Первый пост был установлен в раю самим Богом, когда Он запретил Адаму и Еве вкушать от Древа познания добра и зла. Постился Моисей, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. В память о Его сорокадневном посте христиане соблюдают Великий пост. О чем мы должны помнить в первую очередь, беря на себя обязательства перед Богом? Как поститься с пользой для души, и без вреда для здоровья? Что делать, чтобы пост не стал причиной раздора в семье? Об этом мы беседуем с настоятелем Крестовоздвиженского храма города Саратова, руководителем саратовского Общества милосердия и Общества православных врачей священником Сергием Кляевым.
Поститься нужно с рассуждением
— Отец Сергий, люди, которые впервые решают поститься, часто воспринимают пост только как ограничение в пище. Но это же не самое главное. В чем истинный смысл поста и как поститься правильно?
— Человек состоит из духа, души и тела, и у настоящего поста должно быть две цели – подвиг для тела и подвиг для души. Как мы можем доказать свою любовь к Богу? У Бога все есть, и нам нечего принести Ему, кроме нашего желания быть такими, какими Он нас всегда хотел видеть, и покаяния в грехах. Создатель хочет, что бы мы любили Его и любили своего ближнего, как самого себя. Ограничивая себя в пище, мы признаем – Бог для нас важнее хлеба насущного. Когда пища, которую мы получаем от Бога, поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него, мы живем правильно.
Сокращая количество пищи и отказываясь от каких-то продуктов, мы с одной стороны показываем, что готовы ради Бога добровольно потерпеть лишения. С другой стороны, ограничивая себя, мы начинаем видеть свои немощи, недостатки и с Божьей помощью начинаем их исправлять.
— Некоторые постятся так рьяно, что доводят себя до физического и морального истощения. Это правильно?
— Я бы назвал такое поведение членовредительством и безрассудством. Святые отцы сравнивают тело с осликом, который везет нашу душу в рай. Если ослика не покормишь, у него не будет сил везти. Если перекормишь – взбесится. И эта это чувство меры, середина и есть царский путь, самое важное для христианина. Богу совершенно точно не нужно, чтобы человек к концу поста попал в больницу. Богу нужны люди, у которых есть силы, чтобы молиться и помогать ближнему своему. А бывает так, что начинают люди строго поститься и при этом «съедают» домочадцев. Когда человек недоедает, у него возникает раздражение. Это естественная физиологическая реакция. И с ней сталкивается каждый постящийся. Но одному удается с Божьей помощью с ним совладать, а другой срывает зло на близких. Вот такой пост Создателю не угоден. Лучше его ослабить.
— И не сокрушаться о том, что раз я не смог, значит, я плохой христианин?
— Мы же ни с кем не соревнуемся — кто меньше съел, кто больше. Богу ничего доказывать не нужно. Он и так знает наши возможности и наши слабости. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». То есть, пост должен быть совершенно добровольным, осознанным, но при этом разумным, без ущерба для физического и морального состояния. И уж тем более не нужно сравнивать себя с родными, коллегами, укорять ближнего в том, что он не постится или постится недостаточно строго. Есть такое выражение: «Кто ест, да не смотрит в тарелку тому, кто не ест. А кто не ест, тот да не смотрит в тарелку того, кто ест». Пост – личное дело человека и Бога и эти взаимоотношения могут обсуждаться только с духовником. Лучше начать с малого, но выдержать эту меру ограничения весь пост, чем, прочитав книжку о жизни египетских подвижников, которые ограничивались горстью фиников после захода солнца, решить для себя – я буду как они и вскоре осознать, что ты не в силах понести такой подвиг.
— Можно ли поститься и не ходить при этом в храм, не участвовать в богослужениях?
