В поте лица твоего будешь есть хлеб, — сказал Бог Адаму (Быт. 3, 19). Закрылись врата рая, и с той минуты падший человек должен трудиться, чтобы жить. Работа, то есть трудовая деятельность ради куска хлеба, а также ради реализации личных способностей, наконец, ради блага общества и страны, — огромная и практически неотъемлемая часть жизни большинства наших православных прихожан. Но какой же она бывает разной!
«Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить», — пела Алиса Фрейндлих в рязановском фильме «Служебный роман». Когда он вышел на экраны, мы были совсем юными. Мы благословляли, как умели, свою весну и даже представить себе не могли, как это: благословить осень. Осень жизни, столь отличную от осени года: за этой, второй, календарной, следуют зима и весна, а вот за первой весны не следует. За нею следует вечность, но об этом мы тогда задумывались еще меньше, чем о неизбежном конце земной жизни. Хорошие фильмы не стареют, как известно, и люди на экране не стареют. А в жизни…
В 2025 году исполняется 160 лет с того дня, как у Саратовской епархии появилось первое средство массовой информации — хотя выражения такого тогда еще, конечно, не бытовало. Этот юбилей для нас — повод оглянуться на путь, пройденный епархиальными изданиями. Ведь сегодня опыт уже показывает, как велика их роль в миссии Церкви. Церковные СМИ объединяют и просвещают верующих, помогают им делать открытия в мире веры, поддерживают добрые дела, открывают читателю историю Церкви, историю епархии, знакомят с подвижниками давних и совсем недавних времен. В наши дни возможности СМИ очень широки, и мы стараемся использовать всё, что предлагает нам эпоха высоких технологий. Но тем ценнее для нас опыт предшественников — тех, кто с Божией помощью трудился на этой ниве в разные, порой куда более тяжелые эпохи, не имея в своем распоряжении ни интернета, ни порой даже просто электричества
2 августа, в Ильин день, исполняется 70 лет со дня праведной кончины епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова; 1897–1955). Столь устойчивое народное почитание архиерея, служившего здесь, в Саратове, менее полугода,— подлинное чудо (хотя это далеко не единственный подобный случай в Русской Церкви). И объяснить его можно только другим чудом — тем, которое являл собою при земной своей жизни сам этот человек: монах, священник, архимандрит, заключенный, лагерник, спецпоселенец, духовник, богослов, писатель
У народа должно быть нормальное чувство будущего, это показатель его здоровья. Люди должны смотреть вперед, в эпоху своих детей, внуков и правнуков — спокойно и трезво, без восторженных мечтаний (которые, впрочем, давно уже нам не грозят), но с доброй надеждой и пониманием главного: наше завтра зависит от того, каким мы сделаем наше сегодня. Завтра продолжится то, что мы сегодня начали, взойдет и принесет плоды то, что мы сеем сейчас
Есть одна проблема, с которой сталкивается едва ли не каждый православный христианин. У нас, верующих, есть неверующие родственники и друзья. Нам горестно сознавать, что эти дорогие нам люди отделены от нас непроходимой стеной, притом в самом главном. Порой мы пытаемся эту стену разрушить, но желаемого результата в большинстве случаев не достигаем. Почему? По вполне понятным причинам наши респонденты на сей раз (что, в общем, для нашего журнала нетипично) останутся анонимными
Сегодня через Интернет предлагаются многочисленные услуги психологического характера: «Ваша новая жизнь без страхов и неуверенности», «Обучающий семинар по регрессивному гипнозу», «Трансформация личности на уровне самоидентификации», «Медитация с помощью поющих тибетских чаш», «Системные расстановки Хелингера — работа с эго-синтонными проблемами на уровне системного бессознательного», «Дыхательные и телесные психотехники», «Холотропное дыхание в семинаре “Путешествие Трансформация”», «Развитие управленческих и коммуникативных способностей». И все это, заметьте, с точными адресами, расписанием ознакомительных встреч и дальнейших занятий. Среди людей, готовых отозваться на эту рекламу, есть и те, кому просто любопытно; и те, кто надеется раскрыть в себе невероятные способности; и те, кто не справляется со своими проблемами и, может быть, действительно нуждается в помощи. Как относиться к рекламируемым «психологическим услугам»? А к психологической помощи в принципе? Встреча с профессиональным, компетентным психологом — есть ли ей место в жизни православного, воцерковленного человека?
8 июля мы встретим праздник святых благоверных Петра и Февронии — День семьи, любви и верности. Самое время поговорить о том, что такое брак, супружество, семья с точки зрения Церкви. Надо сказать, этим вопросам в ней всегда уделялось большое внимание — и не только в христианскую, но и в ветхозаветную эпоху. А начать надо, наверное… с самого начала. С сотворения мира
Близится полночь. По опустевшей уже улице Горького вниз, к Покровскому собору, идут люди. Не много — нет, не поток, далеко не у каждого есть возможность провести без сна ночь среди рабочей недели. Однако же идут: их видно, их узнаёшь как своих. Вон группа ребят-семинаристов, вон молодая женщина, на ходу повязывающая платок. А вон две целеустремленных бабушки: первая — с палочкой, вторая — крепко держится за первую…