Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Прозреть, встать, шагнуть ко Христу
Просмотров: 3143     Комментариев: 0

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым.

— Отец Александр, почему Господь исцелил именно этих людей? Он ведь не всех избавлял от недугов, многих, да, но не всех подряд. В Евангелии не описано ни одного случая массового исцеления: чтобы перед Ним стояла огромная толпа больных и увечных, и Он разом их всех вылечил. Это, скорее, из практики современных шарлатанов, а Христово чудо всякий раз — отдельная история, персональное обращение к конкретному человеку.

— Христос — Сердцеведец, Он смотрит в сердце человека, нуждающегося в исцелении: насколько его сердце готово принять эту благодать, отозваться на нее, изменить свою жизнь, или, как сказано в чинопоследовании соборования, работать Богу со всяким благодарением.

Мы не знаем, каким человеком был расслабленный, лежавший в одном из крытых ходов Овечьей купели, до своей болезни. Но можем предположить, что за эти свои 38 лет он настрадался и стал действительно человеком смиренным, кротким, послушным, простым. В его душе перегорело все, что было страстного. И вот, его сердце очистилось, и он готов принять Христа, довериться Ему, по Его слову встать, взять свой одр и ходить. А слепой, слепорожденный, просивший милостыню — смело и твердо защищает своего Исцелителя перед фарисеями, и сразу ясно, что не только о физическом прозрении тут речь, но и о духовном — он исповедует Иисуса Сыном Божиим и поклоняется Ему.

— Расслабленный не мог сам, без Христа — встать, слепой не мог без Него прозреть; а если иметь в виду наше — пусть относительное, неполное, несовершенное, но все же состоявшееся духовное прозрение, наш приход в Его Церковь — это тоже не могло совершиться без содействия Самого Хрис­та?.. Или это зависит только от нашего собственного выбора?

 Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17), — так ответил Христос апостолу Петру, когда тот исповедал Его богочеловеческое достоинство — назвал Его Сыном Бога Живого. Да, Бог Сам открывает человеку Себя, приводит человека к Себе, исцеляя от духовного недуга — неверия. Но это не значит, что от самого человека ничего не зависит. Господь откликается на наше желание. Желание, стремление обрести Бога должно быть в человеке — для того, чтобы Сам Бог ему помог это сделать. А ведь как часто мы слышим: «Я буду ходить в церковь, но не сейчас, потом, когда у меня будет побольше времени. Вот выйду на пенсию и возьмусь за это дело, за спасение своей души». Но, как показывает жизнь — пенсионный возраст приходит, а человек как не ходил в храм, так и не ходит. У него нет искреннего желания измениться, стать другим. Вера ведь всегда подразумевает изменение человека, его жизни, сознания. Это и есть покаяние. Если человек хочет идти этим путем — единственным, ведущим к Богу, — Господь подает человеку в помощь Свою Божественную благодать. А если не хочет — Господь не станет ему что-то навязывать.

— Что же заставляет человека добровольно избирать духовную слепоту? Иной человек, впрочем, говорит, что хотел бы уверовать, но не может, неспособен. Или — что просто не нуждается в религии. Можно ли такому человеку помочь?

— Ответить на вопрос, почему тот или иной человек не хочет быть с Богом, мы, наверное, не сможем. Но для того, чтобы прозреть, надо осознать себя слепым. Осознать свою болезнь, потому что это иначе не назовешь: неверие — болезнь души человеческой. А человек зачастую нам отвечает: как я могу вам поверить, если все общество вокруг меня такое же, как я? Это вы, православные — другие; это вы больные, может быть, а мы здоровые.

И вот здесь очень важно — какими нас, христиан, видят окружающие. Как говорил Спаситель, да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Ученики Христовы, которые проповедовали Христа, — они же становились другими людьми. Общество смотрело на них и понимало, что это люди другого мира, хотя живут в том же мире, что и все остальные. Глядя на первых христиан, люди делали выбор: хочу быть таким, как они. Каждая казнь мученика добавляла Христу новых учеников, Церкви — новых членов. А если взять наше настоящее время?.. Мы умеем говорить и говорим при случае много, мы подкованы в богословии, мы, может быть, искренне хотим нашим неверующим ближним что-то объяснить, в чем-то их убедить, но что представляем собой мы сами? Можем мы сами о себе сказать: с тех пор, как я, по милости Божией, прозрел и пришел в Церковь, я живу другой жизнью? Совесть говорит: нет, не живешь ты другой жизнью, живешь, как жил.

— Иными словами: чем удивляться тому, что вон тот человек неверующий, удивись лучше тому, что ты сам — вот такой верующий, что твой пример никого ни в чем не убеждает?

— Да, можно еще вспомнить слова митрополита Сурожского Антония: «…никто не может отвернуться от земли и обратиться к небу, если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека свет вечной жизни». Можно ли увидеть свет Вечности в наших глазах? Вот о чем необходимо думать.

— В чем же причина нашей тусклости (по выражению того же митрополита Антония), нашей расслабленности, наших бесконечных «не могу»? В маловерии?

— В маловерии, в недоверии к Богу, в неумении трудиться, делать собственные шаги, чтоб чего-то достигнуть. Человек не привык делать усилия, поэтому он говорит: «Не могу» — и ссылается, например, на нехватку времени.

Благодать Божия, подаваемая человеку, имеет решающее значение, но дальше человек должен делать что-то сам. Господь подает помощь каждому человеку. Но мы не доверяем этой помощи. Человек лежит в этом состоянии расслабления, и его оно вполне устраивает — многие же так живут. Он просто не хочет встать и поднять этот одр — одр собственной слабости.

— «…это для того, чтобы на нем явились дела Божии»,— говорит Спаситель Своим ученикам о слепом (Ин. 9, 3). У святителя Феофилакта Болгарского есть такая мысль: дела Божии являются на каждом человеке, но если исцеленный слепой был благодарен и сохранял верность своему Исцелителю, то мы не помним, что сделал для нас Господь, не умеем благодарить, в этом-то и есть наша беда.

— Да, и митрополит Сурожский Антоний говорит об этом: если за полученное исцеление, за то недостающее, что нам вдруг дали, мы еще благодарим, то за то, что у нас есть, за то, чего мы не лишались — здоровье, условия для жизни, физические и душевные силы — не благодарим совсем. Мы воспринимаем это как что-то естественное и не считаем себя Его должниками. А это не естественно, нет, это дар Божий. И сама наша жизнь, то, что мы существуем — это не случайность какая-то, это Божий дар. Господь привел нас из небытия в бытие, Он дал нам не просто жизнь, но жизнь вечную. Мы Его должники, и Он оставляет нам наши долги, прощает. А мы, даже получив неожиданное исцеление, даже воскликнув в порыве чувств: «Слава Тебе, Господи!», не хотим отдать долги, измениться, продолжаем прежнюю жизнь.

Почему люди не получают просимого? Потому что они не готовы на это ответить, изменить себя и свою жизнь. А Господь всегда готов помочь: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Нет такой двери, мимо которой Христос прошел бы, не постучав. Если человек готов отдать Богу свое сердце, Бог дает ему Самого Себя.

Газета «Православная вера», № 10 (678), май 2021 г.

Материалы по теме

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 3919
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 4039
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 5134
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 2647
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 2527
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 2748
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 2562
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 3342
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9083
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6364
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 3590
Комментариев: 1

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 5112
Комментариев: 0