Правление праведной царицы Феодоры Греческой было ознаменовано важнейшим событием в истории Православной Церкви — полным и окончательным восстановлением иконопочитания. Установленный в честь этого церковный праздник получил название Торжество Православия, отмечается он в первое воскресенье Великого поста (в этом году 25 февраля по новому стилю). Правление святой Феодоры стало временем расцвета Византийской империи в области культуры и политики. Но ей самой пришлось пережить и годы бесправного существования в тени мужа-еретика, и горькое предательство самых близких людей — брата и сына. Память святой Феодоры Православная Церковь отмечает 24 февраля по новому стилю.
Победительница «конкурса красоты»
Юной Феодоре было всего шестнадцать лет, когда она должна была покинуть родной дом в городе Эвиссе. Она родилась в семье высокопоставленного военного — друнгария Марина — и воспитывалась в атмосфере православного благочестия и благоговейного почитания святых икон. Девушке суждено было предстать пред очами грозного императора-иконоборца Феофила II, который, взойдя на императорский престол, вознамерился выбрать себе жену из самых знатных и красивых девушек Византии и устроил своеобразный конкурс красоты. Проверялись, конечно, не только внешние качества, но и нрав будущей супруги. Отбором кандидатур в невесты сурового властелина империи занималась лично его мачеха Евфросиния. Юная Феодора вместе с другими претендентками вошла в роскошные царские палаты и замерла в ожидании решения своей участи. Выбор Феофила первоначально пал на девицу по имени Икасия, которая отличалась не только поразительной красотой, но и глубоким умом.
— Не через жену ли произошло зло? — обратился к ней император, не только восхищенный, но и уязвленный ее красотой.
— Но через жену пришло и лучшее, — скромно возразила ему Икасия. Однако император не терпел возражений даже в малом. Та, которая посмела ему перечить, не могла стать его супругой. Икасии было отказано, и ее место заняла Феодора. Отвергнутая монархом претендентка приняла монашеский постриг с именем Кассия и стала писательницей церковных стихир. Согласно преданию, потрясающая лирическая стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…», которая читается в Великую Среду, была написана Кассией под впечатлением от поступка императора Феофила. Кассия стала выдающимся гимнографом, а Феодора — женой императора-еретика.
Да убоится мужа…
Император Феофил не был чужд религиозного благочестия. Он любил богослужение, сочинял стихиры и даже самолично регентствовал в хоре. Но о его жестоком нраве ходили легенды. Не терпящий никаких возражений, он считал иконопочитание политическим преступлением — «оскорблением величества». С особой беспощадностью император обрушился на иконописцев. Их принуждали плевать на святые иконы, в противном случае подвергали изощренным пыткам, как было, например, с изографом Лазарем, которому сожгли ладони раскаленным железом. Из тюремного заточения его выпустила императрица Феодора уже после смерти своего мужа.
«Просвященный» император хотел создать видимость того, что в его правление возможна богословская дискуссия. Так, однажды он вступил якобы на равных в богословский спор с двумя монахами — братьями Феодором и Феофаном. Император Феофил ссылался на текст пророка Исайи, который беспощадно обличал сотворение идолов. Феофан заметил, что император цитирует искаженный текст, и попросил принести из библиотеки другую рукопись. А когда раздосадованный Феофил сделал вид, что не находит нужного места, его оппонент просто ткнул в нужный отрывок пальцем. В гневе император приказал вырезать на лицах непокорных по двенадцать строк ямбических стихов, обличающих их «глупость»… После этой пытки «начертанные» братья были сосланы.
В такой обстановке супруга императора не только имела смелость хранить в доме святые иконы, но и позволила своей матери Феоктисте приучать своих внучек — дочерей Феофила и Феодоры — к иконопочитанию. Конечно, она не смогла скрыть этот факт от своего мужа, но жестокий деспот отреагировал на это известие сравнительно мягко: он «всего-навсего» запретил своим девочкам общаться с любимой бабушкой. А в другой раз, когда придворный шут донес ему, что видел в комнате императрицы иконы, он удовлетворился неуклюжим оправданием Феодоры, что, дескать, глупый шут принял за икону обыкновенное зеркало. Все, и император в том числе, чувствовали, что, несмотря на пытки и гонения, время иконоборчества подходит к концу.
В 839 году у Феофила и Феодоры наконец-то родился сын — Михаил. Вскоре после этого император тяжело заболел. Он понимал, что дни его сочтены, и перед смертью умолял Феодору и министра — логофета Феоктиста — не изменять установленных порядков в вопросе об иконах. После смерти Феофила императором Византии был провозглашен малолетний Михаил III, а регентом при нем стала вдовствующая императрица.
