Великий пост. Сколько поучений о нем написано, сколько вдохновенных слов сказано подвижниками Православия! Он воспевается в церковных песнопениях, ему посвящены духовные труды великих учителей Церкви. И все же с наступлением Великого поста многие задают один и тот же вопрос: как поститься? Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления настоятеля храма во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских в с. Елшанка Воскресенского района иеромонаха Никиты (Сергеева). Его оценки во многом эмоциональны, но это не просто ответы приходского священника на часто задаваемые ему вопросы. Это попытка увидеть «в свете поста» многие проблемы, волнующие современных православных христиан, вызванная не желанием осудить кого бы то ни было, а более внимательно присмотреться к происходящему, и прежде всего — к самому себе.
Поститесь, как можете…
Отчего у новоначальных христиан возникает так много вопросов, связанных с постом, и почему на один вопрос существует много различных, порой противоречивых ответов? Церковь знает из своего опыта, что во всем нужно иметь рассуждение, что крайности могут привести к душевному и телесному расстройству. И все же чувство меры часто нам изменяет.
К примеру, в последнее время довольно часто можно услышать размышления о том, что пост вообще вреден для здоровья. И вот уже среди христиан встречаются мнения о том, что посты нужно сократить, или, еще лучше, сделать необязательными. Думаю, не стоит доказывать «полезность» поста с медицинской точки зрения (лечебное голодание, очищение организма и т.д.). Ведь пост — это прежде всего духовное делание. Поэтому самый распространенный ответ на вопрос о посте, который можно услышать от священника: «Поститесь, как можете…».
Но не всех этот ответ удовлетворяет, и — слава Богу. Ведь в Церкви почти на всё есть свои правила, естественно, это относится и к постам. Великий пост — самый продолжительный и строгий, он предписывает вкушение пищи с растительным маслом только по субботам и воскресеньям. Но среди христиан все чаще слышатся высказывания о том, что, дескать, нам строго поститься не под силу. И, конечно, здесь можно привести много различных аргументов, самые распространенные — это болезни, работа, в конце концов, просто бытовые неудобства, связанные с приготовлением постной пищи, да мало ли отговорок могут предложить нам бесы (они-то прекрасно знают значение и силу поста, ведь их род изгоняется постом и молитвой, потому-то они и восстают).
Чем опасен кусочек сала
Бывает так: приходит христианин в первый день Великого поста на работу, где ему предложили, к примеру, поесть колбасы или сала, и он, не долго думая, поел. «А что делать: есть-то больше нечего, а есть хочется, не умирать же с голоду!» — оправдывает он себя при этом. И вроде бы все нормально, и греха нет, а если и есть, то «Бог же человека любит, ведь мы не по Ветхому Завету живем!» — начинает рассуждать такой «горе-христианин», убаюкивая свою совесть.
Или вовсе начинает вспоминать о том, что есть «законные» послабления в посте для трудящихся, больных и престарелых. Да, они действительно есть, Бог человеколюбив и не накладывает на нас бремена неудобоносимые. Но мы все же должны испытывать свою совесть и в любом случае укорять себя за свое невоздержание, даже если мы формально и не виноваты в нарушении поста.
А получается все наоборот: приходит человек на исповедь, плачет: «Тяжело согрешил, нарушил пост». Но тут же оправдывается: «Я не могу поститься, у меня такая-то болезнь и врачи не рекомендуют…». И все, покаянное чувство исчезает, человек больше не чувствует своей вины, ничто его не укоряет, и совесть его как будто чиста. Нет бы посокрушаться о том, что раньше не постился, когда мог и был здоров! А ведь в наставлениях святых отцов мы часто читаем о том, что пока есть силы, нужно стремиться к добродетели.
Или, например, забылся человек, нарушил пост: выпил с утра стакан молока. Что ж, бывает. Но вместо того, чтобы укорить себя и исправиться, тут же оправдывается: «Ну и ладно, раз оскоромился — можно весь день не поститься». При таком рассуждении аскетизм и подвижничество становятся явлениями непонятными и совершенно ненужными.
Можно услышать и такой аргумент: «Лучше есть мясо, чем людей». Но на самом деле тот, кто «ест людей», он и не постится! Потому что истинный пост наполняет душу любовью и другими добродетелями. Есть и еще один, пожалуй, самый любимый аргумент, используемый против поста: «Лучше в себя, чем из себя», подразумевающий, что лучше съесть что-нибудь скоромное, нежели сказать что-то плохое. Но и этот аргумент оказывается несостоятельным, поскольку истинно постящийся не будет извергать из своих уст всякую скверну. Ведь в том, кто утончает свою плоть постом, по учению святых отцов, пребывает благодать Святого Духа.
