+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Радуйся, чудес Христовых начало
Просмотров: 2203     Комментариев: 1

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля.

Обратим внимание на икону, помещенную в центр храма. Деву, сидящую на троне, окружают те, кто жил на земле до Нее и чаял прихода Мессии, то есть Ее Сына. Это ветхозаветные пророки: они поклоняются неискусомужной Матери, и у каждого из них в руках — свиток с провидческими словами.

Икона «Похвала Пресвятой Богородице» помогает нам понять, какое место в Священной истории — истории нашего спасения — принадлежит простой девушке из Назарета. Я намеренно пишу здесь слово «девушка» со строчной буквы — чтобы посмотреть на Марию глазами окружавших Ее при жизни людей. Для них Она была, впрямь, обычной девочкой, девушкой, потом, как думали, молодой женщиной…

Вслушаемся в глубокие слова акафиста: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблуждшим…».

Постараемся подготовиться к этой службе. Побеседуем о Ней о том, чем Она должна стать для нас и о чем призваны мы Ей молиться, с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.

— Отец Александр, немало лет назад, когда я была еще католичкой, я слушала так называемый розарий, его читали монахини в костеле перед мессой: «О Мария, без первородного греха зачатая…» И, не будучи сведущей в догматике, тем не менее, чувствовала в этих словах ложь, неправду, что и стало впоследствии причиной моего обращения в Православие. А как почитаем Пресвятую Деву мы — в отличие от католиков с их возвышенным, казалось бы, культом Девы Марии? Кто Она для нас?

— Она для нас — «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», Дева, послужившая тайне Боговоплощения. И вместе с тем, Она — такой же человек, как мы. Католики, уча о свободе Марии от первородного греха, утверждая, что Она родилась с неповрежденной грехопадением природой — по сути, отвергают Ее. Отвергают, лишая принадлежности к человеческому роду. Она для них — своего рода сверхчеловек, для Нее достижимо то, что ни для одного из всех прочих людей недостижимо. Но мы с вами должны понимать: Пресвятая — не сверхчеловек, Ее святость вовсе не от этого. Ведь, если бы Она родилась неземным безгрешным созданием, в чем бы состоял Ее подвиг — подвиг смирения, кротости, послушания Богу, любви?

Человечество много веков готовилось, чтобы из своей среды принести Богу Ту, Которая сможет стать вместилищем Его Сына. Перед Рождеством в наших храмах читается родословие Иисуса Христа, начиная с Иосифа — Его названного отца и названного супруга Марии (соответственно иудейскому закону, это и Ее — как супруги, принадлежащей к тому же роду, — родословие). Кого же мы видим там, среди Ее предков? Только праведников? Нет, там достаточно людей грешных, даже отступников от веры. В том­то и дело: этот Плод — Пречистую, Пресвятую — Богу принесло все человечество, такое, каким оно было, и отделить Ее от человечества невозможно.

— Ересь иконоборчества в VIII веке начиналась с запрета на святые изображения, но наиболее радикальные иконоборцы быстро дошли до отрицания почитания Божией Матери. Это с их стороны логично?

— Конечно. Икона есть подтверждение Боговоплощения, того, что Сын явил нам Отца. Избранная Богом Дева этому послужила. Поэтому почитание Девы, родившей Бога, лежит в основе христианства. И если разрушить эту основу, то все остальное разрушить легко. Ведь неслучайно одно из первых святых изображений — это именно Ее икона, написанная, по преданию, Евангелистом Лукой. В Константинополе было много икон Богоматери, они почитались, и не раз молитвы верующих перед этими образами спасали город от врагов — в память об одном таком спасении и установлено празднование Субботы Акафиста.

— Евангелие сообщает нам о Богородице очень мало. Ее голос мы слышим лишь в нескольких местах У Креста Она стоит молча. Почему же Ее вот так — не слышно, не видно?

— Святые отцы объясняют это смирением Пречистой Девы: Она все время оставалась в тени Своего Сына. И Сама просила апостолов не говорить о Ней. Не случайно лишь у одного из евангелистов, Луки, мы читаем то, о чем могла рассказать только Она: о том, как явился Ей Архангел и возвестил непорочное зачатие Сына.

— В Евангелии от Матфея (12, 46–50) есть трудное для понимания место: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Не означает ли это, что Она не имела для Него большого значения?

