Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. Неслучайно на пасхальном богослужении мы всегда видим множество незнакомых лиц: люди, в течение года богослужений не посещавшие, на Пасху в храм всё же приходят и вместе с постоянными прихожанами на приветствие священника «Христос Воскресе!» отвечают ликующим «Воистину Воскресе!». Однако не только они, но и те, кто службы посещает более или менее регулярно, не всегда улавливают, что именно происходит в тот или иной момент богослужения. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин.
— Отец Максим, в чем особенности пасхального богослужения? Что должен услышать в нем человек, находящийся в храме? Ведь в православном богослужении всё символично, каждое слово, действие имеет особый смысл…
— Приготовление к Пасхе начинается c чтения в храме Деяний апостолов. Изначально, когда наш богослужебный устав только складывался, это чтение было затрапезным чтением, поскольку для того, чтобы братия не расходилась из храмов в последние предпасхальные часы, даже последнюю трапезу ставили в притворе и в это время начинали чтение из «Деяний святых апостолов», чтобы повествованием об учениках Распятого подготовить слушателей, участников этой трапезы, к торжеству Воскресения. После чтения Деяний в храме совершается служба, которая традиционно именуется Пасхальной полунощницей. Это не полунощница в строгом смысле слова, с точки зрения устава, но она находится на том месте, где должна быть полунощница. И в отличие от всех прочих дней года, когда на воскресной полунощнице читается канон наступающего дня — то есть в нашем случае это была бы Пасха,— на этой полунощнице читается канон дня уходящего, канон Великой Субботы. Символическое значение данного канона в том, что это последнее богослужебное действие над Плащаницей, еще находящейся в храме. Плащаница изображает тело Спасителя, положенное во гроб. Поэтому мы износим Плащаницу на середину храма после того, как завершаются часы и вечерня Великой Пятницы (обычно это в Великую Пятницу в середине дня происходит), и первая молитва, которую мы читаем у самой Плащаницы,— канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, написанный святым Симеоном Метафрастом. То есть мы начинаем символически воспроизводить евангельские события со снятия Спасителя с Креста, с плача Божией Матери у подножия Креста и у тела Ее Сына и завершаем у этой же Плащаницы каноном на Великую Субботу, то есть последним надгробным плачем над Усопшим, еще находящимся во гробе. И при завершении этого канона, который читается на Пасхальной полунощнице, Плащаница последний раз кадится духовенством и после каждения уносится Царскими вратами в алтарь — в знак того, что сейчас, при завершении времени Великой Субботы, Христос уже не во гробе. Евангелия нам не сообщают точное время Воскресения Христова из мертвых, мы лишь знаем, что это было в ночь с субботы на первый день недели (ныне воскресенье) и что было еще темно. По традиции наше пасхальное богослужение начинается ровно в полночь по местному времени. Мы возглашаем пасхальный тропарь, и это значит, что Христос уже воскрес. Продолжается пасхальная служба после занесения Плащаницы в алтарь последним чтением перед наступлением Пасхи: читается Трисвятое, читается молитва «Отче наш» и поются тропари Великой Субботы. Вот эти части службы являются последними чтениями перед наступлением Пасхальной седмицы. Дело в том, что по давней традиции нашей Церкви в знак сугубой праздничности Пасхи, в знак того, что эти богослужения — особые по отношению ко всему богослужебному году, чтеческих частей в Пасху и во дни Светлой седмицы нет вообще. Кроме одного-единственного исключения: в саму Пасху читается «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста. И для человека, который смотрит со стороны на пасхальную службу, наверное, это и будет ее самой характерной особенностью: в ней нет чтений, в ней поется абсолютно всё. В ней нет тех частей, которые по уставу положено читать: нет Шестопсалмия, нет стихов библейских песен канона. Великое славословие поется. На часах в Пасху и во дни Светлой седмицы псалмов нет, и читать там нечего: точно так же всё поется, в знак того, что Пасха — это праздников Праздник и Торжество из торжеств. И устав Святой Пасхи восходит к древним иерусалимским праздничным уставам, так называемым песненным последованиям. Он отличается от всего того, что мы знаем в течение всего богослужебного года, вплоть до того, что Пасха даже не входит в число двунадесятых праздников, она над ними. И в отличие от других праздников нашего богослужебного года Пасха длится полную седмицу: вся Светлая седмица — это продолжение Пасхи.
