Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Просмотров: 17934     Комментариев: 0

Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

***

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Великий пост — это то время, когда мы можем стряхнуть с себя оковы сна, время, когда мы можем духовно воспрять, услышав снова кондак Великого канона: «Душе моя, восстании, что спиши, конец приближается…». Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он, не умолкая, зовет нас…

Это время, когда небо открывается для нас, время когда боль покаяния сильней всего может уязвить нашу душу и понудить ее вновь искать той свободы от греха и от страстей, которая может эту боль исцелить. И Господь в эти дни так близок каждому кающемуся…

И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас.

***

Протоирей Игорь Шестаков, руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»:

– В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона, за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга.

Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, канона святого Андрея Критского, трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?» А кто-то возопит: «Нам некогда молиться и поститься, нам трудно и малопонятно все это продолжительное чтение и пение, мы живем проблемами сегодняшнего дня, мы устаем и раздражаемся, и оставьте нас с вашим постом, нам и так есть нечего!» Что ответить? Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»?

Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов.

Пост сегодня – это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви. Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице!

***

Протоиерей Василий Мазур, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– Великий пост – это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя – сеяние добродетелей, весь пост – терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя – собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой – время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост.

Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту.

Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень.

Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома.

***

Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве:

– Все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься совершенно одинаково – в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное.

В чем современные особенности постного подвига?

Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу – час, с работы в храм – час, со службы домой – час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил.

Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается.

Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить.

Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями – это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек – это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома.

Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения.

Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время».

Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий.

Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута.

***

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Что должно стать главным в дни поста? Ответ, по опыту – церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее:

– всей семьей (если таковая имеется) определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста (например, сладости только по субботам и воскресеньям и т.п.) и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;

– также определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного выключения);

– увеличить продолжительность личных (общесемейных) молитв;

– назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, _подходящей для всех;

– назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, литургии Преждеосвященных даров, служб Страстной седмицы);

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья.

***

Протоиерей Сергий Вишняков, благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время поста – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

***

Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Во время первой и Страстной седмиц поста в семинарии прекращаются занятия, чтобы все учащиеся могли каждый день утром и вечером молиться за великопостным богослужением, погрузившись в духовную жизнь. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день.

Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность – проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.

Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост – время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением!

Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон – это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.

Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама.

Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях (телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном). Получается лицемерие – внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.

Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию.

Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»!

***

Игумен Игнатий (Душеин), благочинный восьмого округа Калужской епархии, председатель миссионерской комиссии Калужской епархии:

– Думаю, первое, что нужно, – правильно настроиться на пост. Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу.

Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание – все это должно нас настроить на особый лад.

Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа.

Второе: мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье.

Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты. Думаю, что в наше время отказ от телевизора – для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца.

Нужно, чтобы воздержание от некоторых продуктов не превратилось в самоцель и не стало главным мерилом Великого поста. Это труд, лишь сопутствующий душевному труду, но никоим образом его не заменяющий. Именно про такой пост сказал Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», – никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в пост. Если это мы делаем во славу Божию, то пусть один Господь и знает это. Не дай Бог поститься напоказ или рассказывать друг другу о том, что мы не съели в эти дни. Воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов. Съедать за раз полведра картошки без масла тоже не из разряда аскетических подвигов.

Далее: молитва. Для нас это слово часто тождественно молитве церковной. Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением. Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва (молитва Иисусова) также доступна каждому. И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием.

Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста. Нужно постараться найти время для этого. Великое повечерие с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского читается по вечерам, вполне можно успеть после рабочего дня. Но если уж совсем не получается посетить его, то в наше время доступны все богослужебные книги. Если нет таковых или дорого покупать – все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста.

Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть – все остальное приложится милостью Божией.

***

Иерей Димитрий Шишкин, клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

– Пост – это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира – то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» – «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние – это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста.

Вот что важно понять: пост – это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь – сплошной пост!» Но вот ведь в чем дело: пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании.

Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов – то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними.

Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» (Мк. 13: 37), речь идет именно об этом сердечном внимании. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй!», которую можно повторять много раз. Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии.

Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость – греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице.

Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего.

Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом.

***

Священник Георгий Казанцев, секретарь миссионерской комиссии Калужской епархии, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор добровольческой службы «Милосердие»:

– Смысл любого поста – самоограничение, то есть добровольный отказ от того, что составляет заметную часть нашей земной чувственной жизни. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода – привыкания – к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания – одна из важнейших духовных задач Великого поста.

