Четверг пятой седмицы именуется Четверток Великого канона. Накануне, в среду вечером, в наших храмах произойдет нечто совершенно непривычное: зазвучит не церковнославянский, а современный русский язык. Именно на нем, по традиции, прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Наверное, чтоб дошло до всех, в том числе и до тех, кто к церковнославянскому еще не приучен, кто совсем недавно порог храма переступил.
Но и те, кто в Церкви давно, кому это житие хорошо известно, не задают почему-то в этот день вопросов вроде «Зачем я должен случать его лишний раз, стоя на ногах, я мог бы и дома перечитать, если уж так надо». Чтение жития Марии в храме, в сплетении с Великим Покаянным каноном Андрея Критского производит совершенно особое, таинственное впечатление; именно здесь не редкость слезы, даже у мужчин. Кажется, что изможденная, сожженная солнцем египтянка с выгоревшими белыми волосами стоит где-то здесь, рядом. И молится за всех нас — не исцелившихся от греха, не освободившихся от страстей, но так сильно вдруг этого захотевших и готовых уже, кажется, повторить за старцем Зосимой, который бежал за Марией по пустыне: «Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем».
Впрочем, куда нам до аскета Зосимы, до его духовной меры. Нам легче уподобиться льву, лизавшему ноги усопшей Марии, а затем вырывшего в твердой сухой почве для нее могилу. Почему животные дружат со святыми — в житиях это описано многократно? Потому что они чувствуют запах Рая — мира до грехопадения, мира, в котором не было страха, злобы, разъединения, страдания и смерти. Мы, в отличие от пустынного друга Марии, разумны, сознательны, но это инстинктивная реакция может жить и в нас и отчасти объяснять нашу тягу к святым: мы любим Марию и так, как любил ее лев, тоже.
Подвиг Марии Египетской — это именно подвиг покаяния, полного преображения человека, совершенно не стоявшего за ценой своего очищения, освобождения от греха. И поскольку в постовом нашем богомыслии все взаимосвязано, мы не можем не вспомнить того, что писал о покаянии великий Лествичник:
«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободного от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. …Восстаньте и стойте, низверженные падениями». По сути, Мария говорит нам то же: восстаньте и стойте.
Продолжение следует...
Газета «Православная вера» № 05 (601)