Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Притча о блудном сыне — икона Божественной любви
Просмотров: 3947     Комментариев: 0

Мы вошли в трехнедельное преддверие Великого поста. И после Недели о мытаре и фарисее мы переживаем драму блудного сына, его отца и старшего брата.

Подготовительные недели к Великому посту, как и сам пост — это не просто что-то положенное и обязательное к исполнению. Это приглашение к самопознанию и к познанию Бога. Мы читаем то, что, казалось бы, прочитано нами уже много раз — и видим, что это не исчерпано нами, нет, это бездонно, неисчерпаемо, потому что не про каких-то других людей сказано, а именно про нас с вами.

Евангелие от Луки, глава 15, 11–13: Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно…

Все знают, что под отцом в этой Христовой притче подразумевается Отец — то есть Бог; но, вместе с тем, это вполне реалистичная краткая повесть об обычном земном отце и его сыновьях. Она невероятно богата смыслами. И все же на вопрос: «О чем она?» — можно ответить кратко: о грехе человеческом, о покаянии и о Божией любви.

«Это вовсе не притча об отдельном грехе, — говорил митрополит Сурожский Антоний, — в ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе». Как и другие пастыри, владыка Антоний обращает наше внимание вот на что: отец из притчи еще жив, а его младший сын хочет получить свою долю наследства — так, как если бы отец умер, если бы не было уже его на земле: «Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов». Можно, конечно, спросить: какое это имеет отношение к нам? Мы же верующие люди, мы не говорили и никогда не скажем Отцу, что Он для нас не существует. Да! Но в грехе своем мы каждый раз действуем так, как будто Его для нас нет, как будто все наше принадлежит нам и наша судьба зависит только от нас самих. Грех, даже, казалось бы, мелкий — это каждый раз подсознательное решение жить без Отца, уйти от Него в некое свое пространство, двигаться в координатах собственного «я».

И еще на одно обстоятельство обращают наше внимание многие пастыри: по тем патриархальным временам, отец из притчи мог бы мигом привести зарвавшегося потомка в чувство, вручить ему лопату и отправить копать колодец для овец. Но нет! Вместо этого отец двух братьев исполняет беззаконное требование младшего: выдает ему его долю наследства и позволяет уйти. Почему отец поступает именно так? Потому что он не хочет держать сыновей возле себя силой. Ему нужна их любовь и сердечная преданность, а не связанность. И точно так же не держит нас силой у Своего подножия Бог: Он создал нас свободными существами и ждет нашего собственного, ответственного выбора.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Возвращение блудного сына". Картина.Младший сын делает свой выбор, он уходит на чужбину и живет там свободно, то есть распутно, расточая имение. Имение заканчивается, чужая страна перестает быть гостеприимной, в ней голод, пришлецы никому не нужны. Гордость юноши сокрушена: он пасет свиней (нечистых, по иудейскому закону, животных), он был бы рад подкрепиться их кормом, но свиньи для хозяина куда важнее какого-то иноплеменного бродяги. И вот — очень важные слова: придя в себя… (17). Как пишет архиепископ Иоанн (Шаховской) в своей работе «Апокалипсис мелкого греха», «когда люди духовно удаляются от своего Творца, они этим уходят и от самих себя. А возвращаясь к Богу, веруя в Бога, человек возвращается к самому себе, к своей душе. Это и говорит притча о блудном сыне…»

Вернувшись в себя, молодой человек трезво осознает свою ситуацию, видит свою страшную ошибку и принимает решение: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче… (18). Узнаем ли мы в этом человеке себя?

Мы приходим к Богу и Его Церкви разными дорогами. Но едва ли не каждый раз решительному шагу предшествует разочарование в бесчисленных приманках «видимого сего жития», отказ бежать за ними, жить ими, возвращение к себе изначальному — приход в себя. А еще — боль и сознание собственной немощи, неспособности справиться со своими проблемами без Бога, без Христа.

Но вот в чем лично мне уподобиться младшему сыну трудно, так это в смирении: я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15, 18–19). Меж тем только такое смирение может поднять его с того дна, на которое бросила гордыня. Гордыня, обещая возвышение, опускает, смирение поднимает (см.: Лк. 18, 14); бесценные дары получает именно тот, кто видит, насколько их не заслуживает. Отец обнимает и целует вернувшегося сына, он велит слугам одеть его, как наследника (перстень — знак наследства), он устраивает пир… Не забудем: в той же 15 главе Евангелия от Луки, перед тем как начать рассказывать притчу о блудном сыне, Спаситель говорит, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (7).