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

***

Священник Глеб Грозовский, клирик Софийского собора в Царском селе, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской и Ладожской епархии:

– Жизнь каждого христианина в дни начала любого поста должна наполняться радостной жаждой богообщения и воз-дер-жа-ни-я! Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным?

Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения (при всем желании) не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния – это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле!

Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание».

***

Священник Владимир Войтов, клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост. И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Очень полезно в пост ежедневно читать святоотеческую литературу (лучше всего творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Определить себе какую-то норму: одна страничка или 10 страниц. Это чтение освежает душу.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Православие.Ru

Материалы по теме

Великий пост — это не просто период запретов, ограниченного питания и долгих молитв; это приглашение к богомыслию, к познанию себя, своего места во вселенной, своего пребывания в Церкви. Это время, когда мы получаем важнейшие духовные уроки. «Учебная программа» (если опять же использовать школьную терминологию) из года в год не меняется — меняться призван ученик, то есть каждый из нас. «Если вера не растет, она умирает», — так сказал мне когда-то один католический священник; уверена, что и любой православный пастырь подпишется под этими словами

Просмотров: 1154
Комментариев: 0

Храм облачен в черное, и в нем полутемно. Вслед за священником мы опускаемся на колени. Сердце замирает от знакомых и всегда новых, простых и таинственных слов: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» На наши вопросы об одной из самых древних молитв Церкви — молитве преподобного Ефрема Сирина — отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Архиерейского подворья — Свято-Духовского собора в Саратове

Просмотров: 3044
Комментариев: 0

«Если бы пост не служил средством  ко спасению… Бог не заповедал бы с самого начала поститься»,— пишет Иоанн Златоуст. «Поскольку мы не постились, то изринуты из рая… будем поститься, чтоб снова войти в рай»,— замечает святитель Василий Великий. Это и многое другое показывает, насколько важен подвиг поста. На вопрос­­­­­ы о посте и христианской аскезе отвечает клирик Архиерейского подворья — Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова иеродиакон Паисий (Шурухин)

Просмотров: 4956
Комментариев: 0

Отношение к детскому посту всегда было и остается спорной темой для родителей. Причем и для тех, кто в той или иной мере соблюдает Великий пост, и для тех, кто смотрит на это со стороны. Многие родители задаются вопросом: а можно ли держать пост детям, с какого возраста и как правильно это организовать?

Просмотров: 6094
Комментариев: 0

Должны ли поститься дети? Если да, то в какой мере, с какого возраста? Как быть, если на период Святой Четыредесятницы выпадает день рождения ребенка? Может ли юный христианин сам определять для себя вид поста? Что делать, если он не справляется со взятыми на себя обязательствами и нарушает пост? Обо всем этом мы поговорили со священнослужителями Саратовской епархии

Просмотров: 4644
Комментариев: 0

Многие из тех, кто начал свою церковную жизнь довольно давно, вспоминают свой первый Великий пост как время, очень их впечатлившее, но при этом очень сложное, исполненное ошибок и искушений. Много сил при этом тратилось не на сам подвиг поста, а на то, чтобы определить для себя какие­то ориентиры, понять, что делать в случае срывов и невозможности по всей строгости следовать церковному уставу, осмыслить, зачем вообще нужно себя утеснять, и «договориться» об этом со своей волей. О ключевых моментах прохождения поприща поста мы попросили рассказать священнослужителей Саратовской епархии

Просмотров: 2926
Комментариев: 0

Чтобы пост не прошел для человека даром, необходимо, чтобы человек хорошо понимал его смысл, мог и самому себе, и всякому спрашивающему ответить на вопрос, зачем христиане соблюдают положенные посты. Однако ведь пост — это не только ограничение рациона, это еще и особый режим духовной жизни. Как в него включиться? К чему еще, кроме отказа от определенных продуктов, призваны мы в эти дни? О Святой Четыредесятнице и вообще о месте поста в жизни православного христианина поговорим с иереем Александром Степовиком, настоятелем храма в честь Тихвинского образа Божией Матери в Заводском районе Саратова

Просмотров: 3479
Комментариев: 1

Великий пост… Казалось бы, теми, кто постится давно, его седмицы и праздники хорошо изучены. Но вряд ли найдется хоть один верующий, церковный человек, который не испытывал бы перед очередным началом этого сорокадневного пути внутреннего трепета. Нам вновь предстоит пережить распятие Господа на Кресте — и все эти дни мы будем готовиться к этому дню и грядущему за ним Воскресению Христову. Чтобы не быть побежденными суетой и не пропустить ни одной важной службы, мы подготовили небольшой путеводитель по главным событиям Великого поста

Просмотров: 2994
Комментариев: 0

В последнее воскресенье перед Великим постом (в этом году 1 марта) Православная Церковь вспоминает об изгнании Адама из рая. О катастрофе грехопадения Адама и Евы и о событиях, с ним связанных, мы можем прочитать в 3-й главе Книги Бытия. Этот краткий рассказ вызывает огромное количество вопросов. Зачем Господь поместил в безопасном Эдеме древо, несущее в себе опасность? В чем состоит суть грехопадения? Кто больше виноват в этой катастрофе — Адам или Ева? И какое отношение это событие, произошедшее за много тысячелетий до нашего рождения, имеет к нам? 

