Чтобы пост не прошел для человека даром, необходимо, чтобы человек хорошо понимал его смысл, мог и самому себе, и всякому спрашивающему ответить на вопрос, зачем христиане соблюдают положенные посты. Однако ведь пост — это не только ограничение рациона, это еще и особый режим духовной жизни. Как в него включиться? К чему еще, кроме отказа от определенных продуктов, призваны мы в эти дни? О Святой Четыредесятнице и вообще о месте поста в жизни православного христианина поговорим с иереем Александром Степовиком, настоятелем храма в честь Тихвинского образа Божией Матери в Заводском районе Саратова.
— Отец Александр, представьте, что какой-то Ваш знакомый или друг, пока еще не воцерковленный, смотрящий на Церковь со стороны, спрашивает Вас, зачем лично Вы соблюдаете посты, что Вам это дает, почему Вы от этого не отказываетесь. Что Вы ему ответите?
— Прежде всего, пост — это важная составляющая нашей самоидентификации как православных христиан. То есть ответ на вопрос: я на самом деле православный? Я действительно принадлежу к Церкви? Если это обо мне правда, значит, я должен поститься, потому что Православная Церковь постится сейчас. В Церкви я с детства: учился в воскресной школе, прислуживал в алтаре. Мама была верующая, и посты она всегда соблюдала, а мы старались ее поддерживать. Мне все это нравилось, но это не было еще сознательным воцерковлением для меня. Всегда ведь наступает время, когда авторитет родителей перестает действовать; и вот, в какой-то момент я от постов отошел. И тут же почувствовал себя лодкой без привязи, которую может унести куда угодно: если пост необязателен, может быть, и молитва не обязательна, и вообще, все необязательно, все неважно?
Вот почему сознательное, взрослое воцерковление означало для меня и возвращение к соблюдению всех установленных Церковью постов. И теперь я воспринимаю пост — особенно Великий пост — как свой якорь в Церкви. Пост возвращает мне адекватное самоощущение: он не дает мне забыть о том, что я — Христов. Это как молитва — утренняя и вечерняя. Иногда можно услышать: почему нельзя без этого обойтись, зачем читать одно и то же изо дня в день? За тем же: чтобы не забыть, что мы — православные христиане, что мы Христовы, чтобы не потерять себя.
На первой седмице поста поется стихира «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви» — что это означает? Что человек добровольно, с готовностью и радостью, следует дорогой поста к Пасхе вместе со всей Церковью.
— Вот, мы ограничили свой рацион, а что еще мы призваны делать, чем еще должно отличаться время поста от «обычного» времени?
— Пост — это выход из комфортной среды. Он оголяет все наши страсти и наглядно показывает нам наши внутренние несовершенства. Можно сказать, что он ставит нас лицом к лицу с нами самими же. Поэтому первое, что мы призваны делать в дни поста, — быть внимательными к своей душе. Подготовительные недели к Великому посту — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде — дают нам хороший план работы над собственной душой в дни поста. Молиться, чтобы Господь не дал нам превознестись над другими, подобно фарисею; видеть, где и в чем мы ушли от Отца и возвращаться к Нему, невзирая ни на что; помнить о том, что все мы окажемся перед Его последним и Страшным судом. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя (Пс. 39, 2). Великий пост — это время, когда мы должны употребить все наше искусство для того, чтобы с Божией помощью выбраться из рва страстей, из болотной тины нашего ветхого человека, поставить на место свою гордость. Богу приятен наш пост, если в нем нет празднословия, нет высокомерия, нет лукавства. Духовная направленность поста — именно она должна быть превыше всего, а ограничения в пище — только средство к этому.
— К сожалению, даже от некоторых пастырей можно услышать такие советы: пригласили вас в Великий пост на день рождения — не обижайте хозяев, ешьте и пейте все подряд… Мне кажется, это призыв к предательству. Ведь в этом случае люди, глядя на нас, сделают вывод, что никаких постов эти православные на самом деле не соблюдают, что все это лишь слова.
— Действительно, из наших поступков у внешних по отношению к Церкви людей складывается мнение — и о ней, и о вере, и о том, каковы на самом деле мы — православные люди. Скрывать свою веру мы ни при каких обстоятельствах не должны: зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 15–16). Отступление от поста в угоду людям, кем бы они ни были для нас — ближними, неближними — это неправильно. Можем ли мы представить себе такое — чтобы кто-то из наших святых, из преподобных отцов нарушил пост «из вежливости»? Исключения — когда пост нарушается ради ближнего — бывают, в житиях святых есть такие эпизоды: но это именно исключения, а не норма, и это могли сделать люди, истинно водимые Духом Святым, а нам до такого водительства очень еще далеко. И мы должны быть готовы исполнить то, что говорит нам Церковь, кто бы на нас ни обижался. Это не фарисейство, как говорят некоторые, это норма нашей духовной жизни. Если наши друзья или родственники уважают и любят нас, они должны с уважением отнестись к нашему выбору, а в противном случае о какой дружбе можно говорить?
Но вот от чего при этом необходимо воздержаться — от осуждения других людей: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 3–4).
— Перейдем к другому рациону — культурно-информационному. Как определить его для себя в Великий пост? Как быть с театром, концертами, фильмами (все это бывает очень разного качества), с потоком новостей, телевизором, Интернетом, социальными сетями?
— Главный критерий здесь простой: мешает то, что мы смотрим, слушаем или читаем, нашей молитве или помогает ей? Мы должны все воспринимать с точки зрения нашей духовной жизни и именно так подходить к нашему досугу во время Великого поста. От того, что рассеивает, расхолаживает нас, необходимо воздерживаться.
Решать это придется каждому из нас самому, индивидуально. Иногда нужно просто задать себе вопрос: на что мне лучше потратить это время, телевизор посмотреть, в социальной сети повисеть или почитать Священное Писание, святых отцов? Что касается социальных сетей — у меня практически нет опыта пользования ими, но я полагаю, что здесь есть большая проблема — проблема зависимости человека от присутствия в соцсетях. Мы должны помнить слова апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).
— Великопостные богослужения длительны, и многим кажутся непосильными. На утренние службы седмичных дней мало кто ходит — практически одно чтение, тяжело его слушать три-четыре часа подряд… Что бы Вы сказали на это?
— Во-первых, если Церковь дает нам эти службы к нашему назиданию — мы должны слушаться. Если мы будем строить свою духовную жизнь, исходя только из собственных предпочтений, мы очень быстро окажемся вне Церкви. Второе: мы в силах облегчить себе задачу. Если трудно воспринимать кафизмы на слух, что нам мешает заранее узнать, какие будут сегодня читаться, и взять с собой в храм Псалтирь? В Сети есть замечательный портал posledovanie.ru, там легко найти любую службу от начала до конца, чтобы ознакомиться с нею заранее, чтобы она действительно стала пищей для нашего ума и сердца; чтобы мы не ловили какие-то обрывки фраз, бесплодно расходуя свои внутренние силы, а воспринимали богослужение в целом. Еще один момент: на кафизмах по церковному уставу разрешено сидеть, и в этом нет ничего постыдного: как говорится, лучше сидя думать о молитве, чем стоя думать о ногах.
Великопостное богослужение — неотъемлемая часть нашего поста. Если мы его игнорируем, мы уподобляемся больному, который соглашается принимать только одно из нескольких назначенных врачом лекарств. И тогда напрасно ждем доброго результата.
Газета «Православная вера» № 05 (649)