Милостью Божией мы вновь празднуем радостный и торжественный праздник Светлого Христова Воскресения. Сердце ликует, душа воскрешается, вся Вселенная торжествует о Воскресшем Спасителе мира. Церковь жива Пасхой. Пасха – это сердцевина нашего церковного года. Пасха – это сердцевина нашей веры. Православное богослужение пропитано памятью о Пасхе, Пасхой мы «живем, движемся и существуем» (Деян. 17, 28).
Но, как ни странно, в нашей традиции нет иконы Пасхи, потому что это тайна будущего века, ее в полной мере нельзя постичь человеческим рациональным умом. Ведь Пасха началась здесь, но еще не открылось, что будет (1 Ин. 3, 2). Вместо иконы Пасхи у нас есть образ «Сошествие во ад». На этой иконе Христос в лучезарных ризах спускается в глубины преисподней, попирая врата ада, и протягивает руки к детям Адама – всему человечеству. В этом жесте всё. Бог тянется к людям, в этом тайна Пасхи.
Весь Великий пост мы шли ко Христу, затем Страстная седмица, когда Христос идет к нам и за нас умирает и воскресает. И вот Пасха – Христос буквально вытягивает всех нас из пропасти. Апостол Павел говорит, что его «подобрал» Воскресший Христос: а после всех явился и мне, как некоему извергу (1 Кор. 15, 8). А ведь явление на дороге по пути в Дамаск произошло через довольно большой промежуток времени после Воскресения.
С момента Воскресения Христа прошло свыше двух тысяч лет, а Он до сих пор каждый раз «подбирает» нас на пути жизни. Невозможно стать верующим, не встретив Бога. Но эта встреча и есть Пасха. Встреча с Богом – это и есть Пасха нашего сердца. С Пасхи все начинается и все ведет к Пасхе, к пиру Царствия Божия, на котором каждый «найденыш» и «потеряшка» отдохнет на груди у Бога.
В своей книге «Неизбежность Пасхи» архимандрит Савва (Мажуко) приводит интересное замечание по поводу известного выражения «быть как у Христа за пазухой»: ведь можно сказать, что и Христос у нас за пазухой, так как тот маленький крестик, который нам дается в момент крещения, мы носим всю жизнь на груди. Распятие покоится на том месте, которое по-гречески называется «колпос». Именно поэтому в древности священнические кресты назывались энколпионами.
Если мы заглянем в греческий оригинал Евангелия, то заметим, что слово «колпос» встречается там несколько раз, например, в притче о богаче и Лазаре. Когда Лазарь оказался по ту сторону бытия, он был вознесен Ангелами на лоно Авраама (см.: Лк. 16, 23). Иными словами, Лазарь почивал не рядом с Авраамом, а у него на груди. Слово «колпос» вспоминали, когда описывали трапезу, потому что в древности на Востоке пировали полулежа, облокотившись на левую руку, почивая по двое на особых коврах или диванах, так что один из пирующих мог положить голову на грудь другого. Это место на груди и называлось «колпос». Когда любимый ученик Христа, апостол Иоанн Богослов, на Тайной вечере возлежал на груди Иисуса, евангелист тоже использовал слово «колпос». Пасха – это грядущее время Царствия, на котором каждому найдется место на груди Спасителя.
К этому пиру Царствия, который уже начался, мы приобщаемся уже здесь, на каждой Литургии. Но Пасха неотрывно связана и со страданием. Слово Пасха, по-еврейски «песах», обозначает «проходить мимо», а греческое «пасхо» – «страдаю, претерпеваю». Поэтому для христиан древности Пасха – это единство Страстей и Воскресения, т.е. без одного не может быть и другого. Пасха началась с преломления хлеба в Сионской горнице и именно в преломлении хлеба узнали ученики Воскресшего Господа. Так и мы, приобщаясь к Пасхе, проходим свою Пасху Крестную через страдание и отраду, труд и утешение и в конце концов попадаем на грудь Спасителя. Ведь Пасха неизбежна.
Пасха – это также и доверие Богу. Ведь нужно сначала пострадать и пройти сквозь смерть, потому что Сам Господь освятил этот путь для каждого из нас. А в конце пути нас ждет торжество жизни и правды.
Поэтому, дорогие братья и сестры, хочу сказать вам: «Христос воскресе!», а это то же, что сказать: «Все будет хорошо». Будем верить в Пасху, ведь это значит доверять Богу, быть готовым пройти путем Христа, знать, что в конце концов все будет хорошо, не бояться страданий, твердо зная, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой!.Пасха неизбежна, она посреди нас!