Святые отцы сравнивают Великий пост с лестницей, по которой человек движется вверх, к духовному совершенству, называют его периодом молитвы, покаяния, преображения, временем особенно интенсивной духовной борьбы, помогающей человеку освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу. Но у каждого нарабатывается свой опыт прохождения поста и формируется свое отношение к этому периоду жизни.
Я, как и многие, с большим воодушевлением принималась писать списки своих предполагаемых подвигов на время Великого поста, однако ближе к Пасхе понимала, что потерпела полное фиаско: весь пост прошел совершенно не так, как я его запланировала. Я унывала, как старуха у разбитого корыта, не понимая, в чем моя ошибка, и активно интересовалась у окружающих меня более опытных в церковной жизни людей, как они проводят Великий пост, какие ставят цели и задачи и чем является для них период Четыредесятницы. Один рассказ мне особо запомнился.
Что нам стоит дом построить?
Регент больничного храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалях утешение» Ольга Еремчук Великий пост неожиданно сравнивает с постройкой дома и с устроением человека.
— Как человек трехсоставен — тело, душа и дух, так и пост состоит из трех частей: пост телесный, пост душевный и пост духовный, и эти три части нужно собрать в своеобразный дом-крепость, — рассуждает она. — Телесный пост — это фундамент нашего символического дома. Человек ограничивает себя в еде, отказывается от удовольствия. Этим ограничением смиряется плоть и тренируется воля. Однако бывает, что по состоянию здоровья человек не может поститься, возникает вопрос: разве можно строить дом без фундамента? Оказывается, как учат святые отцы, выход есть: на время поста отказаться от чего-то, что доставляет тебе удовольствие, например крепкий сладкий чай. Даже такое небольшое ограничение может стать вполне крепким фундаментом! Стенами нашего символического дома является пост душевный, — продолжает она. — Тут мы должны ограничить себя во всевозможных развлечениях: телевидении, музыке, интернете и т.п. Это делается для того, чтобы не рассеиваться, но сосредоточиться и посмотреть, наконец, внутрь себя, увидеть то, что не удавалось разглядеть в шумной карусели буден. Отбросив огромный объем ненужной информации, в которой мы погрязли, замечаешь, что и молитва чище, и на душе светлее, чем обычно.
Вершина всего поста и крыша дома — пост духовный — борьба со страстями. Но чтобы эту работу провести, нужно очистить ум, насытить его Христовым учением. А для этого человек обязательно должен читать Евангелие и творения святых отцов. Это очень важно, — акцентирует Ольга, — потому что сегодня у людей как никогда размыто понятие нравственности. Чтобы вырвать свой ум из плена идей, навязанных обществом, необходимо читать то, что во все века остается истинным и неизменным — слова Евангелия, и так приступать к работе по искоренению страстей. Только тогда наш символический «постовой» дом обретет крышу и станет настоящей крепостью – форпостом.
Форс-мажор неизбежен
Как всё просто и понятно в этой теории дома-крепости! Если бы так же просто было это всё воплотить — бери да искореняй страсти, то, наверное, у нас бы уже наступил рай на земле. Но, к сожалению, простота эта только кажущаяся.
Моя собеседница рассказывает о самом ярком и поучительном из своих Великих постов.
— Это была первая Четыредесятница в моей жизни, — говорит Ольга. — Я в то время пела на клиросе, в большом хоре. Богослужебный постовой устав выучила назубок, планы на Великий пост были составлены, туда входили: перечень молитв, которые я должна была ежедневно читать, список страстей, гнездящихся в моем сердце и подлежащих безжалостному искоренению, а также ряд ограничений себя любимой в различных удовольствиях. Чувствуя себя солдатом во всеоружии, я рвалась в бой, то есть с нетерпением ожидала начала поста. На первом же богослужении я начала поправлять регента, указывая на недочеты и ошибки. Регент мои выпады переносила терпеливо, а я понимала, что поступаю нехорошо, но ничего поделать с собой не могла, будто кто-то меня за веревочку дергал, и я вновь и вновь вставляла поучительное словцо. Тщеславной себя не считала, и в списках моих страстей этот порок не значился. Однако — вот такой сюрприз! Именно тщеславие и встало во главе этого списка. Осознав, что произошел своего рода форс-мажор, я отложила изначально намеченные планы и все силы бросила на борьбу с этим неприятным подвидом гордыни. За каждый такой поступок на клиросе дома заставляла себя класть по десять земных поклонов и просила Господа помочь избавиться от этой скверны. К концу поста сюрпризы посыпались как из рога изобилия — обострились и другие страсти, совсем не по моему списку, и уже некогда было кому-либо замечания делать. Словом, о тщеславии забылось само собой. А спустя годы, когда я сама стала регентовать, поняла, насколько мешала регенту и хористам.
Ольга поделилась, что с годами к ней пришло понимание: помимо очевидных страстей, которые ты собираешься во время поста с Божией помощью искоренять, Господь показывает и другие язвы в твоей душе, о наличии которых порой даже и не подозреваешь. Все силы приходится направлять на борьбу с этой внезапно открывшейся проблемой. А способ борьбы, как известно, может быть у нас только один — исповедь, Причащение и молитва к Богу с просьбой помочь избавиться от этих пороков. Ведь сам человек, какие бы подвиги не совершал в борьбе с грехом, без Божией помощи ничего не добьется.
Святые отцы много говорят о благотворном действии поста на человеческую душу и о том, что Бог постоянно поддерживает и помогает идущему этим путем. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. <…> И врачи, когда намереваются дать лекарство желающим очистить у себя гнилые и испортившиеся соки, приказывают воздерживаться от обыкновенной пищи, дабы она не помешала лекарству подействовать и оказать свою силу; тем более мы, готовясь принять это духовное врачество, т.е. пользу, происходящую от поста, должны воздержанием очистить свой ум и облегчить душу, дабы она, погрязши в невоздержании, не сделала для нас пост бесполезным и бесплодным» («Беседы на книгу Бытия. Святитель Иоанн Златоуст»).
Фото из открытых интернет-источников
«Саратовская областная газета» №31 (3590)