Трудный выбор
Правление императрицы Феодоры началось с торжественного восстановления иконопочитания. Она не могла исполнить последнюю волю своего супруга, потому что это значило бы отступиться от истинной веры. Восстановление иконопочитания не встретило серьезного сопротивления ни в народе, ни в правящих кругах. Всем было понятно, что иконоборчество изжило само себя и политически, и культурно, не говоря уже о церковной беспочвенности. Однако императрице предстояло преодолеть два затруднительных момента. Во-первых — сопротивление Патриарха, иконоборца Иоанна Грамматика, ученейшего мужа, одного из главных идейных вдохновителей иконоборческих гонений. Глава иконоборцев был низложен. Летопись представляет дело так, как будто, отказавшись добровольно покинуть престол, он нанес себе ножом неопасные ранения, обвинив в этом посланников императрицы. Многие ученые ставят под сомнение такое развитие событий: вероятнее всего, конвой действительно ранил Патриарха, но при попытке сопротивления. Как бы то ни было, Иоанн Грамматик был низложен «за попытку самоубийства» и сослан в деревню. Патриархом был поставлен святитель Мефодий, бывший исповедником истинной веры во времена гонений Феофила. Он и возглавил Собор, низложивший Иоанна Грамматика.
Для восстановления иконопочитания необходимо было предать анафеме всех его гонителей, в том числе императора Феофила II. Но, видимо, несмотря на тяжелый характер покойного, святая Феодора искренно любила своего мужа. И теперь ее любящее сердце разрывалось от необходимости предать анафеме дорогого человека, то есть лишить его возможности церковного поминовения, а себя — последнего утешения. В конце концов безутешная вдова решилась поставить условием восстановления иконопочитания, чтобы на ее мужа Феофила не произносилась анафема, чтобы он был прощен, потому что, по ее словам, он в последние минуты жизни отрекся от своих заблуждений и лобызал святые иконы. Как и в историю низложения Патриарха Иоанна Грамматика, в эту историю трудно поверить. Скорее всего, Феодора при последнем дыхании мужа приложила к его устам икону по своей вере и убедила себя, что такова была его воля. Мало кто разделял чувства святой Феодоры. Многие ненавидели и боялись Феофила при жизни. Еретичность его взглядов была очевидна. Но в конце концов Собор дал Феодоре письменное свидетельство о прощении…
В 843 году в первое воскресенье Великого поста бесчисленное множество народа вместе с императором Михаилом, императрицей, Патриархом Мефодием и всем клиром прошли со святыми иконами, крестом и Евангелием от церковного алтаря до ворот дворца и после сокрушенной покаянной молитвы возвратились в храм для совершения Божественной литургии. В тот день иконы приказом императрицы вернулись сразу во все храмы Византийской империи. В честь этого события Церковь каждый год в первое воскресенье Великого поста совершает чин Торжества Православия. В этот день еще раз утверждается не только догмат об иконопочитании, но и все постановления семи Вселенских Соборов. Также в этот день произносится анафема на всех еретиков.
После торжественного богослужения духовенство было приглашено на обед во дворец. Был среди приглашенных и Феофан Начертанный. Его брат к этому времени уже умер в ссылке. Чувствуя свою вину, Феодора всячески старалась выразить гостю свое сожаление о случившемся, на что тот довольно резко ответил: «За эти письмена я буду судиться с твоим мужем и царем пред нелицеприятным судилищем Божиим». И императрица горько заплакала.
Нелегкое наследство
После смерти мужа Феодоре достался обширный багаж проблем. Однако при ее регентстве после череды военных неудач, которыми закончилось правление Феофила II, Византия одержала ряд важных побед над арабами, вела активную миссионерскую деятельности среди болгар и хазар. В заслугу Феодоре следует поставить и хорошее управление финансами империи. К концу ее правления государственная казна была наполнена, потому что, как пишет летописец, она не любила «роскошествовать и расточать средства».
Но самым тяжелым обстоятельством, омрачавшим правление императрицы Феодоры, был скверный нрав ее сына — номинального императора Михаила III. Увы, он не отличался ни умом, ни благочестием и с юных лет предавался отвратительному пороку пьянства, чему никак не препятствовал его наставник, брат императрицы Феодоры — Варда. В 856 году, когда Михаилу было шестнадцать лет, он по наущению своего дяди приказал убить премьер-министра Феоктиста, а свою мать и сестер заключил в монастырь. Там Феодора и скончалась 24 февраля 867 года.