Великий и радостный праздник Крещения Господня, или — вернее! — Богоявления. Торжественное, богатое смыслами и духовной поэзией богослужение; древние паремии, чудные стихиры, погружаемый в воду крест, сверкающие капли воды, пар над крестообразной прорубью — «иорданью», ни с чем не сравнимое чувство присутствия благодати Божией: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55, 1) — и вот, мы пришли на источник спасения и можем в радости черпать (см.: Ис. 12, 3). Что за событие произошло на Иордане в самом начале земного служения Христа, в чем его непреходящее значение?



Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Посетителям нашего сайта уже знакомо имя библеиста, заведующего кафедрой библеистики Саратовской Православной духовной семинарии, автора учебного пособия для студентов духовных учебных заведений «Священное Писание Ветхого Завета» Алексея Кашкина: мы беседовали с ним о ветхозаветных пророках Самуиле, Илии, Елисее, Данииле, Иеремии, Ионе… Сегодня мы продолжим эти весьма познавательные и интересные встречи с Алексеем Сергеевичем

Русский архимандрит Грузинской Православной Церкви Рафаил (Карелин) — автор множества книг и статей; все его книги пользуются спросом, он один из самых востребованных и самых резонансных сегодня духовных писателей. Его личный сайт обваливается от тысяч поступающих писем и вопросов; его слово всеми услышано — но не всеми принято. Отец Рафаил — автор яркий и острый; он пишет не только о вечном, но и о больных духовных проблемах текущего дня, и его оценки представляются подчас слишком категоричными. Мне тоже, кстати, случалось не соглашаться с ним в некоторых вопросах, но сейчас хочется написать не об этом, а о том, как книги архимандрита Рафаила помогают на духовном пути
Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ
«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

В коллекции протоиерея Сергия Ксенофонтова, клирика храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова,— несколько книг, пришедших к нам из далекого XVIII века. Это и удивительно красивое издание Иоанна Златоуста на зеленой тряпичной бумаге, и Апостол екатерининских времен… Впрочем, я не знаю, подходит ли к собранию отца Сергия слово «коллекция». Лучше, наверное, сказать, что он — по первому, светскому образованию историк — создал своего рода реабилитационный центр для старинных богослужебных и иных церковных книг — все эти раритеты погибли бы, не попади они однажды в его руки

Фильм киевского режиссера-документалиста Александра Запорощенко «Где ты, Адам?» (продюсер — протодиакон Александр Плиска) породил резонанс, совершенно нетипичный для фильмов, во-первых, документальных, а во-вторых, посвященных духовной, церковной теме, рассказывающих о сегодняшнем Православии. Зрители говорят и пишут о сильнейшем потрясении, о том, что они вышли из кинозала другими. Что же показывает нам режиссер Запорощенко?

4 ноября — осенняя Казанская, так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской, 21 июля — днем обретения в Казани чудотворного образа Божией Матери (1579 год). 4 ноября по новому стилю (22 октября) 1612 года Россия вышла из долгой кровавой смуты, едва не прекратившей ее существование как православного государства. Второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от польской оккупации. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе