О том, почему так важно бывает любить не оглядываясь, забывая о себе, размышляет священник Андрей Мизюк.
Время Великого поста — это время встречи. Честной встречи с самими собой, если, конечно же, сам пост для нас — это не диетическое упражнение и не отсчет тоскливых дней от блина до кулича. Честной — значит далеко не всегда приятной и радостной. Но такая встреча нужна, потому что в конечном счете она неизбежна — как неизбежен новый день, как закономерно солнце, встающее над добрыми и злыми, как неизбежна Любовь, принимаешь ты ее или нет, потому что Распятие и Воскресение, к которым мы движемся путями Великой Четыредесятницы, и есть свидетельства этой Любви. Господь не требует от нас непосильных жертв, не смотрит в холодильник и тарелку — Возвысившийся над землей на крестном древе через века и расстояния ждет ответа человеческого сердца. А отзовется ли оно?..
Не так давно, в конце января, произошла удивительная и трагическая история. Алтарник одного из московских храмов, выпускник Свято-Тихоновского университета Георгий Великанов увидел на одной из подмосковных станций человека, идущего по рельсам. Это был бездомный; скорее всего, он был нетрезв, потому что на призывы сойти с путей, по которым приближался поезд, никак не реагировал. Еще несколько мгновений — и его жизнь должна была закончиться. Ситуация совсем не редкая и не исключительная: под колесами поездов и автомобилей гибнет немало пьяных. Но в этот раз все закончилось иначе: в последние мгновения перед роковым ударом Георгий оказался рядом с этим человеком, столкнул его с рельсов, а сам уйти от приближающегося поезда уже, к сожалению, не смог.
История гибели Георгия Великанова потрясла очень многих. Что это было, чем руководствовался он, буквально бросаясь под поезд, чтобы вытолкнуть оттуда незнакомого человека? Да и какого человека… Отношение нашего общества к людям, оставшимся без жилья и документов и тем более ведущим нетрезвый образ жизни, вполне известно и чаще всего находится в диапазоне от брезгливого равнодушия до нечеловеческой жестокости. В Сети можно довольно часто встретить ролики, записанные подростками или даже взрослыми неумными людьми, на которых кто-то группой или в одиночку избивает бездомного человека, заведомо зная, что ни защитить себя, ни наказать обидчиков законными методами тот никаким образом не сможет. А тут случилось нечто, перевернувшее всю обыденную логику: молодой человек, у которого жизнь по сути только началась, который готовился к рукоположению в священный сан, которого ждала дома супруга, который был востребован и многими любим, в считаные секунды отдал свою жизнь за жизнь обыкновенного бродяги. Мы знаем о случаях, когда командиры закрывали собой гранату, случайно выпавшую из рук новобранца, когда обыкновенные люди шли в самое пекло пожара, чтобы вытащить оттуда старика-инвалида или ребенка. Но жизнь ради бездомного — об этом, пожалуй, все мы слышим впервые. Был ли в этом какой-то смысл? Очень многие в те дни задавались подобным вопросом и не находили на него ответа.
Но у этой истории есть продолжение, о котором стало известно позже, когда об этом случае уже постепенно начали забывать. Бездомный по имени Михаил, которого спас Георгий, не сгинул в безвестности — он сам пришел в храм Всемилостивого Спаса в Митино, где служил и трудился погибший. Один из священников храма в интервью прессе говорит об этом так: «На него произвел сильное впечатление поступок Гоши — с его слов, он пришел именно потому, что хотел с кем-то обсудить произошедшее, и решил, что именно в храме будет такая возможность». Нет, чуда полного преображения жизни этого человека не случилось. Он не восстановил документы и не бросил пить. Да и пережил он спасшего его от смерти алтарника всего лишь на месяц. В течение этих последних недель своей земной жизни Михаил время от времени приходил в храм, плакал, переживал, разговаривал со священниками, исповедовался и снова уходил. К сороковому дню от кончины Георгия он уже тоже предстал перед Богом.
Так ради чего все это было? Была ли напрасна эта жертва? Нет, не была.
Наверное, изначально не стоило ожидать, что человек, который долгие годы бродяжничал и злоупотреблял алкоголем, в мгновение ока станет совершенно иным. Хотя и такие примеры в истории Церкви бывали, но нам не стоит требовать от Господа чуда. Самое важное здесь в другом — в том, что внутри этого человека все-таки что-то произошло. То, чего по всем земным законам уже и не должно было случиться, потому что месяц назад его должен был снести поезд, и его бездыханное изувеченное тело уже должно было покоиться где-то в одной из безвестных общих могил, которые есть на всех городских кладбищах. Господь не явил нам никаких ненужных умилительных и слезливых картин, но сердце этого спасенного от смерти человека отогрелось — и возможно, что Богу этого было достаточно для вечного уже его спасения. Впрочем, в тот холодный день на железнодорожных путях произошло и еще кое-что важное. Евангельское. За други своя. И без условий.
Нам была явлена истинная любовь.
О чем вся эта история? О подвиге, о смерти, о жизни? Эта история о каждом из нас. О том, что любой человек может совершить нечто неожиданное и даже абсурдное с точки зрения «мира сего», но оно на самом деле будет подготовлено всей его предшествующей жизнью. И этот выбор может быть сделан как в одну сторону, так и в другую — это может быть жертва, но может быть и предательство.
История жизни и гибели алтарника Георгия — о том, что у любви нет повода, она не «почему?» и не «зачем?», у нее нет границ. В ней начало и источник жизни и в ней нет условий и условностей — ее можно только принять и ею жить. Ей можно учиться, о ней можно просить у Бога, потому что только Он может даровать ее — такой, какой она является на самом деле.
И именно поэтому так нелегко быть честным с самим собой. Потому что первый вопрос, который звучит внутри нас, если мы решаемся быть честными: а любишь ли ты? Этот вопрос звучит не со стороны, а изнутри, и от него нельзя отгородиться ничем внешним.
В чем же может проявляться в нас начаток любви? Прежде всего, наверное, — в трудноприобретаемой способности видеть в этом мире не только себя. Ведь даже в долгой автомобильной пробке можно попробовать не злиться, а попросить у Бога терпения себе и другим. Можно постараться не срываться на близких, не отказывать в помощи просящим, прощать нанесенные обиды и самому просить прощения. Можно не осуждать и не таить злобу. Любовь уже сейчас может проявляться в нас в деталях, в каких-то невидимых другим мелочах. Невидимых другим, но заметных для Бога.
Все это подготавливает в нас благоприятную почву для ежедневного подвига. Подвига любить, то есть не просто что-то чувствовать по привычке, а пребывать в этом состоянии. В этой любви соединяются терпение, свобода, милосердие, радость о правде и самоотречение. Любовь не ищет своего. Она раздается. И потому-то она иногда выше жизни, выше любых условий, обстоятельств, времени и страха перед неминуемым.
Газета «Православная вера» № 06 (602)