— Тогда это не пост, а диета. Работающему человеку трудно побывать на всех службах Великого поста, но есть некоторые, которые все же желательно посетить, потому что они позволяют погрузиться в необходимое для души состояние, открывают истинный смысл поста. Пост начинается с чтения Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Песни Канона говорят о духовной истории мира, которая одновременно является историей нашей души. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного сна и подвигнуть к покаянию и исправлению жизни. Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы поста – дни особого поминовения усопших, лучшее время, чтобы помолиться о тех, кто уже не с нами. 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверг 5-й седмицы – память преподобной Марии Египетской, чье житие поразительное свидетельство о том, что самый отчаянный грешник может по благодати Божией стать величайшим святым. Суббота этой же седмицы – Суббота Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота следующей седмицы – Лазарева, ее молитвословия посвящены воспоминанию о чуде воскрешения праведного Лазаря – прообраз будущего Всеобщего воскресения. Ну, и, конечно, очень важна последняя седмица, Страстная. Обязательно надо постараться быть на службе утром в Великий Четверг – день воспоминания о Тайной Вечере, об установлении Таинства Евхаристии. В тот же день вечером – последование святых и спасительных Страстей Христовых: чтение 12-ти Страстных Евангелий. Вечер пятницы – чин Погребения Плащаницы с крестным ходом. Суббота – литургия свт. Василия Великого, когда единственный раз в году звучат слова удивительного песнопения: «Да молчит всякая плоть человеча…». И, наконец, ночь светлого пасхального торжества, ощутить которое в полной мере можно, лишь хорошенько потрудившись во время поста.
— А в чем этот труд состоит? Если не брать во внимание гастрономический аспект?
— В том, чтобы человек остановился, оторвался от привычного ритма жизни и всмотрелся вглубь себя. Во время поста мы ограничиваем себя не только в пище, но и в развлечениях, не допускаем праздной болтовни, не убиваем время перед телевизором. Соответственно появляется больше возможностей для самоанализа, чтения книг духовного содержания, для молитвы. Главный смысл поста – увидеть свои недостатки, свои немощи и попросить у Бога сил, чтобы их исправить. Нет ни одной сферы в жизни, в которой нам бы не хотелось что-то изменить. Пост – лучшее время для совершенствования. Будь то семейные, дружеские или профессиональные отношения. Спросить себя – достаточно ли мы хорошие родители, внимательны ли мы к своим близким, не нужна ли наша помощь друзьям, с полной ли отдачей трудимся? И, дав честный себе ответ понять, что нам всем требуется Божья помощь, чтобы уврачевать наши духовные недостатки. Исправлять себя – это очень больно, тяжело, но именно эта работа и дает духовные плоды. И другого пути к Богу нет. Без этих усилий пост пройдет впустую. Но и труд сердца тоже должен производиться с рассуждением. Иначе легко впасть в уныние от осознания своего несовершенства. И сказать себе: все напрасно, я никогда не стану лучше, нечего и стараться. Это и нужно лукавому! Вот почему важно иметь духовного руководителя, который будет направлять в этой сложной внутренней работе.
— Как понять, что пост принес духовные плоды?
— Если во время поста в нашем сердце любовь к Богу и ближнему, если в душе мир, радость, кротость, смирение, вера, терпение к своим немощам и слабостям близких, значит, пост прошел не зря. Но, если пост ввергает в уныние, слабость, раздражительность, ожесточение – значит, что-то с ним не то. Но самое главное, чтобы все наработанные духовные плоды после Пасхи не испарились, и человек не скатился опять в то состояние, в каком был до поста. Иначе все труды напрасны.
Не делайте из «Боженьки» Бармалея
— Сегодня не редкость ситуация, что постится только один из членов семьи. Обычно женщина, которая, скажем так, отвечает за кухню. Как вести себя с другими домочадцами?
— Никакого принуждения быть не должно! Конечно, надо поставить в известность вторую половину и спросить, как он к этому относится. Если супруг скажет, что он не хочет поститься, значит, готовить для него обычную пищу. Силой к Богу никого не приведешь, навязанный пост ничего кроме негатива не вызовет. А вот личный пример положительных перемен в душевном состоянии дает прекрасный эффект. За те десять лет, что я служу священником, не раз видел, как сначала в храм приходила жена, а потом вслед за ней начинал ходить в церковь и муж. Или наоборот.