— В чем смысл пасхального крестного хода? Почему крестный ход останавливается перед затворенными дверями храма?
— Крестный ход призван напомнить нам о приходе жен-мироносиц и затем Апостолов ко гробу Господню. С этими воспоминаниями связан и обычай затворять двери храма перед тем, как крестный ход вернется на свое исходное место, потому что мироносицы пришли ко гробу, который, как они думали, затворен. И то, что они там увидят Ангела, отвалившего камень от двери гроба, они еще не знают. И мы точно так же, совершая пасхальный крестный ход, подходим к затворенным вначале вратам, которые открываются после того, как священники впервые возгласят песнопения уже собственно Пасхи, тропарь «Христос Воскресе!».
— Обязательно ли крестному ходу огибать храм?
— По традиции крестный ход совершается полностью вокруг всего храма. Но на практике в тех храмах, где нет возможности совершить полное обхождение, например, в храмах домовых, в приспособленных под храм помещениях, в храмах, которые расположены в районах с очень густой застройкой домами, допускается совершить это обхождение не целиком. Здесь главное — не обход храма как таковой, а именно символика прихода к закрытым вратам, вплоть до того, что в одном из храмов я видел, в силу расположения этого храма, следующее: крестный ход вышел из боковых дверей, против обычного движения, посолонь (по солнцу) дошел до главного входа и там остановился, потому что обойти вокруг храма было физически невозможно. И пасхальная служба началась, как положено, при закрытых дверях, после такого не совсем обычного крестного хода.
— Отец Максим, все знают, что на Пасху принято освящать куличи, яйца, пасхи. Почему освящается именно эта пища и в чем смысл освящения? Когда оно должно совершаться?
— На Пасху освящается всякая пища, которая будет употребляться православными христианами после дней Великого поста и Страстной седмицы. В частности, в наших богослужебных книгах есть даже отдельная молитва на освящение мясных блюд — с тем единственным исключением, что по уставу Православной Церкви мясная пища не должна вноситься в храм. Поэтому если куличи и яйца можно освятить в самом храме, то мясную пищу рекомендуется освящать или в храмовом дворе, или в каком-то помещении рядом с храмом. Смысл этого освящения пищи — в благословении христианам после Четыредесятницы поста и Страстной седмицы на «разрешение всего», как сказано в уставе, на вкушение скоромной снеди. Поэтому по уставу Православной Церкви освящение пищи должно совершаться после пасхального богослужения, по его завершении. Заканчивается пост, последняя скудная трапеза Великой Субботы ставится в притворе храма, верующие пребывают в молитве, встречают праздник, участвуют в Божественной литургии и, завершив богослужебную часть праздника, встретив воскресшего Христа, в знак своей радости разговляются, предварительно получив на это благословение от священника. Однако в советские годы приносить пасхальную снедь на благословение после пасхальной службы для слишком многих людей было крайне затруднительно. Виной тому — и кордоны вокруг наших храмов, и то обстоятельство, что человек, который вдруг оказывался в храме в Пасхальную ночь, вполне мог попасть «на карандаш» к известным органам. Поэтому в советские годы сложился обычай по возможности освящать пасхальную снедь до пасхальной службы, то есть днем в Великую Субботу, когда это вызывало не столько подозрений, как если бы церковный устав был выполнен по «букве закона». Сегодня мы пока имеем дело с последствиями этого обычая и поэтому не препятствуем людям приходить для освящения пасхальной снеди до службы, а не после. Но необходимо вновь и вновь повторить для всех тех, кто считает, будто освящением снеди Пасха, собственно, и заканчивается, что это совсем не так. Освящение пищи — это лишь один из этапов праздника, это благословение на завершение поста. Потому, строго говоря, люди, не соблюдавшие пост и при этом испрашивающие благословение на вкушение скоромной пищи, которую они и так всё это время ели, выглядят как минимум странно. И точно так же странно выглядят те наши сограждане, которые, придя в храм днем в Великую Субботу, чтобы освятить пасхальную снедь, больше уже носа не кажут ни на заутреню, ни на крестный ход, ни на саму Пасхальную литургию. А ведь средоточие Пасхи — это именно ее богослужебная часть. И когда пища, которая должна быть утешением после поста для людей, прошедших Четыредесятницу и Страстную седмицу, становится самоцелью, это тоже вызывает определенное недоумение.
