Об истории Вавилова Дола известно немного. Немногочисленная церковная и антицерковная литература, посвященная этому вопросу, основывается либо на публикациях в газете «Средне-Волжская коммуна» за 1929 год, в серии репортажей под заголовком «“Святая” контрреволюция», освящающей процесс над «церковниками Вавилова Дола», либо на брошюре выступающего на процессе в качестве общественного обвинителя председателя Самарского отделения «Общества воинствующих безбожников» В. Степанова «Вавилов Дол. “Святая” контрреволюция», изданной в Самаре в 1930 году, либо на воспоминаниях и легендах



Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви — то есть от безразличия — и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» — это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое — наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове

Главное место в жизни Церкви и каждого христианина занимает таинство Причастия. Не ношение крестика и даже не однажды принятое крещение, а именно Причастие делает нас последователями Христа. Что это за таинство и как правильно к нему приступать и готовиться? Об этом мы решили побеседовать с клириком саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Ранняя осень, первые желтые листья, поздние яблоки, серебристые паутинки, холодные сырые ночи и теплые дни… Один из них — Рождество Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна, став наконец родителями, радуются, хотя и не ведают, для чего пришла на землю их Дочь, Кто станет их Внуком. Мы, сегодняшние, зная это, радуемся вместе с ними и за них. Радуется в этот день Христова Церковь — и, кажется, вся земля: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…». О духовном смысле этого великого церковного торжества мы беседуем с клириком храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Вознесение Христово — праздник, хранящий тепло Пасхи и предвосхищающий радость Троицы. Воскресший Христос прощается с учениками, благословляет их и возносится к Отцу: «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9–11)

Храм облачен в черное, и в нем полутемно. Вслед за священником мы опускаемся на колени. Сердце замирает от знакомых и всегда новых, простых и таинственных слов: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» На наши вопросы об одной из самых древних молитв Церкви — молитве преподобного Ефрема Сирина — отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Архиерейского подворья — Свято-Духовского собора в Саратове

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится...» 90-й псалом, один из самых любимых в православном народе. В эпоху, когда купить Псалтирь было невозможно, когда молитвы переписывались от руки, этот псалом в народе называли «Живые помощи»; в искаженном наименовании ясно звучало то, без чего мы и сегодня не можем никак — надежда на Его помощь, на покров и защиту в земных наших скорбях, трудностях и бедствиях; вера в то, что Господь «плещма Своима осенит тя; что не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему»; что ты, будучи верным Ему человеком, «на аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия…» Ну а как быть, если… не осеняет? Если беда за бедой, как волна за волной, и худшие прогнозы сбываются, и раны не успевают заживать, и аспид с василиском скалят зубы из-за каждого угла?
Церковь вслед за Самим Христом учит нас во всем полагаться на Бога; но это не совсем простое дело, оказывается, и молитва наша — не волшебная палочка для разрешения земных проблем. Об уповании на Бога и доверии Ему в земных обстоятельствах мы беседуем с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Христианство — религия парадоксов, но, наверное, ни одно понятие не вызывает столько недоумений и вопросов, как смирение. Человек — венец замысла Творца, созданный по образу и подобию Божиему, но при этом без смирения уподобиться Богу невозможно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Духоносными отцами написаны о смирении целые трактаты, но очень трудно встретить истинно смиренного человека

Мы называем себя людьми верующими. Вера в Бога — основа нашей идентификации как христиан. Но осознаём ли мы до конца, каким сокровищем обладаем? Изменения жизни, связанные с пандемией коронавируса, стали для многих из нас самым настоящим испытанием веры. Социальные сети кипят спорами, в которых оппоненты сталкиваются во мнениях о том, как именно должен поступать сейчас христианин. Но есть ли для всех один-единственный правильный подход? Обо всем этом мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым, клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова.