрушилось за две с лишним тысячи лет.

«Здесь мы видим очевидную нравственную победу апостолов, но здесь же видны и грозные признаки предстоящих апостолам и всем первым христианам гонений за веру», — пишет архиепископ Аверкий. И очень скоро мы увидим на страницах Деяний первого страдальца за веру: Стефана, мужа, исполненного веры и Духа (6, 5), одного из семи избранных общиной диаконов; им было поручено распределение пищи и прочих необходимых вещей. И вот, Стефан — перед тем же Синедрионом. Его обвиняют в богохульстве, а за это, по Моисееву закону, побивают камнями. Но Стефан, стоя перед судьями, видит отверстые небеса (см.: 7, 56); судьи же видят его лицо, как лице Ангела (6, 15) — оно уже сияет нетварным светом.

Как отмечает архиепископ Аверкий, по иудейскому закону свидетели должны были первыми бросить камни в обвиненного ими в преступлении. Юноша по имени Савл (Саул), воспитанник Гамалиила, свидетелем не был и камней не метал, только стерег сложенные наземь одежды метателей и одобрял убиение Стефана (8, 1). Его война с Иисусом Христом впереди; впереди и его воистину счастливое поражение в этой войне, начавшееся на дамасской дороге. Обращение Савла, одного из самых ярых гонителей веры в Воскресшего, и превращение его в великого апостола Павла, заложившего фундамент хрис­тианской Церкви (глава 9) — это своего рода кульминация, вершина Деяний.

Читая книгу Деяний, мы совершенно непосредственно видим, как христианство становится мировой религией. Строительство нового светлого Иерусалима, того, о котором мы теперь поем на Пасху, созидание Христовой Церкви за пределами иудейского мира началось с видения апостолу Петру (см.: 10, 10–16), которому Сам Бог велит не считать нечистым то, что очистил Он. «Все народы, — пишет владыка Аверкий, — одинаково очищены честной Кровью Агнца Божия Христа, и все одинаково достойны вступить в Его Царство». И в той же десятой главе, непосредственно после таинственного, не сразу понятого Петром видения его приглашают в дом римского сотника Корнилия — первого язычника, который готов обратиться ко Христу вместе со всем своим домом и ждет наставника.

И далее апостолы исполняют последний земной завет Учителя — идут и учат все народы (Мф. 28, 19), а не только собственный; руками Своих учеников Иисус из Назарета приводит в Свою ограду овец не сего двора (Ин. 10, 16). Вторая часть Деяний — это книга-путешествие: Павел и его братья проповедуют в азиатских городах, а затем достигают Европы, ее интеллектуальных и религиозных центров. Мы читаем гениальную проповедь апостола Павла перед афинянами — о неведомом Боге, которого они, не зная, чтят (17, 23). Повествование апостола Луки — особенно в тех местах, где он ведет его от собственного лица — настолько естественно и настолько детально, что даже и неверующий не усомнится в реальности описываемых событий. Достаточно прочитать главу 27, где Лука рассказывает о страшном шторме на Адриатическом море, который пришлось претерпеть Павлу, отправленному римским прокуратором Порцием Фестом в Рим, и его спутникам.

С отправки Павла под конвоем в Рим начинается финальная часть Деяний. Сильные мира сего не знают, что делать с проповедниками нового учения: ведь все попытки суда над апостолами, в частности, над Павлом, превращаются в его триумф. Римский кесарь — последняя инстанция: великий апостол сам хочет предстать перед его судом и говорить с ним. Но ни об этой встрече, ни о мученической кончине Павла и Петра мы в Деяниях не прочитаем. Архиепископ Аверкий (Таушев): «Неожиданное окончание книги Деяний в самый интересный момент прибытия святого Павла на суд Кесарев убедительно свидетельствует о ее подлинности и о том, что она написана именно в это время и до вторых уз апостола Павла и его мученической кончины в 67 году по Р. Х.»

Газета «Православная вера» № 09 (629)

Материалы по теме

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 3149
Комментариев: 0

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 3925
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 4042
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 5141
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 2654
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 2529
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 2753
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 2566
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9086
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6368
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 3594
Комментариев: 1

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 5114
Комментариев: 0