— В те же советские десятилетия сложился обычай на Пасху посещать кладбища. Но ведь Церковь не благословляет этого…
— Здесь я займу несколько осторожную позицию. Дело в том, что в воспоминаниях о России XIX века отмечается следующее: когда кладбища все были около храмов, то пасхальный крестный ход, обходя храм, обязательно заходил на погост, чтобы тем самым поделиться пасхальной радостью и с усопшими. Более того: в Киево-Печерском патерике рассказывается о том, как преподобный Дионисий в пасхальную ночь спустился в пещеры Киево-Печерской Лавры, чтобы покадить усопших отцов. И они ему ответили на приветствие «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», после чего святой Дионисий ушел в затвор. Поэтому сам по себе обычай появляться в местах погребения наших усопших на Пасху и в дни Светлой седмицы Церковью не осуждается. Другой вопрос, что всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1). И когда поход на кладбище в Пасху заменяет собой всё остальное, когда люди не ходят в храм, не ходят на пасхальную службу, но тем не менее едут на кладбище, тогда закономерно возникает вопрос: а зачем они туда едут? Ведь если крестный ход, заходивший на кладбище, имел именно ту цель, чтобы в пасхальной радости участвовала не только Церковь, странствующая на земле, но и Церковь уже отшедших к Отцу Небесному, то лишение похода на кладбище вот этого пасхального элемента как раз и побудило наше священноначалие, наше духовенство напоминать о том, что само по себе посещение кладбищ в Пасху крайне нежелательно. С одной стороны, потому, что пасхальное время, первые семь дней Пасхи — это время, когда вообще отменяются любые заупокойные поминовения. Праздников Праздник и Торжество из торжеств! Заупокойные поминовения, которые прекращаются перед Страстной седмицей, перед временем страданий Спасителя, не возобновляются до момента, пока пасхальное торжество не закончится. По уставу Православной Церкви любые поминовения — девятины, сорочины, годовщины, пришедшиеся между четвергом седмицы ваий, которая заканчивается Лазаревой субботой, и Фоминым воскресеньем, отменяются. Все пропущенные поминовения переносятся на послепасхальное время, и для того чтобы компенсировать все эти пропущенные девятины, сорочины, годовщины, установлен праздник Радоницы на девятый день после Пасхи, когда впервые устав позволяет заупокойные поминовения. И по традиции на Радоницу, в день первого гласного общецерковного поминовения усопших, совершается и поминовение наших усопших родных, сопряженное с пасхальной радостью. Поэтому, не осуждая в принципе желание появиться у мест погребения наших усопших, Церковь тем не менее напоминает о том, что пасхальная радость должна быть для православного человека на первом месте и посещение кладбища в Пасху вне всего остального является оскорблением праздника, нарушением самой идеи этого праздника, самой его сути. И, как следствие, звучит этот совет: в дни Пасхи воздержаться от посещения кладбища. Время радоваться, время быть в храме, время причащаться Святых Христовых Таин, согласно правилам Шестого Вселенского Собора. А когда станет возможным и по церковному уставу поминать наших усопших, тогда многие придут и на кладбище.
— Помимо того, что все тексты поются, в чем еще особенности богослужений на Светлой седмице? В чем особенность службы, совершаемой в пасхальное воскресенье вечером?
