Многие из тех, кто начал свою церковную жизнь довольно давно, вспоминают свой первый Великий пост как время, очень их впечатлившее, но при этом очень сложное, исполненное ошибок и искушений. Много сил при этом тратилось не на сам подвиг поста, а на то, чтобы определить для себя какието ориентиры, понять, что делать в случае срывов и невозможности по всей строгости следовать церковному уставу, осмыслить, зачем вообще нужно себя утеснять, и «договориться» об этом со своей волей. О ключевых моментах прохождения поприща поста мы попросили рассказать священнослужителей Саратовской епархии.
Каким образом Великий пост связан с христианской верой, ее содержанием?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска:
— Великий пост — точнее, та его часть, которая называется Святой Четыредесятницей, — установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне (см.: Мф. 4, 1–11; Лк. 4, 1–13). Евангелисты не скрывают, что для человеческой природы Богочеловека Христа это время было нелегким испытанием. Но, видимо, такое испытание было необходимо для ее укрепления перед тем, что предстояло пережить Ему в последующие годы.
Исповедовать христианскую веру не словом, но делом во все времена было нелегким подвигом. Христианин нуждается в укреплении духовных сил, которое невозможно, если дух не будет одерживать верх над плотью. Поэтому пост Четыредесятницы, усмиряющий наши плотские потребности, является одним из древнейших установлений Церкви. Идеал, к которому стремится христианин, апостол Павел описывает словами: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). А перед этим он называет средство, которое помогло ему достичь такого состояния: Я сораспялся Христу (Гал. 2, 19). Великий пост — это возможность сделать шаг к такому «сораспятию Христу».
В пост рекомендуется усиленная молитва. Что значит «усиленная», как ее для себя определить?
Отвечает протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:
— Пост — это время усиленной работы над собой, а не просто усиленной молитвы. Невозможно перевести эту внутреннюю работу в количество молитв по какой-то формуле, но их, конечно, должно быть больше, нежели мы обычно совершаем. Общий принцип здесь таков: молитве нужно дать в своей жизни больше места, чем обычно. Это относится как к домашней молитве, так и к церковной. Смысл сугубой молитвы в том, чтобы мы чаще обращались к Богу, становились лучше, милосерднее, терпеливее. Если этого не происходит, значит, мы усиливаем ее как-то не так. Кроме того, важно помнить, что молитва для нас не должна быть только подвигом Великого поста — мы берем в руки молитвослов, Псалтирь не для того, чтобы «отчитать» страницу за страницей положенные семь недель и вновь надолго положить его на полку, а для того, чтобы молитве навыкнуть, полюбить ее — она должна стать для нас неотъемлемой частью нашей жизни с Богом.
Как установить для себя, от чего еще, кроме скоромных продуктов, отказаться Великим постом? Можно ли в свободное время слушать музыку, смотреть информационные сайты, фильмы, бывать в соцсетях?
Отвечает священник Дионисий Ермолов, клирик храма священномученика Космы Саратовского г. Саратова:
— Наверное, на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Ведь даже у одного и того же человека в разные периоды жизни бывает различное духовное состояние. Он может испытывать страсть к каким-то вещам и увлечениям и придумывать, почему и Великим постом не может без них обойтись, — а спустя год этого вопроса даже не возникнет, поскольку они стали занимать совсем незначительное место в его жизни.
Важно помнить, что мы отказываем себе во время поста в том или ином любимом занятии не потому, что оно греховно, а потому, что в настоящий момент у нас есть более важная цель — познать себя, заглянуть в свое сердце. Мы удаляем себя от привычных повседневных интересов, от обилия информации, чтобы в освободившемся душевном пространстве возникли новые, духовные, запросы, пробудились творческие силы, которые обычно заглушаются повседневной суетой.