Хочется обратить внимание на еще одно лукавое мудрствование о том, что поститься нужно строго две недели — первую и последнюю. Приходят иные христиане после первой недели поста на исповедь, совесть их обличает за то, что они не постились, но тут же самооправдание ее усыпляет: «Ничего, у меня не получилось строго попоститься на первой неделе (иногда в качестве причины приводится тот факт, что осталась скоромная пища и пришлось ее доедать), но я постараюсь попоститься на последней неделе». Так и хочется спросить такого «находчивого» христианина: «А что? Разве пост идет две недели?». Не лучше ли не откладывать на долгое время свое обещание, а исполнить его уже сразу? Ведь если бесы помогли нам найти причину не соблюсти пост в начале, то еще больше найдется причин, которые они предложат нам в конце. И, наконец, самый весомый аргумент: а доживем ли мы до конца Великого поста?
Не потерять главного
Стало быть, несмотря на то, что существует много частных мнений о посте, поститься все же нужно по Уставу Церкви, ведь на протяжении без малого двух тысячелетий христиане именно так и постились. А что же мы? Неужели мы стали столь «немощны» во всем, что касается духовных подвигов? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах святых отцов, которые на деле познали пользу поста и нам оставили свой опыт в назидание.
Одна из причин нашей немощи заключается в маловерии. Теперь мы слабо верим в то, что Господь нам помогает во всех делах, особенно в духовных, а скорее верим в то, что если будем строго поститься, то вообще ослабнем, заболеем, не сможем работать и т.д. Мы стараемся не прислушиваться к своей совести, которая нас часто обличает. А она говорит нам: «С помощью Божией ты сможешь строго поститься, только веруй Господу и не ленись». Но мы к ней глухи, мы слушаем лукавых духов, которые нашептывают нам обратное. Вновь и вновь задаемся мы одними и теми же вопросами о том, можно ли в пост вкушать постные майонезы, соевое мясо и т.д. Многие искренне считают, что можно, ведь эти продукты постные! В результате мы делаем себе слишком много послаблений и…теряем главное: ощущение пасхальной радости, которая наполняет сердце каждого верующего человека в ожидании Светлого Христова Воскресения.
Вот как рассуждал об этом митрополит Вениамин (Федченков): «Нет нужды для разумного человека доказывать важность постов в смысле духовной подготовки к последующему торжеству. И не будем об этом много говорить; но только пусть всякий знает, что кто не постился, как должно, тот не знает полной радости Пасхи. И хотя святой Златоуст в своем славном пасхальном слове приглашает радоваться и принять участие в “пире веры” и постящихся и непостящихся, этим он лишь указывает на чрезмерную щедрость Божию в этот день, когда и постящиеся и непостящиеся не лишаются Торжества; несомненно, Златоуст не хочет отменить пост или умалить его значение.
Пост — один из самых легчайших видов подвига. Самый начальный, элементарный… И если кто уже этого подвига не поднимет на себя, то о чем большем можно думать ему?! Неверный в малом тем более будет неверен в более важном… И, конечно же, не будем забывать: истинный пост есть злых (от зла) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления — сих (этого) оскудение пост истинный есть и благоприятный. А если еще на место этих ядовитых зол стяжать святые чувства и дела, то и совсем ясно будет, зачем введен пост и отчего радуется так ему Церковь».
Начался пост — жди искушений?
Но вот мы, христиане «со стажем», вроде бы постимся, а изменений в нашей жизни все не происходит. Напротив, с наступлением поста мы ждем каких-то особенно страшных «искушений», которые не замедляют на нас обрушиться, отчего некоторые даже думают, что уподобились древним подвижникам, раз на них бесы нападают. Но, к сожалению, чаще всего не подвиги являются причиной бесовских нападок, а наше сплошное лукавство и лицемерие в духовной жизни, наш эгоизм.
Ведь до чего дошло: в нашем сознании слова «пост» и «искушение» стали чуть ли не синонимами. Многие суеверные христиане уже заранее ждут предстоящих «искушений» и боятся поста, потому что он, якобы, является виновником последних.
