Наступает Великий пост. И, как обычно, возникает множество вопросов, разрешения которых ищут для себя верующие. В преддверии поста мы попросили ответить на некоторые из этих вопросов настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" иеромонаха Нектария (Морозова).
— Великий пост для многих людей становится поводом для того, чтобы впервые начать поститься, а для кого-то - даже начать церковную жизнь. На что стоит обратить внимание в первую очередь?
— Наверное, на то, что Великий пост - это действительно совершенно особое время, когда Бог как никогда более близок человеческой душе, когда, кажется, само небо открывается для нас… Точно душа, как поется в кондаке Великого канона, на самом деле вдруг пробуждается ото сна, стряхивает с себя ставшее обычным оцепенение. Почему так?
Мы все делаем в жизни очень много ошибок, о которых потом приходится жалеть и сокрушаться. Но самая страшная из них - пренебрежение голосом Божиим, так явно и отчетливо звучащим порой в нашем сердце. Этот голос - наша совесть, обличений которой мы стараемся не слышать, словно отгораживаемся от нее какой-то искусственной преградой. И в результате действительно вырастает самая настоящая стена - между нами и Богом. Мы оказываемся в каком-то мрачном тупике, и выйти из него самостоятельно не получается: слишком много времени там проведено, глаза уже привыкли к его темноте.
И вот именно пост становится порой нового и удивительного снисхождения к нам Божественной милости: придя в эти дни в храм, человек неожиданно чувствует, как касается его сердца благодать, как сходит с него корка нечувствия и как пронзает его до самой глубины мучительная, но и спасительная боль раскаяния. Тогда-то и приходит понимание: как же удалился он на путях своей жизни от Того, Кто эту жизнь ему дал. А вместе с тем открывается и дорога возвращения - покаяние, духом которого проникнут весь Великий пост.
О том, что такое покаяние - как видение своего греха, плач о нем и восхождение от порока к добродетели,- лучше всего говорит Покаянный канон преподобного Андрея Критского, чтением которого пост, по сути, и начинается.
— Человеку, работающему в светской организации, вряд ли возможно побывать на всех без исключения постовых богослужениях. Но в какие дни особенно необходимо быть в храме?
— Трудно в немногих словах сказать о важнейших великопостных службах. Но если очень кратко… Прежде всего, это, конечно, первые четыре вечера Великого поста, когда на великом повечерии читается Покаянный канон. Затем, воскресные дни, каждый из которых наделен своим особым духовным смыслом. Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы поста — дни особого поминовения усопших. Затем — Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверг 5-й седмицы — переходящее празднование, память преподобной Марии Египетской. А накануне вечером — так называемое "Мариино стояние", во время которого Покаянный канон прочитывается снова, но не разделенный на четыре части, а уже целиком. Тогда же по традиции читается в храме и житие самой преподобной Марии - поразительное свидетельство о том, что способен Господь и "прокаженное убелити", о том, что самый отчаянный и непотребный грешник может по благодати Божией стать величайшим святым. Суббота этой же седмицы — Суббота Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы, когда особым образом, нараспев поется за богослужением Акафист Царице Небесной. Суббота следующей седмицы - Лазарева, ее песнопения и молитвословия посвящены воспоминанию о чуде воскрешения праведного Лазаря, явившемся уверением будущего Всеобщего воскресения, его неоспоримой реальности.
Ну, и последняя седмица, Страстная. Каждый из ее дней неслучайно именуется "великим" - если кто-то может, то хорошо бы, конечно, всю эту неделю провести в храме. Но такая возможность, и правда, есть не у многих. А обязательно надо постараться быть на службе утром в Великий Четверг - день воспоминания о Тайной Вечере, об установлении Таинства Евхаристии; в тот же день вечером - последование святых и спасительных Страстей Христовых: чтение 12-ти Страстных Евангелий. Вечер пятницы - чин Погребения Плащаницы с крестным ходом. Суббота - литургия свт. Василия Великого, когда единственный раз в году звучат слова удивительного песнопения: "Да молчит всякая плоть человеча…". А наступающая ночь — ночь светлого пасхального торжества, ощутить которое в его полноте можно, лишь понеся труды, скорби и искушения поста.
— Литургия Преждеосвященных Даров — в чем смысл этого богослужения? Иногда приходится слышать, что причащаться Преждеосвященными Дарами можно далеко не всем.