Сорокадневный пост — примерно десятую часть года — не случайно сравнивают с десятиной, которую народ в древности отдавал Богу и Церкви. Это не только время покаяния и молитвы, но и время благих дел, на которые у нас не находилось сил среди повседневных забот. Чтобы пост не оставался бесплодным, хорошо бы задуматься: что конкретно я за эти несколько недель могу сделать для блага других людей, до чего у меня не доходили руки? И как только мы такие дела найдем, скорее всего, сам собой решится и вопрос о нашем свободном времени.
И все-таки, можно ли слушать музыку, читать книги, смотреть фильмы? Наверно, можно, если на это остается еще энергия после длинных постовых богослужений, духовного чтения, работы и житейских дел. Но опять-таки, смотря какие и сколько. Можно ли просматривать информационные сайты? Тоже можно, но это не должно превращаться в бездумный и безумный сёрфинг по страничкам, потому что время — бесценно. Стоит ли удаляться на период поста из соцсетей? Совсем, наверное, не стоит, в особенности если это не только развлечение, но и средство связи, и мы можем понадобиться другим. Но в пост как никогда важно дать всему, что есть в нашей жизни, реальную, объективную цену и попытаться все расставить по своим местам. Тогда мы сможем ощутить, что можно прожить и без всего этого — внешнего и суетного, потому что есть нечто более прекрасное и совершенное.
Что происходит во время Великого поста в храме, почему на службах всё по-другому?
Отвечает протоиерей Павел Усов, настоятель Благовещенского храма г. Вольска:
— Богослужения в дни Великого поста совершаются особым чином, и мы действительно не слышим привычных песнопений, не видим знакомой по остальному времени церковного года последовательности действий священнослужителей. Самым заметным отличием является то, что в будние дни Святой Четыредесятницы мы не увидим в храме служения Божественной литургии. Это необходимо, чтобы мы почувствовали не только голод телесный, ввиду пищевых ограничений, но и голод духовный, а ощутив его, с большей ревностью взыскали Таинства Причащения.
Характер богослужения, ранее торжественный и праздничный, меняется на строгий и покаянный. Выражается это в преобладании чтения над пением, часть песнопений исполняется особым великопостным распевом. Продолжительность богослужения увеличивается: привычный канон на утрени дополняет трипеснец с так называемыми библейскими песнями, возрастает количество читаемых псалмов, добавляется чтение отрывков из Ветхого Завета (паремий). Многие молитвы и песнопения сопровождаются земными поклонами. Дополняет впечатление цвет облачений: черный в будние дни и фиолетовый по воскресеньям.
Поскольку Великий пост — это подготовка к празднику Пасхи, нужно понимать, что всё богослужение в этот период настраивает нас на то, чтобы увидеть и осознать свои грехи, оплакать их и принести Господу искреннее покаяние. Тогда, очистившись от греха, мы сможем радостно и со спокойной совестью встретить Воскресение Христово.
Какие службы важнее всего посетить Великим постом?
Отвечает иеромонах Алипий (Пышин), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова:
— Чтобы обозначить для себя те богослужения, на которых необходимо побывать, лучше всего руководствоваться тем, какие службы совершаются только в этот период и какие наиболее ярко характеризуют великопостное время.
К таким службам можно отнести Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста, а также вечером в среду пятой седмицы поста. Текст канона содержит множество покаянных образов из Ветхого и Нового Заветов, которые на первой седмице дают христианину правильный настрой на весь пост, а на пятой — воодушевляют и помогают не ослабеть в завершающей стадии постного подвига.
Хотя бы раз за время Святой Четыредесятницы нужно побывать на особом великопостном богослужении — Литургии Преждеосвященных Даров. Полная Литургия Великим постом совершается только по субботним и воскресным дням и в праздник Благовещения. Но для того чтобы христиане могли иметь поддержку в несении подвига, в среду, пятницу и на некоторые праздники разрешено причащаться заранее приготовленными на полной Литургии — Преждеосвященными — Дарами. По уставу такая служба совершается вечером, но на практике ее чаще служат утром, в обычное время. В нашей епархии существует практика по средам совершать такую Литургию в вечернее время.