— Если бы Она не имела для Него значения, Он не говорил бы о Ней на Кресте. Вспомним: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). Предание Церкви говорит нам, что сразу после Своего Воскресения из мертвых Христос явился именно Ей, чтобы утешить Ее, а ученикам — потом. И на иконах Успения Пресвятой Богородицы мы видим Сына, пришедшего за душой Матери. И знаем, что на земле нет Ее останков, нет мощей — тело Ее не узнало тления, Она была второй после Своего Сына, воскресшей во плоти, и тем предварила всеобщее воскресение мертвых. Таково отношение к Ней Ее Сына.

Но при земной жизни Ей пришлось очень много страдать. Ни один человек не вкусил и не вкусит столько горя, сколько вкусила Она. Она послужила тайне искупления человеческого рода не только рождением Богомладенца, но и Своим страданием — потому что, глядя на распятого Сына, страдала не менее, чем Он. Об этом были пророческие слова Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме, когда туда пришла юная Мария с Первенцем на руках: И тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35).

А эти слова из Евангелия от Матфея — вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь — нужно понимать не в смысле плотского или семейного родства, а в смысле родства духовного, потому что всякий, кто исполняет волю Бога, становится Ему родственным по духу.

— Пресвятая Богородица оставила дом, Она повсюду следовала за Сыном, Который постоянно подвергался опасности, Которого хотели убить… И Ей приходилось смиряться с тем, что Сын Ей не принадлежит?

— Когда 12‑летний отрок Иисус потерялся на празднике в Иерусалиме, и Мария с Иосифом искали Его три дня и нашли, наконец, в храме, Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Как пишет евангелист Лука, эти слова не сразу стали понятны Марии. Но она сохраняла все слова сии в сердце Своем (там же, 51) и возрастала в их понимании. И знала, что Сын Ее, действительно, Ей не принадлежит, что главное для Него — исполнение воли Отца. И Сама вместе с Сыном исполняла Его волю.

— «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». А могла ли грешить Мария, Матерь Иисуса из Назарета, которую мы называем Пречистой?

— Она была так же свободна в выборе, как любой из нас, и потенциально, конечно, могла грешить. Но, зная, что Она была драгоценным вымоленным плодом для добродетельных Иоакима и Анны, что Она в трехлетнем возрасте сама взбежала по высоким ступеням в Храм — мы можем утверждать, что Она так укоренилась в добре, что не могла совершить зла. Мы не о грехе, не естественной человеческой слабости сейчас говорим, а о зле. Зла совершить Она не могла. А о возможности тех или иных грехов у Нее нам, полагаю, нет нужды рассуждать.

— А как бы Вы определили то главное, что позволило Ей стать такой?

— Одним словом — любовь. Любовь к Богу и, как следствие — к людям. Ее послушание — се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38) — дело любви. Это ведь неразрывно связанные понятия — любовь и послушание: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

— Есть ли в Вашем личном опыте некое особое чувство, особое переживание, связанное с Богородицей?

— Еще до семинарии, будучи студентом светского вуза, я приехал в Почаевскую Лавру. Без спутников, совершенно один, просто знающие люди подсказали мне, в какой поезд надо сесть: ранее ни в какие паломнические поездки я не ездил. И я провел там, в Лавре, несколько дней, совершенно особых — непосредственно чувствуя присутствие Богородицы. Меня поселили в общежитие с семинаристами, и они, помню, спрашивали меня, что я чувствую здесь — им было интересно. И я отвечал: чувствую, что Она рядом. Семинаристы говорили: да, мы не от тебя первого это слышим.

Кто для нас Божия Матерь? Она — Царица Небесная. И в то же время Она всегда на земле, рядом с нами. Предание о Ее святом успении говорит, что перед концом Своей земной жизни Она повторила слова Своего Сына: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Она любит нас. И мы это знаем, и любим Ее.

Комментарии:

12.04.2019 8:57:19  наталия

Спаси, Господи!

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Четвертое воскресенье по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, шестое — о слепом: мы с вами сейчас находимся между ними, то есть между этими двумя евангельскими историями, сохраненными евангелистом и апостолом Иоанном Богословом (главы 5 и 9) — и имеющими самое непосредственное отношение к каждому из нас. Об исцеляющей нашу духовную слепоту и расслабленность благодати и о том, что при этом зависит от нас самих — беседа с настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиереем Александром Домовитовым

Просмотров: 1618
Комментариев: 0

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 1098
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 2570
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 1574
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 1220
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 1209
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 1281
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 1200
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 1956
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 6067
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 4498
Комментариев: 0

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 2738
Комментариев: 0