Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»
На вопросы о земной родословной Господа нашего и Спасителя, о ее значении для нас, сегодняшних христиан, отвечает Алексей Кашкин — заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, наш давний и постоянный собеседник.
— Алексей Сергеевич, для начала напомним читателям, что родословие Иисуса Христа содержится также в Евангелии от Луки (3, 23), но там оно изложено иначе: не вниз, а вверх по течению времени, в прошлое, и не до Авраама, а до Адама, и затем — Самого Создателя. А почему это было так важно для евангелистов — привести родословную Спасителя? Что они таким образом нам показывают?
— В Ветхом Завете множество родословий, можно сказать, что он весь представляет собой огромное родословное древо. Для древних иудеев родовые записи были очень важны, потому что через принадлежность к своему роду, к одному из двенадцати (по числу сыновей Иакова-Израиля) колен человек чувствовал свою причастность событиям Священной истории, ощущал себя частью богоизбранного народа — народа, о котором Бог сказал праотцу Аврааму: и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт. 17, 2). Вспомним, как Сам Христос сказал о раскаявшемся мытаре Закхее: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Но главная цель приведенных родословных — показать, что Мессия, Христос, происходит из дома Давидова и из колена Иудина. Ведь именно о таком происхождении Мессии говорят ветхозаветные пророческие обетования: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1).
— Иосиф не был отцом Иисуса по плоти, Богомладенец зачат от Духа Святого; почему же оба евангелиста, Матфей и Лука, сообщая об этом, приводят родословие Иосифа и как бы никакого противоречия здесь не видят? Лука, правда, оговаривается: был, как думали, Сын Иосифов… (3, 23). Но, если только думали, зачем же родословная мнимого отца? Логичнее было бы изложить родословную Матери.
— Как мы помним, Пресвятая Дева была единственной дочерью Своих родителей, святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, то есть единственной наследницей удела Своего отца. По иудейскому Закону, всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих (Числ. 36, 8). Таким образом, Иосиф и Мария принадлежали к одному племени (роду). Не исключено также, что этот закон в иудейской практике расширился и как бы стал нормой, так, что уже все девушки, независимо от того, являются ли они единственными наследницами своих отцов или есть другие наследники, стали к тому времени выходить за представителей своего клана. Поэтому в данном случае достаточно показать происхождение Иосифа, чтоб подтвердить: он — сын Давидов (см.: Лк. 2, 4). Ветхозаветные родословные — это именно списки мужских имен. Кроме того, праведного Иосифа Обручника Церковь чтит как одного из богоотцев — ведь не случайно именно ему был вручен Сын Божий, доверено Его воспитание. Иосиф спас Его жизнь, увезя Его вместе с Матерью в Египет (см.: Мф. 2, 13–15), Иосиф был хранителем Его детства, он, как и Мария, с великой скорбью искал отрока Иисуса, потеряв Его в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 42–50).
— Почему сами перечни имен так различаются? Например, если судить по Луке, отец Иосифа носил имя Илий, а у Матфея он Иаков.
— Есть версия, что Иосиф Обручник был рожден в так называемом левиратном браке. По иудейскому закону, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был взять в жены его вдову, дабы восстановить семя брату (см.: Втор. 25, 5; Лк. 20, 28). Илий умер бездетным, и Иаков произвел на свет детей, которые юридически считались детьми Илия, хотя фактически были детьми Иакова. Скорее всего, евангелист Матфей в своей родословной называет имя биологического отца, об этом говорит глагол «родил»; а Лука называет имя отца юридического. А поскольку Илий и Иаков были братьями сводными — сыновьями одной матери, но разных отцов — то и дальше нити родословных расходятся и сходятся только на Зоровавеле. Другие расхождения могут быть объяснены сходным образом или пропуском нескольких поколений (глагол «родил» не всегда означает «был его отцом»; «родивший» мог быть и прадедом, и прапрадедом).
— Почему Матфей спускается по течению времени, начиная от Авраама, а Лука восходит до Адама и Самого Бога?
— Евангелие от Матфея — самое раннее, евангелист писал его для своих соплеменников-иудеев. А греческий врач Лука в самом начале своего повествования обращается к греку Феофилу. И его цель — проповедать Слово Божие всем народам, показать его вселенское значение, родство Иисуса Христа всему человечеству.