— Эта вечерняя служба является преамбулой ко всем службам Светлой седмицы. Все богослужения Светлой седмицы являют собой как бы мини-повторение самой Пасхи. Каждый день Светлой седмицы имеет ту особенность, которую в нашем богослужебном уставе имеют первые дни после великих праздников. Это так называемый великий прокимен на вечерне, когда обычный прокимен вечерни, то есть возглашение псаломских стихов, удваивается и состоит не из двух стихов, а из четырех. И все прокимны вечерних служб Светлой седмицы берутся из служб великих праздников; тем самым как бы в одной седмице года сосредоточено воспоминание обо всех величайших событиях нашего богослужебного года, чтобы подчеркнуть, что все дни Светлой седмицы, начиная со Светлого понедельника и заканчивая Светлой субботой, это продолжение самой Пасхи. В отличие от попразднства Пасхи, которое закончится только перед Вознесением, каждый день Светлой седмицы и есть сам праздник. Другие праздники длятся один день, а Пасха длится полностью седмицу. Все дни этой седмицы служба совершается по пасхальному образцу. Соответственно служба пасхального понедельника, то есть то, что совершается вечером в саму Пасху,— это и есть образец для совершения богослужения во все дни Светлой седмицы: поются стихиры воскресных дней, которые мы бы в обычные дни года пели только по воскресеньям, совершается в первый день чтение Евангелия, в остальные дни — вход на вечерне, то есть элемент праздничной службы; все дни Светлой седмицы Божественная литургия совершается по пасхальному образцу. В ней нет заупокойных прошений, в ней нет прошений об оглашенных, потому что по церковной традиции в Великую Субботу крестили оглашенных, которые к этому времени закончили свою подготовку к крещению, и в пасхальные дни в храмах уже просто не могло быть оглашенных. Здесь можно напомнить об обычае, возрожденном в нашей митрополии Владыкой Лонгином,— совершение в Великую Субботу Крещальных литургий. Это как раз отсылка к тем давним временам, когда оглашаемые готовились к крещению, и последние дни Великого поста для них были временем сугубого сосредоточения.
Всю Светлую седмицу службы совершаются с открытыми Царскими вратами. И еще одна особенность: в день самой Пасхи, после Божественной литургии освящается артос — большой хлеб, на верхней корке которого отпечатывается икона Воскресения Христова. Это отсылка к апостольскому обычаю. После Вознесения Господня, когда Апостолы собирались на общую трапезу, то они, выполняя иудейский обычай преломления хлеба, отлагали одну часть хлеба для как бы присутствующего за столом их Учителя, Иисуса из Назарета — в воспоминание Его слов Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И этот апостольский хлеб, который дал начало и чину о Панагии в наших богослужебных книгах, символизируется артосом. Артос будет стоять у наших иконостасов всю Светлую седмицу. В Светлую субботу в завершение пасхального дня он будет раздроблен при чтении особой молитвы и роздан верующим в знак того, что Христос присутствовал не только на апостольских трапезах, но что Он и сейчас присутствует среди верующих, что Он с нами, что Он пребудет среди верных до скончания века. И в нашем храме, если ничего не будет нарушено в этих планах, раздробление артоса в Светлую субботу совершит сам Владыка, Его Высокопреосвященство Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Еще одна особенность и Светлой седмицы, и предшествующих ей дней в том, что ни на Страстной, ни на Светлой седмице не совершаются частные требы. Начиная с субботы праведного Лазаря и кончая Фоминым воскресеньем, мы сосредоточиваемся на самых святых днях богослужебного года. Это скорбные дни Страстной седмицы, когда мы переживаем события последних глав Евангелия: переживаем вместе с Господом предательство Иуды, участвуем в Тайной вечере, стоим у подножия Голгофы, с Пресвятой Богородицей оплакиваем Ее Сына, в первый день Пасхи вместе с мироносицами встречаем Иисуса Воскресшего… Все эти события настолько велики и настолько святы, что даже самые дни Страстной седмицы именуются великими — Великий Понедельник, Великий Вторник… А дни Светлой седмицы соответственно именуются светлыми — Светлый понедельник, Светлый вторник… Ради величия и торжественности этих дней из богослужебной практики нашей Церкви исключаются всевозможные частные прошения и молитвенные потребы. Потому что в эти дни мы все должны быть устремлены только ко Господу, сосредоточены только на этих событиях. Даже в богослужении отменяются обычные службы дней богослужебного года: совершаются только службы этих дней — пред- и послепасхальных. Поэтому исключение частных треб — это не ущемление прав верующих, это, опять же, напоминание о том, что всему свое время. Есть время, когда мы все должны думать только о самом главном; есть время, когда закончится Пасхальная седмица. Тогда в обычный строй наших богослужений вернутся и частные прошения: молебны, панихиды, особые прошения на Литургиях. Но этого ничего не будет до завершения Светлой седмицы, чтобы еще и еще раз, на уровне богослужебного устава, напомнить о том, что эти дни у христиан посвящены только Господу.