Но у отца из притчи есть еще один сын, старший — скромный, послушный труженик, никогда, казалось бы, не помышлявший ни о каком бунте против отца. Это первый в его жизни маленький бунт — он отказывается войти в дом и разделить со своим отцом радость о возвращении и спасении брата. Обида, скопившаяся за эти внешне тихие и мирные годы, дождалась повода и прорвалась наружу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (29–30). Обратим внимание, он даже не называет брата братом…

И если мы, читая эту притчу, узнаем себя в младшем сыне, то должны узнать и в старшем тоже. Мы схожи со старшим, «хорошим» сыном — когда ждем награды за свою «благочестивую и праведную» жизнь; когда считаем, что заслужили у Отца что-то, чего не заслужили другие, «блудные дети»; когда, внешне исполняя все положенное, действуем не от любви к Богу, а от желания перед Ним оправдаться и тем самым подняться над прочими людьми (Лк. 18, 11), да, это заставляет нас оглянуться на минувшее воскресенье, вспомнить прочитанную уже притчу о мытаре и фарисее. Так неразрывно связано все в Церкви. И плоды фарисейства в ней хорошо известны: внутренний холод, сухость и злые чувства.

Но что же отец, как он реагирует на бунт старшего, ранее послушного сына? «Ах ты, наглец, да кто ты такой!..»?

Нет. Он и здесь остается мудрым любящим отцом, как Отец Небесный остается — не карателем, но Исцелителем душ: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 31–32).

Все Мое твое… Эти слова я вспоминаю всякий раз, когда в душе моей возникает что-то похожее на зависть или ревность. В Царстве Отца никто не обделен, и все, что Его — в том числе и другие люди, и все доброе, что с ними происходит, — наше, если мы сделали свой выбор и любим Отца.

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович).

Газета «Православная вера», № 04 (672), февраль 2021 г.

Материалы по теме

Три подготовительных Недели – три ступени к Великому посту: о мытаре и фарисее; о блудном сыне; о Страшном Суде. Они помогают нам духовно очнуться, выйти из поверхностного и рассеянного состояния, увидеть себя в подлинной Божественной реальности – перед Ним

Просмотров: 1154
Комментариев: 0

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 3161
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 4047
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 5186
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 2661
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 2539
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 2766
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 2576
Комментариев: 0

Возлюбленные братия, попечалимся ныне о душах наших, которые закоснели и стали холодны, погрязнув в грехах. Как печалятся родители о своих любимых детях, которых потеряли, или скорбят о детях неверующих, так должны и мы печалиться о душах своих. Должны плакать, а если нет слез, то сетовать горько, ибо сердце наше полно злобы, зависти, корыстолюбия и сгорает пламенем различных страстей

Просмотров: 4352
Комментариев: 0

Каждый из нас уходит от Бога – иногда семь раз на дню, а Он терпеливо ждет нашего возвращения. Где-то в интернете я наткнулся на горькую, ироничную фразу: «Мои дети относятся ко мне как к Богу: почти никогда не делают того, что я говорю, игнорируют меня большую часть времени или даже делают вид, что меня вовсе нет, и зовут только тогда, когда им что-нибудь нужно»

Просмотров: 4333
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 3360
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9097
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6387
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 3606
Комментариев: 1

Если христианство говорит так много о падшем человеке, то потому, что знает и помнит высоту, откуда он ниспал, знает и помнит о божественной его природе, об «образе неизреченной славы в нем»

Просмотров: 4047
Комментариев: 0

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…». В субботу 16 февраля, на утрене, которая, напомню, совершается вечером после вечерни, мы услышим, наконец, эту исполненную скорби и света песнь духовной весны — времени подготовки к Пасхе. И ни с чем не сравнимое, не передаваемое словами великопостное и пасхальное чувство возникнет — надеюсь и желаю — в душе каждого прихожанина…

Просмотров: 2951
Комментариев: 2

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 5134
Комментариев: 0

Евангелие – Книга жизни. И ситуации, описанные в ней, иногда почти во всех подробностях повторяются в действительности. Одна такая чудесная история произошла в эти выходные на моих глазах

Просмотров: 3907
Комментариев: 1

Не объективное учение Церкви, а свои личные, субъективные эмоции – вот что интересовало этих людей больше всего, вот почему они приходили в Церковь не как безнадежно больной приходит в последнюю лечебницу, а как скучающий тусовщик приходит на очередную вечеринку: на других посмотреть и себя показать

Просмотров: 3251
Комментариев: 0

Разве это не самая сущность греха? Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как младший сын из евангельской притчи, с той же наивной жестокостью требуя от Бога все, что Он может нам дать: здоровье, физическую крепость, вдохновение, ум, - все, чем мы можем быть и что можем иметь - чтобы унести это прочь и расточить, ни разу не вспомнив о Нем?

Просмотров: 5557
Комментариев: 0

В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем чтение пpитчи о Блyдном сыне (Лyка 15, 11-32). В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном (моpально заблyдившемся) человеке, котоpый yшел в "далекyю стpанy" и там истpатил все, что он имел

Просмотров: 3453
Комментариев: 0