Но вернемся к рассуждению о человеколюбии Бога. Господь наш действительно милостив и человеколюбив, но Он еще и справедлив. И желает нашего спасения, которое достигается трудом. Но мы, иногда позабыв, а чаще всего осознанно, избегаем тернистого пути в Царство Небесное, поворачиваем в противоположную от Бога сторону и бредем в страну далече, повторяя «подвиг» евангельского блудного сына. Друзьями нашими становятся бесы, которые все дальше и дальше увлекают нас от Бога, предлагая различные удовольствия и развлечения. И человеку уже кажется, что вот оно, счастье — в удовлетворении своих страстей.
Мы быстро оказываемся в объятиях самого диавола, который с радостью берет нас на руки и буквально качает, как чадолюбивый отец. Только время от времени ударяет нас как можно сильнее, мы от боли приходим на время в себя, возмущаемся: «Что ты делаешь с нами?», а он, будучи лжецом и человеконенавистником, тут же успокаивает нас ложью: «Это не я, это ваш Бог, это Он вас наказывает, Он пытается ограничить вас во всем». И тут же вновь наша бдительность усыплена все новыми и новыми страстями. Душа гибнет, человек впадает в грех кощунства, он думает, что действительно Бог жесток, Он несправедливо наказывает человека. Но истина заключается в том, что Господь не наказывает никого, Его «вина» в том, что Он долготерпелив и что дал нам частицу Себя — свободную волю, которой мы, к сожалению, не можем правильно распорядиться, оттого и страдаем.
Господь никогда не отворачивается от нас, Он ждет нашего раскаяния. Пост и молитва, по учению святых отцов,— два крыла, которые могут принести нас в Царство Небесное. Без этих двух крыльев нам туда не долететь. А тем временем все громче и настойчивее звучат голоса нерадивых христиан о том, что посты нужно отменить или хотя бы сократить до минимума, или расширить список разрешенных продуктов, как на Западе. Но разве нам недостаточно уроков истории, вспомним, чем расшатывались устои нашего христианского общества, как уничтожалась Святая Русь?
Современное прошлое
Вот что говорил в своей проповеди, размышляя о посте, протоиерей Валентин Амфитеатров, живший более ста лет назад: «Другое учреждение церковное — посты. Тягостно даже говорить, во что они обратились во многих православных семьях. Образовалось разделение столов и трапез: обеды скоромные, обеды рыбные, безрыбные. Это разделение само по себе уже есть раздробление взглядов и убеждений на установление поста. В суждениях об установлении поста слышится то явное, нескрываемое негодование на пост, который будто бы не совместим с духом свободы христианства, то какое-то снисходительное отношение к посту: одни не признают поста, другие измышляют свое делание поста, дают ему свой устав; третьи, желая не оскоромиться, пускаются в истинное сластолюбие, множеством разнообразных блюд стараются облегчить немощи свои. Трудно даже сказать, много ли найдем лиц, которые твердо держатся убеждения православно-христианского, что не «хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).
Легкомысленные воззрения на пост расшатывают его установления в православном обществе. Расшатывая пост, ослабляют саму веру. Известно, что если неприятель, осаждая крепость, заметит в ней маленькую брешь, он усилит все свои средства, чтобы нанести через это слабое место возможно больший вред всей крепости. Так и в делах веры: враг нашего спасения через ослабление поста в христианском обществе не преминет сделать более успешные нападения. После ослабления и нарушения нами поста что может препятствовать нам нарушить и евангельские заповеди и т.д.? Ведь все преступления начинаются с малого и уже потом опытностью доходят до большого и ужасного… Так в тяжелое смутное время постепенно совершается утрата религиозных начал: сперва отрицается малое, а потом большее, а потом уже все святое, благочестивое и священное…».
Что можно добавить к этим словам? Остается только удивляться их пророческой силе и просить милостивого Господа, чтобы Он укрепил немощное сознание наше, ибо чаще всего именно наше плотское мудрствование мешает нам в деле спасения. Очень часто мы сами себе внушаем, что плоть наша немощна и нездорова, забывая о том, что Господь дает нам силы во всех наших делах, а тем более в делах духовных.
Вывод напрашивается сам собой: поститься нужно во всякое время, определенное Церковью. И тем большую ценность представляет для нас Великий пост, что он подготавливает нас к празднику праздников, торжеству из торжеств — Пасхе Христовой.