Свято-Алексиевский женский монастырь находится в черте Саратова, и далеко не на окраине. Но он — как оазис в пустыне: вышел из автобуса или трамвая на 1-й дачной, поднялся по крутой Алексеевской улице в гору, свернул направо, к монастырским воротам — и вот ты как бы уже и не в городе. море цветов, красавец храм в честь смоленской иконы Божией матери «Одигитрия», рядом старенькая, дореволюционная еще церковка святителя Алексия, митрополита московского — моя христианская колыбель, в ней я в свое время приняла святое Крещение. И над всем этим — пологая, поросшая лесом гора. Красивое место — да, все саратовцы согласятся. Но не в природе, не в клумбах с цветами, не в архитектуре истинная красота монастыря, а в жизни духа

-20_2.jpg)

Ранняя осень, первые желтые листья, поздние яблоки, серебристые паутинки, холодные сырые ночи и теплые дни… Один из них — Рождество Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна, став наконец родителями, радуются, хотя и не ведают, для чего пришла на землю их Дочь, Кто станет их Внуком. Мы, сегодняшние, зная это, радуемся вместе с ними и за них. Радуется в этот день Христова Церковь — и, кажется, вся земля: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…». О духовном смысле этого великого церковного торжества мы беседуем с клириком храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Прежде чем говорить о повести «Не опали меня, Купина. 1812», нужно сказать о ее авторе. Кто он? На обложке книги имя — Василий Костерин. Но это псевдоним. Повесть написана Валерием Лепахиным, доктором филологических наук, профессором кафедры русской филологии университета в венгерском Сегеде, автором двух десятков монографий о русской иконе, о ее истории, богословии, ее значении в Церкви, ее роли в русской культуре

«Недостаточно строить школьные помещения, снабжать их пособиями, приставлять к ним патентованных учителей. Нужно нам всем жить тою жизнью духовною и нравственною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Жестоко слово сие, но оно верно. Ибо из школы наша жизнь еще виднее, чем из деревни; ибо жизненные впечатления школьного возраста имеют влияние глубокое и могучее; ибо лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно»

Близится великий двунадесятый праздник — Преображение Господне. О его духовном смысле и о связанных с ним традициях мы беседуем с протоиереем Кириллом Краснощековым, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ

Не так давно, читая Часослов, я остановилась на этой молитве Великого повечерия: «слезы ми даждь, Боже, якоже иногда жене грешнице (…) да услышу и аз желаемый Твой глас: вера твоя спасе тя, иди в мире». Не только чтение мое прервалось на этом месте, но и сердце замерло

17 июля Русская Церковь совершает празднование святым царственным страстотерпцам — семье последнего русского императора, а на следующий день мы чтим алапаевских мучениц — старшую сестру императрицыстрастотерпицы Александры Елисавету Феодоровну Романову и ее преданную келейницу Варвару Яковлеву

Каким же образом суеверно-языческий народ породил такое количество изумительных святых? Ведь святые не падают на землю с неба — их порождает и вскармливает родная им среда. За каждым русским святым — не одно поколение его благочестивых предков, у каждого из них в крови та культура, тот образ жизни, где быт неотделим от церковного служения. Каждый преподобный или святитель вырос в той среде, которая была способна взрастить и укрепить подвижника; а такая среда создавалась, опять же, святыми. Святость — это всегда преемственность. Россия — страна, создавшая такую преемственность

Реставрация икон, возрождение святынь, возвращение им, разрушающимся от времени, а зачастую и претерпевшим поругание, первоначального вида… Тяжкий и святой труд, требующий невероятного терпения, внимания, огромных знаний, высокой культуры. Счастье, когда люди, научившиеся это делать, нашедшие в этой работе себя, есть в твоем городе. Наш собеседник — руководитель реставрационного отдела Радищевского музея Андрей Моченцов