Произнося наше традиционное радостное «Христос воскресе!» необходимо задать себе вопрос: а для чего Спаситель прошел через смерть, умер, а потом воскрес?
Для того, чтобы мы с вами воскресли.
Вот что говорит об этом Он Сам:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. (Ин. 5, 24‒29)
И в следующей главе:
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 39‒40)
А вот что писал об этом апостол Павел христианам Рима:
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8, 11)
И — христианам Коринфа:
…если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 19‒23).
Но что же нужно делать нам самим, «умершим во Адаме» (т.е. носителям падшей человеческой природы, обреченным на смерть), чтобы смерть воистину потеряла над нами власть, чтобы мы все «ожили во Христе»?
Ответ на этот вопрос — в пасхальной проповеди святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Итак, Христос положил начало воскресению человеческого рода: и Его словом всемощным в свое время (в последний день.— М.Б.) воскреснут все человеки, одни — в воскрешение живота (жизни вечной.— М.Б.), а другие — в воскрешение суда, или в укоризну и в стыдение вечное, по пророку Даниилу. Нам остается продолжать дело Христово, дело собственного духовного воскресения каждого из нас, чрез борьбу с грехом и победу над ним. Так как, по неизменному закону правды Божией, оброки греха — смерть, то, чтобы избавиться от смерти внутренней — здесь, в земной жизни, и воскреснуть внутренне, обновиться душой и телом, и сподобиться блаженного воскресения в последний день,— необходимо христианину освободиться от греха, свергнуть с себя владычество страстей. И Христос Господь, Спаситель наш, Сам по человечеству исполнивший за нас и для нас всякую правду, дал нам и всегда подает в Церкви Своей благодать и силу к избавлению от грехов и к содеянию всякой правды и добродетели; и человек, приемлющий эту благодать и употребляющий ее во спасение свое, самым делом свергает с себя иго страстей — гордости, самолюбия, плотоугодия, сластолюбия, невоздержания, блуда, гнева, ненависти, зависти и всяческих страстей,— и весь изменяется по духу Христову, делается новым человеком… Таким образом, христианин, при помощи благодати воскресшего Христа, сам внутренне воскресает из мертвых и делается живым человеком по духу,— и получает отрадную надежду на блаженное воскресение в последний день мира Духом Святым… Таким образом, всем нам предоставлено от Бога самим устроять дарованными нам от Бога средствами свое собственное воскресение по внутреннему человеку: ибо душа грешника, подверженного страстям — мертва, и, празднуя воскресение Иисуса Христа телесно, она духом и истиною не участвует в воскресении Его».
Священномученик Серафим (Чичагов) в своей пасхальной проповеди также утверждает, что христиане должны участвовать в Воскресении Христа, то есть продолжать это Воскресение, делать то, ради чего Он воскрес.
«Мы празднуем величайший христианский праздник — всех праздников праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством Покаяния и Причащения Святаго Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения, мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов — “Христос воскресе!” — и ответа “Воистину воскресе!”»
Далее святитель-мученик показывает нам, что наш традиционный отклик «Воистину воскресе Христос!» не говорит еще о том, что Он для нас действительно воскрес; подлинное подтверждение человеком Воскресения — это любовь ко Христу и дела любви.
Первая песнь пасхального канона — творения преподобного Иоанна Дамаскина — содержит слова: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща, ясно да услышим, победную поюще».Для того, чтобы не просто согласиться с утверждением «Христос воскрес», но очами сердца увидеть неприступный свет Воскресения, нам нужно очистить свои чувства от всего низкого и греховного. Почему же так? Потому что Сам Спаситель сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Но в каноне святого поэта-монаха есть еще и такие слова: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Как это понимать? Разве мы можем распять себя вместе со Христом, вместе с Ним лечь в гроб?
За разъяснением опять обратимся к апостолу Павлу: в 5-й главе Послания к Галатам апостол, увещая своих последователей жить по закону духа — высшей части нашего трехсоставного телесно-душевно-духовного существа, а не по законам греховной плоти, пишет: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). По сути, здесь идет речь о мере нашего самоотвержения, нашей жертвенности — готовности распять своего ветхого человека, умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом в жизнь вечную.
Кто-то скажет: ну зачем в праздник про какие-то мучения и тяжкие труды! Но христианство не знает беспечности, оно никому и никогда не предлагает эйфории. Святитель Серафим (Соболев) в пасхальную седмицу проповедовал: «Христианство есть великий подвиг нашей борьбы со страстями и со грехом — подвиг неуклонного и постоянного соблюдения всех Божественных заповедей. Ясно, что для нашего спасения недостаточно одной только веры во Христа Воскресшего, но надо встать на путь узкий, скорбный и тернистый, согласно словам Христа: Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13‒14)… И да не будет сей великий призыв Матери нашей Церкви тщетным для нас. Как послушные ее дети, отзовемся на сей призыв всем сердцем. Станем, пока не поздно, на путь узкий и скорбный, на путь неуклонного очищения своего сердца от страстей и соблюдения всех заповедей Христовых в целях достижения своего спасения».
В завершении приведу слова незнаменитого приходского священника, услышанные мною как-то раз после исповеди: «Христос не спасет нас когда-то потом, нет: Он уже спас нас, уже освободил от рабства греху и смерти. И если мы по-прежнему порабощены греховными страстями и сами чувствуем, как убивает нашу душу грех, и не спешим с ним расстаться — то кому мы подобны? Человеку, который тонул, которого спасли, вытащили на берег, а он вырывается из рук своих спасателей и вновь бросается в воду».
Не станем вырываться из рук Спасителя: ведь мы куплены дорогою ценою (см.: 1 Кор. 6, 20; 7, 23). Станем соучастниками Его дела — нашего воскресения из смертных.