До царствования Петра Великого новый год на Руси начинался 1 сентября — по старому, естественно, стилю. Царь-реформатор установил гражданское новолетие — 1 января. Но Русская Церковь по-прежнему завершала минувший год и начинала следующий тогда, когда положено ей было это делать с византийских времен — в первый день осени
Много у Церкви Христовой святых, но Пресвятая — только одна. Ни одного из людей не славит Церковь так высоко, как Деву Мариам из Назарета — как Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. И бесплотных духов, Ангелов, выше Она, оттого и поет о Ней Церковь: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»
Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви — то есть от безразличия — и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» — это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое — наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове
«Чем быстрее пройдет процесс осознания обществом того, что реально сейчас происходит, чем больше сердец загорится состраданием, участием, желанием помогать, тем быстрее наступит мир,— говорит иерей Кирилл Суглобов, настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района,— потому что всякая беда, всякое испытание посылается народу Богом не просто так, а для какой-то необходимой перезагрузки»
Проблема, которую мы с игуменом Нектарием (Морозовым) попытаемся здесь обсудить, началась для меня очень давно — раньше, чем я стала осознавать собственную греховность и пересчитывать ее горькие плоды. В девятом классе мы проходили «Преступление и наказание»; когда я дочитала, наконец, до эпилога, у меня возник вопрос: а какое же право имеет Раскольников на мир, на душевный покой и радость, если зарубленные им люди — не только заведомо отрицательная старуха-процентщица, но и ни в чем не повинная сестра ее Елизавета — уже не воскреснут, если совершено непоправимое?..
12 июля Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. О духовной значимости этого торжества говорит то, что ему предшествует пост. Ведь призыв к посту — это всегда призыв к особой духовной сосредоточенности, к внутренней мобилизации человека. В этот день мы должны не просто отстоять службу, а впустить праздник в свое сердце
Совсем скоро наши храмы будут устланы свежескошенной травой, украшены цветами и зелеными ветками. Троица, а за нею Духов день — такие теплые, радостные, издревле любимые на Руси праздники! Но надо знать: Пятидесятница, она же Троица,— это на самом деле не про траву и не про берёзки. Это вселенское торжество нашего спасения, это событие, завершившее миссию вознесшегося уже Христа здесь, на земле. Это день, когда родилась Христова Церковь; говоря чуть иначе, когда группа учеников, собранных и объединенных одним Учителем, стала Церковью — богочеловеческим организмом, в котором действует Святой Дух. Его посредством совершаются таинства, соединяющие человека с Богом, и человек обретает спасение — блаженную вечность со Христом
Моя встреча со преподобноисповедником Сергием (Сребрянским) началась с книги, вышедшей в прошлом году в издательстве «Благовест»: полное издание дневников, которые будущий монах-исповедник, тогда еще просто полковой священник Митрофан Сребрянский, вел во время Русско-японской войны, «с момента отправления полка в Маньчжурию (11июня 1904 года) и по день возвращения его в Орел (2 июня 1906 года)». Эти дневники – чтение, от которого невозможно оторваться, и не по причине острого сюжета, конечно. Перед нами предстает русский человек во всей его духовной красоте, красоте смиренной, до срока скрытой, но в жестоких условиях войны совершенно очевидной. Читая дневники отца Митрофана, мы видим не только его самого и тех, кто прошел эти тяжелейшие испытания рядом с ним, – мы видим тогдашнюю Россию
На наши вопросы о встрече Пасхи и пасхальной радости ответил иерей Александр Кузьмин, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии, настоятель храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Саратове.