Хорошо побывать на богослужении хотя бы в одну из родительских суббот — во вторую, третью и четвертую недели Великого поста по субботним дням совершаются особые поминовения усопших. Также со второй недели на протяжении четырех воскресений вечером совершается чинопоследование Пассии. На ней читается акафист Страстям Христовым и один из евангельских отрывков, посвященный последним дням жизни Спасителя. Эта служба напоминает нам, что цель Боговоплощения — победа над грехом, которая была достигнута через крестные страдания Богочеловека.
Все воскресные богослужения важны в нашей жизни, но особо можно выделить первое и третье воскресенья Святой Четыредесятницы. В первое воскресенье после Литургии совершается особый чин Торжества Православия. А в канун третьего воскресенья на всенощном бдении на середину храма выносится Крест — называется этот день Крестопоклонной Неделей.
Суббота пятой седмицы Великого поста — день, именуемый Похвалой Божией Матери. Накануне в пятницу на вечерней службе поется акафист Пресвятой Богородице. Вспоминается Та, через Кого произошло Боговоплощение. На этом богослужении, совершаемом всего раз в году, также важно побывать каждому православному христианину.
Как правило, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) выпадает на дни Великого поста. В этом году он будет отмечаться во вторник шестой седмицы. Это двунадесятый праздник, на который верующие люди также обычно стремятся попасть, отложив повседневные заботы.
Праздник Входа Господня в Иерусалим и предшествующая ему Лазарева суббота вводят нас в дни Страстной седмицы. Каждый день этой седмицы ознаменован воспоминаниями последних дней земной жизни Иисуса Христа. Начиная с вечера Великой Среды и до Литургии Великой Субботы лучше не пропускать ни одной службы.
В Великий Четверг вспоминаются Тайная вечеря Спасителя с учениками и установление Таинства Евхаристии. В этот день издревле всем христианам принято не только быть на службе, но и причащаться. Накануне, вечером в Великую Среду, в храмах обычно совершается исповедь, на которой к Таинству Покаяния приступают почти все прихожане.
Вечером в Великий Четверг совершается утреня с чтением двенадцати Страстных Евангелий — отрывков из Нового Завета, повествующих о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа. Днем в Великую Пятницу (обычно в 14.00) совершается вечерня с выносом Плащаницы — иконы Иисуса Христа, лежащего во гробе. А на вечерней службе совершается чин погребения Спасителя. Этот день принято сохранять в молитве и строгом посте.
Утреннее богослужение Великой Субботы наполнено и скорбью, и предощущением радости. Христос находится во гробе, но храм уже переоблачается в белое, а в песнопениях слышатся пасхальные мотивы.
Все эти богослужения помогают нам правильно пройти великопостное время и подготовиться к встрече Праздника праздников — Пасхи. Для лучшего понимания служб можно заранее найти их тексты в бумажном или электронном виде.
Если во время поста неоднократно нарушаешь его — не по болезни, а по слабости воли, то лучше ослабить его, чтобы избежать частых срывов, или все-таки каждый раз начинать заново и пытаться продержаться до конца?
Отвечает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма г. Саратова:
— Я думаю, что лучше изначально выбрать ту меру воздержания, которой человек сможет придерживаться весь пост. Если понимаете, что не сможете выдержать весь пост по уставу, можно более строго поститься на первой его седмице, затем на Крестопоклонной и Страстной. Так же в посильном объеме, но заранее и определенно, стоит продумать и духовное чтение. В него должно входить Евангелие — желательно каждый день, и что-то из святоотеческих творений. Можно взять как то, что уже было когда-то прочитано, так и новую для вас книгу.
Великий пост для христианина не должен быть только лишь «строгой диетой». Подвиг поста многосоставен: это и посильное воздержание, и укрепление духа чтением и размышлением о Боге, и молитва за богослужением в храме. Если подходить к нему именно так, пройти это поприще будет легче, и вопрос о частых срывах уже не будет возникать.
Газета «Православная вера» № 05 (649)