— В полном смысле это чинопоследование литургией не является, хотя и именуется так: во время него не совершается само Таинство Евхаристии: преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Причащаются за Преждеосвященной, как явствует из самого наименования, Святыми Дарами, которые были освящены в предшествовавший ей воскресный день. А смысл этого богослужения прост. Постом, кроме субботы и воскресенья, совершать литургию уставом не положено (дни поста - время сетования и печали о грехах, а Евхаристия - радость, торжество). Но Церковь не может оставить верующих без самого важного - без той Пищи, вкушающий которую, по слову Спасителя, имеет жизнь вечную. И потому в среду и пятницу совершается чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, вошедшее в церковную традицию с именем святителя Григория Двоеслова - одного из римских епископов, или пап, той поры, когда Восточная и Западная Церкви составляли единое целое. Во время нее и происходит Причащение.
Мнение же, что причащаться Преждеосвященными Дарами можно не всем, а только, к примеру, тяжко болящим, приходилось слышать и мне. Но на самом деле - это измышление, никакого основания ни в истории Церкви, ни в ее богослужебной жизни не имеющее. Напротив, если не помолиться и не причаститься за Преждеосвященной литургией постом хотя бы однажды, то и не поймешь до конца - что же такое пост. Не причащают Преждеосвященными Дарами только младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, поскольку Крови в данном случае в Евхаристической Чаше нет, Ею заранее напитывается освященный на воскресной литургии Агнец.
— Нередко верующие, особенно новоначальные, хотят "поститься правильно" и ориентируются при этом на монастырский устав. Долго не выдерживают: слабость, уныние, приводящие в конце концов к раздражению, быстро дают о себе знать. Как верно определить для себя меру поста телесного?
— Если взять монастырский (а другого, по большому счету, и не существует) устав о посте, то в действительности соблюсти его во всей полноте не удастся, скорее всего, не только мирянам, но и насельникам сегодняшних обителей. Причиной тому - физическая и духовная немощь современного человека, а это тот фактор, не считаться с которым невозможно. Руководствоваться здесь, мне кажется, следует той практикой, которая сложилась в храме, прихожанином которого человек является. А также и здравым смыслом, то есть правильно оценивать свои силы: с одной стороны, не поддаваться чрезмерному саможалению, с другой - не брать на себя неподъемного подвига. И, конечно, следует испросить перед постом совет и благословение священника.
— Великий пост — "весна души". Многие говорят, что любят поститься, испытывают во время Великого поста радость. Как совместить эту радость и покаянное чувство?
— Противоречие здесь только кажущееся. Истинная радость - от сознания примирения с Богом, поэтому она самым тесным и непосредственным образом связана с покаянием. Лед сковывает собой землю и воду, покрывая все холодным, точно стальным панцирем. Но приходит весна, лучи солнца растапливают его, повсюду текут ручьи,- и мир вокруг оживает, радуется удивительному пробуждению после зимнего сна. Так же и грех: он холодом отчуждения от Бога лишает душу жизни, но теплота покаянных слез, а еще более - благодать Таинства исповеди - согревают сердце человека, исцеляют нанесенные грехом язвы, и он реально переживает то духовное состояние, которое иначе, нежели весной, с ее радостью и светлой надеждой, уже и не назовешь.
— Жизнь наша и сама по себе изобилует искушениями и скорбями. Но люди опытные замечают, что постом и то, и другое на человека порой просто обрушивается. Откуда такая закономерность?
— Мы странники, пришельцы в этом мире, и нет здесь для нас подобающего места или града, но ко граду грядущему должны мы стремиться, искать к нему путь, не успокаиваясь ни на чем временном, скоропреходящем. Как часто мы забываем об этом! А скорби и искушения - то единственное напоминание, которое оказывается по-настоящему действенным: желаешь земного утешения, но вскоре понимаешь, что, кроме Бога, Утешителя другого нет.
И еще: наша жизнь - непрестанная духовная брань с теми врагами, которых апостол Павел в своем Послании к Ефесянам именует духами злобы поднебесной (см. Еф. 6, 12). Пост же - время брани сугубой: мы вооружаемся воздержанием и молитвой, а враг ополчается на нас всей своей злобой.
Но нужно все это потерпеть, не теряя упования на Бога, потерпеть, в том числе, и себя самого со своими немощами и падениями, не отчаиваясь, а раз за разом восставая и стараясь исправиться. Ведь впереди - торжество Пасхи, сладость которой преодолевает любую горечь этого мира.