Просмотров: 3746
Комментариев: 0

Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым

Просмотров: 7989
Комментариев: 0

Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. Как удержаться в постном подвиге и не растерять при этом остатки сил и благих намерений? Несколько советов на эту тему — от клирика Петропавловского храма Саратова священника Василия Куценко

Просмотров: 4442
Комментариев: 4

С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. Для того чтобы дисциплинировать себя и ничего не забыть, некоторые православные христиане составляют великопостный календарь на каждый день, в него вносят богослужения, которые нужно посетить, запланированные к прочтению книги, «задания» по преодолению вредных привычек и прочее. Наш сегодняшний материал может помочь тем, кто еще не в полной мере ориентируется в пространстве Святой Четыредесятницы, в составлении такого календаря

Просмотров: 6787
Комментариев: 1

…но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22) — так говорил Христос ученикам перед крестной Своей смертью, имея в виду Свое Воскресение из мертвых. Мы знаем, что Он воскрес — потому-то мы и христиане; но как у нас дела с радостью?..

Просмотров: 4242
Комментариев: 0

Время Великого поста — это время встречи. Честной встречи с самими собой, если, конечно же, сам пост для нас — это не диетическое упражнение и не отсчет тоскливых дней от блина до кулича. Честной — значит далеко не всегда приятной и радостной. Но такая встреча нужна, потому что в конечном счете она неизбежна — как неизбежен новый день, как закономерно солнце, встающее над добрыми и злыми, как неизбежна Любовь, принимаешь ты ее или нет, потому что Распятие и Воскресение, к которым мы движемся путями Великой Четыредесятницы, и есть свидетельства этой Любви

Просмотров: 5330
Комментариев: 0

Четверг пятой седмицы именуется Четверток Великого канона. Накануне, в среду вечером, в наших храмах произойдет нечто совершенно непривычное: зазвучит не церковнославянский, а современный русский язык

Просмотров: 3428
Комментариев: 0

О том, как работать над собой на протяжении Святой Четыредесятницы и как дожить до Пасхи, не бросив поста от изнеможения или разочарования, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

Просмотров: 4154
Комментариев: 1

Четвертая неделя Великого поста посвящена преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайской горы. Он жил в VI веке по Р. Х. Лествичником его зовут потому, что он оставил нам уникальное пособие к духовной жизни — книгу, именуемую «Лествица», то есть лестница — в Царство Небесное

Просмотров: 3566
Комментариев: 0

Великий пост — весна духовная, время покаяния и познания собственной немощи, время житейской скорби и духовной радости. К сожалению, для многих из нас дни Святой Четыредесятницы становятся всего-навсего днями испытания нашего терпения: смогу ли выстоять всю службу, смогу ли ни разу не оскоромиться? За всем этим теряется порой духовный смысл Великого поста как приготовления к Пасхе. Книга протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост» помогает понять внутренний смысл ограничений этого периода и раскрывает особую красоту православного великопостного богослужения

Просмотров: 3973
Комментариев: 0

Пост — это богомыслие; это возможность глубинного переживания и постижения Истины; это книга, которую нужно прочитать; это наше совместное, соборное усилие на пути богопознания — пути, указуемом Церковью

Просмотров: 3813
Комментариев: 0

Правление праведной царицы Феодоры Греческой было ознаменовано важнейшим событием в истории Православной Церкви — полным и окончательным восстановлением иконопочитания. Установленный в честь этого церковный праздник получил название Торжество Православия, отмечается он в первое воскресенье Великого поста (в этом году 25 февраля по новому стилю). Правление святой Феодоры стало временем расцвета Византийской империи в области культуры и политики. Но ей самой пришлось пережить и годы бесправного существования в тени мужа-еретика, и горькое предательство самых близких людей — брата и сына. Память святой Феодоры Православная Церковь отмечает 24 февраля по новому стилю