— Теперь давайте поговорим о «персоналиях». Кем они были, какими они были — предки Богочеловека? За Адамом, грехопадение которого искупил Своей крестной жертвой «новый Адам» — Христос, следует его сын Сиф…
— Праотец Сиф — родоначальник праведников на земле. Ева родила Сифа после того, как ее первенец Каин совершил первое на земле человекоубийство и был Самим Богом изгнан с земли, дарованной Адаму (см.: Быт. 4, 10–13).. Когда у Сифа родился сын Енос, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть начали совершаться первые богослужения (см.: Быт. 4, 26). Седьмой от Адама — Енох: праведник, который ходил пред Богом и был во плоти взят от земли на Небо (см.: Быт. 5, 22–24). Далее среди предков Христа, перечисляемых евангелистом Лукой, мы видим праведного Ноя, который обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8), и семейству которого было даровано спасение во время Всемирного потопа; и затем его сына Сима, который, в отличие от родного брата Хама, имя которого стало нарицательным, проявил уважение к своему отцу (см.: Быт. 9, 20–25). А среди потомков Сима мы видим Фарру, затем праотца Авраама, с которым Бог заключил завет, рожденного им в глубокой старости по обетованию Божию Исаака, затем патриарха Иакова и Иуду — одного из двенадцати сыновей Иакова, родоначальников колен. Иисус Христос — лев от колена Иудина, корень Давидов (Откр. 5, 5).
— Но ведь среди предков Христа не только праведники, не только те, кто почитал истинного Бога. Чего стоит перечень иудейских царей эпохи, предшествовавшей вавилонскому пленению — собственно, по их вине это произошло: Ахаз, Манассия, Амон, Иоаким, Иехония...
— Да, это люди, ответственные за впадение Иудеи в язычество и за вавилонский плен. Раскаяние плененного царя Манассии (см.: 2 Пар. 33, 12) могло спасти лично его, поскольку Господь приемлет покаяние всякого грешника; но не могло уже исправить ситуацию в целом. А возвращение евреев из вавилонского плена и строительство второго Храма произошло благодаря тем праведникам, которые оставались в иудейском народе. И, может быть, благодаря праведным царям Езекии и Иосии — они тоже среди предков Спасителя.
— Хотелось бы также услышать о Зоровавеле…
— Благодаря вождю общины вернувшихся из плена иудеев Зоровавелю начинает отстраиваться город Иерусалим и храм (см.: 1 Ездр. 3). Зоровавель — потомок Давида, вернувшиеся из рабства иудеи связывают с ним не только надежды на возрождение династии, но и мессианские чаяния. В книге пророка Аггея (2, 23) Господь Саваоф говорит: В тот день <…> Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой <…> и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя. Печать в ту эпоху — то, что имело особую ценность, подлежало особому хранению. Зоровавель будет сохранен, как печать, и в потомстве его родится Мессия.
Христос пришел спасти грешников, вот почему среди его земных предков — не только праведники. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христу должно удивляться не только потому, что воспринял на Себя плоть и соделался человеком, но и потому еще, что порочных людей удостоил быть своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков».
— В родословной, приводимой евангелистом Матфеем, четыре женских имени: Фамарь, Рахава (Раав), Руфь и «бывшая за Уриею» — Вирсавия. И с каждой из этих женщин связана особая история. Хитрая Фамарь, овдовев, обманом приобретает детей (близнецов Фареса и Зару) от собственного свекра Иуды (см.: Быт. 38, 13–30); блудница Раав (см.: Нав. 2) из враждебного Израилю Иерихона спасает собственную жизнь и жизни всех своих родственников, укрыв в своем доме разведчиков Иисуса Навина; моавитянка Руфь подает пример верности народу своего покойного мужа и получает награду в виде счастливого брака с Воозом (книга Руфь); наконец, Вирсавия — это падение царя Давида, это его грех и раскаяние, увековеченное всем известным 50‑м псалмом; однако же от этой греховной связи рождается Соломон, строитель Храма. Но почему эти женщины упомянуты, а другие жены и матери — нет?
— Женщина упоминается там, где события Священной истории пошли по совершенно особому и непредвиденному для людей пути; когда к рождению ребенка привели необычные семейные обстоятельства. Праведные Сарра, Ревекка, Рахиль не упоминаются, потому что здесь все шло по плану: выбор супруги, брак, дети от этого брака. А в этих эпизодах все иначе: Фамарь не должна была беременеть от свекра, Вооз — жениться на иноплеменнице, рожденной в язычестве Руфи, великий Давид не должен был впадать в грех… Но в результате этих непредвиденных событий продолжилась ветка, ведущая к Богочеловеку. Все непредвиденное, вторгающееся в нашу жизнь — от Господа, Промысл Которого для нас непостижим.
Газета «Православная вера» № 24 (619)