— Как объяснить ребенку смысл поста?
— Обычно, когда в семье постятся родители, дети стараются им подражать. Но заставлять ребенка поститься ни в коем случае нельзя. До семи лет в пище вообще не должно быть ограничений. А вот отказаться по своему желанию, например, от компьютерных игр, чадо может. К сожалению, родители порой проявляют неуместное рвение в стремлении привить ребенку навык постничества. Запугивают, что если он не будет поститься, то Бог здоровья не даст. Не надо делать из "Боженьки" Бармалея! Бог – есть любовь, а не злодей, который только и думает о том, как наказать ребенка. Чистое детское сердце правильно воспринимает Бога. Задача родителей – не исказить это восприятие. Не сломать веру жестокими ограничениями. Очень страшно, когда фанатичные родители запугивают, унижают ребенка, обвиняя его в том, что он не хочет ради Бога потерпеть. Заставляют выстаивать длительные службы. Такое религиозное воспитание убивает веру и любовь к Богу. Задача родителей объяснить, почему мы постимся, и личным примером показать, что пост делает человека лучше, но не заставлять ребенка поститься в угоду родителям.
Окончание поста – не повод для обжорства
— Учитывая, что вы работали врачом, хотелось бы поговорить и о медицинском аспекте поста. Довелось слышать от ваших коллег мнение, что пост – не так уж и полезен для организма, как это принято считать. Например, постящиеся люди страдают от повышенного холестерина.
— Пост повредить здоровью не может, если человек разумно постится и аккуратно выходит из поста. Да, я помню из своей медицинской практики, как в больницу после Пасхи привозили на «скорой» людей с обострениями болезней пищеварительной системы. Но это случается не от поста, а от неумеренности. Пост прошел, и люди пускаются во все тяжкие. Как постились без рассуждения, так и разговляются. Надо бы ограничиться яичком и кусочком куличика, а они метут все подряд без разбору в нарушение элементарных пищевых норм. Не Бог здесь виноват, и не пост. Это элементарная человеческая глупость и обжорство. Неудивительно, что повышается уровень холестерина. Может быть и что-то похуже.
Искушения во благо
— Бывают, что верующего человека окружают люди, которые крайне негативно настроены к религии и соблюдение кем-то поста для них – это повод позлословить, покуражиться. В общении с ними, может, лучше скрывать, что постишься?
— Есть такое правило: без вопрошения не говори, но если спросили, ответь. Самому не нужно заводить разговор, если же прозвучит прямой вопрос, на него лучше ответить честно. Да, издевки могут быть, их нужно перетерпеть. Может, это искушение, попущенное Господом для того, чтобы научить нас смирению и терпению.
— А почему в пост искушений бывает особенно много?
— Потому что пост – это время, когда человек сознательно и усиленно идет к Богу. И враг на него ополчается, пытается с этого пути сбить. Это закономерное явление, особенно к концу поста. Нужно не унывать, не малодушествовать, не бояться искушений, помня, что Бог никогда никого не наказывает, но создает такие условия, чтобы мы увидели свои недостатки и исправили их.
— Значит, любое искушение надо рассматривать как урок?
— Да и как милость Божию к нам. Благодарить Господа за то, что Он показал нам наши слабости и недостатки. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся, а то и злимся. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. Нельзя говорить: лучше бы я не постился, тогда искушений не было бы. Это как с больным зубом, который если сразу не залечить, то кончится удалением, будет много боли и крови. Так и с душой. Чем раньше мы увидим свои духовные болячки, тем раньше попросим Господа их исцелить, тем скорей поправимся. Великий пост – особенное время. Мы освобождаемся от всего лишнего, мертвого, пустого, от всего, что мешает нам жить полной жизнью. Поэтому верующие люди поздравляют друг друга с началом Великого поста – началом духовного обновления, духовной весны.