Просмотров: 5026
Комментариев: 1

На первый взгляд, понятие дисциплины может показаться не связанным напрямую с духовной жизнью. И это действительно так, если воспринимать отношения с Богом как нечто абстрактное — как «веру в душе». Но для христианской жизни, которая именно полноценной жизнью со Христом и является, дисциплинированность — одно из совершенно необходимых качеств. И речь идет отнюдь не только об элементарном распорядке дня, режиме труда и отдыха, регулярности молитвы, но и о вещах более глубоких, внутренних. О них размышляет сегодня игумен Нектарий (Морозов)

Просмотров: 3693
Комментариев: 0

Что читать Великим постом? Многие духовно опытные люди на этот вопрос отвечают: авву Дорофея. Его «Душеполезные поучения», наряду с книгами преподобных Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина — традиционное постовое чтение. Это не случайно

Просмотров: 4149
Комментариев: 0

Два года назад, именно Прощеным воскресеньем вспыхнул у нас в ленте социальной сети Facebook ожесточенный спор, окончившийся вполне традиционно: одна из его участниц вместо прощения вылила мне на голову ведро кипятка и забанила меня навсегда. А ведь неглупый совсем даже человек, филолог, литератор…

Просмотров: 6125
Комментариев: 1

Я, как и многие, с большим воодушевлением принималась писать списки своих предполагаемых подвигов на время Великого поста, однако ближе к Пасхе понимала, что потерпела полное фиаско: весь пост прошел совершенно не так, как я его запланировала. Я унывала, как старуха у разбитого корыта, не понимая, в чем моя ошибка, и активно интересовалась у окружающих меня более опытных в церковной жизни людей, как они проводят Великий пост, какие ставят цели и задачи и чем является для них период Четыредесятницы. Один рассказ мне особо запомнился

Просмотров: 4225
Комментариев: 0

Великий пост — важнейший период в жизни каждого православного христианина. Это время особого духовного внимания к самому себе. Не случайно святые отцы называли Великой пост, или Четыредесятницу,— десятиной года, которую верующие посвящают Богу. Это не означает того, что во все остальные дни можно не задумываться и не заботиться о своем духовном состоянии. Просто Церковь выделяет особое покаянное время, когда нужно отодвинуть все остальное на второй план и всем сердцем и мыслями обратиться к Богу

Просмотров: 4028
Комментариев: 0

Близится Великий пост. Кто-то приступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов)

Просмотров: 7249
Комментариев: 1

Ты протягиваешь руку в незнакомый духовный мир и… вдруг чувствуешь рукопожатие. Это ни с чем не сравнимое чувство ставит человека на такую высоту радости, с какой не сравнится ничто земное

Просмотров: 8174
Комментариев: 0

В православном богослужении человеку открывается новый, незнакомый для него мир духовных законов и истин. Переступая порог храма, мы действительно входим в совершенно иное пространство, как бы попадаем в другую систему координат: вместо нашего обычного «плоского», «горизонтального» существования оказываемся участниками иного бытия с «вертикальной» составляющей

Просмотров: 20447
Комментариев: 1

В богослужебной жизни Православной Церкви Великий пост — совершенно особое время. Во-первых, потому что великопостный путь ведет каждого верующего к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств — Пасхи Христовой. Во-вторых, в древней Церкви именно Великий пост был дорогой вхождения в Церковь через принятие Таинства Крещения

Просмотров: 3548
Комментариев: 0

Обычно во время Великого поста я всегда перечитываю «Поучения преподобного аввы Дорофея» и «Лествицу». Это книги, в которых содержится азбука не только монашеской, но и христианской жизни в целом, поэтому я советую читать их всем христианам. Они точно и глубоко раскрывают суть тех изменений, которые должны происходить и происходят с человеком, ведущим внимательную духовную жизнь

Просмотров: 3759
Комментариев: 0

Великий пост еще не начался, а Церковь уже предлагает своим чадам вспомнить о предстоящем каждому христианину подвиге. О значении и особенностях подготовительного периода перед Великим постом мы беседуем с клириком храма в честь Рождества Христова г. Саратова священником Максимом Плякиным

Просмотров: 3928
Комментариев: 0

Каждому христианину, более или менее регулярно посещающему храм, приступающему к спасительным Таинствам, известно, что Великий пост «не состоится», если хотя бы раз не прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Эта удивительная по своему покаянному настрою служба совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам; а в Страстную седмицу — в понедельник, вторник и среду

Просмотров: 4533
Комментариев: 14

Книги и Великий пост. Что читать? Какие книги помогают внутренне собраться и сосредоточиться? Чем отличается время поста от других дней года в плане чтения? Мы попросили наших собеседников ответить не только на эти, но и на такие вопросы: «Ставили ли Вы перед собой задачу прочесть определенные книги за время поста? Что бы Вы рекомендовали прочесть?»

Просмотров: 34053
Комментариев: 2

Вообще, молитва – дело простое: это разговор человека с Богом, ребенка – с небесным Отцом: попросить ли чего-то, поблагодарить, пожаловаться, рассказать о себе, услышать ответ… Верующий человек не общаться с Богом не может. В молитве Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста, самое важное, пожалуй, то, что она читается всей Церковью. А что такое Церковь? Это семья: Бог – Отец, а мы – дети

Просмотров: 4820
Комментариев: 0

Как поститься с пользой для души, и без вреда для здоровья? О чем мы должны помнить в первую очередь, беря на себя обязательства перед Богом? Что делать, чтобы пост не стал причиной раздора в семье? Об этом мы беседуем с настоятелем Крестовоздвиженского храма города Саратова, руководителем саратовского Общества милосердия и Общества православных врачей священником Сергием Кляевым

Просмотров: 8461
Комментариев: 0

Что происходит Великим постом в жизни Церкви в целом и в жизни каждого человека? Что может сказать постовое богослужение молящемуся человеку о нем самом? С этими вопросами мы обратились к Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 5867
Комментариев: 0

Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник — Пасху. Но даже у воцерковленных людей, у тех, для кого этот пост далеко не первый, не убывает вопросов: как провести, как прожить эти шесть (со Страстной — семь) седмиц с максимальной духовной пользой? Мы беседуем с настоятелем храма во имя cвятых Царственных страстотерпцев при Саратовском госуниверситете священником Кириллом Краснощековым

Просмотров: 4707
Комментариев: 0

Можно ли поститься при эпилепсии? Правда, что во время Великого поста нужно принимать пищу только один раз в день? Можно ли в пост есть раков, пить вино и т.п? На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает насельник Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова иеромонах Дорофей (Баранов)

Просмотров: 27378
Комментариев: 0

Человеку мало осведомленному может показаться со стороны, что нет ничего более оторванного от жизни и, если можно так выразиться, «социально ненужного», чем Великий пост, о котором сейчас говорит, через который сейчас, как и каждый год, проходит Церковь. Великий пост...

Просмотров: 4991
Комментариев: 0

Обычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов – Великий. Но о подлинном смысле поста многие даже не догадываются. Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище, полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский долг. Но так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы журналиста «Взгляда» отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонах Дорофей (Баранов)

Просмотров: 6875
Комментариев: 0

После воскресенья, которое Церковь называет Крестопоклонным, что-то меняется в атмосфере Великого поста, и начинается наше все еще медленное, но теперь такое явственное приближение к Пасхе. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных; и убьют Его, и в третий день воскреснет (ср.: Мф. 20:18; Мк. 10:33; Лк. 18:31, 33). Каждый год эти слова Христа снова ударяют в наше сердце и снова заставляют задуматься над последним смыслом, последним содержанием нашей веры

Просмотров: 3349
Комментариев: 0

Начался Великий пост, или Святая Четыредесятница. На протяжении этих дней верующие призываются Церковью быть особо внимательными к своей духовной жизни. О важности поста в жизни христианина, о том, как провести Святую Четыредесятницу с наибольшей пользой, как избежать ошибок и соблюсти меру читателям нашей газеты рассказал иеромонах Пимен (Хеладзе), клирик Свято-Алексиевского храма, духовник Свято-Алексиевского женского монастыря города Саратова

Просмотров: 7402
Комментариев: 0

Когда человек готовится отпpавиться в пyть, он должен знать цель своего пyтешествия. Так бывает и с Постом. Пост - это главным обpазом дyховное путешествие, а цель его - Пасха, "Пpаздник из Пpаздников". Пост - пpиготовление к "совеpшению Пасхи, истинному откpовению". Поэтомy мы должны начать с того, чтобы постаpаться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь откpывает нам нечто очень сyщественное, нечто pешающее во всей нашей хpистианской веpе и жизни

Просмотров: 4696
Комментариев: 0

Несмотря на то, что существует много частных мнений о посте, поститься все же нужно по Уставу Церкви, ведь на протяжении без малого двух тысячелетий христиане именно так и постились. А что же мы? Неужели мы стали столь «немощны» во всем, что касается духовных подвигов?

Просмотров: 9234
Комментариев: 0

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же ведет нас через Страстную седмицу и к великий радости Светлого Христова Воскресения. Пост — время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения за свои грехи и достойно причаститься Святых Христовых Таин

Просмотров: 5880
Комментариев: 0

Наступает Великий пост. И, как обычно, возникает множество вопросов, разрешения которых ищут для себя верующие. В преддверии поста мы попросили ответить на некоторые из этих вопросов настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" иеромонаха Нектария (Морозова)

Просмотров: 4768
Комментариев: 0