Совсем близок уже тот день, когда сердца наши переполнятся песнью Воскресения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…». Но до конца ли мы понимаем, что она для нас означает — победа Христа над смертью? Побеседуем о ней с протоиереем Владимиром Пархоменко — настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Усть-Курдюме, духовником и преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, духовником Саратовской епархии.
— Отец Владимир, Пасха — самый радостный из праздников, вершина той радости, которую, по слову Христа (см.: Ин. 16, 22), никто у нас не отнимет. Но эта радость — не эйфория. Смерть побеждена, но она не ушла из нашего мира, она неуклонно продолжает собирать свою жатву, она остается трагедией — ведь и Христос плакал над умершим Лазарем…
— А разве в Евангелии сказано — плакал? Там сказано: прослезился (Ин. 11, 35). А чуть выше (33) сказано, что Он восскорбел духом и возмутился, увидев плачущую над братом Марию и плачущих вместе с нею иудеев. Но Он Сам никак уж не проливал слез над Лазарем! Не разрывал на Себе одежд, не посыпал голову пеплом, как это было принято у иудеев. Иоанн Златоуст в свое время писал, что отлучит от Церкви всякого, кто будет скорбеть над покойником как язычник. Что значит — как язычник? Без надежды. Как раз тогда в Константинополе стал возрождаться древний языческий обычай приглашать на погребение профессиональных плакальщиц, которые своими воплями должны были ввести близких умершего в экстаз, даже довести кого-то из них до самоубийства — «чтобы уйти вместе с ним». И вот, святитель говорит: этим обрядом вы выказываете неверие во Христа, в Его победу над смертью.
Да, смерть всегда горе, всегда страшный удар, потрясение для тех, кто любил ушедшего: и Христу как Человеку это ведомо, и боль близких Лазаря не оставляет Его равнодушным. Но отчаяния, безнадежности быть не должно. Наша беда — в слабости веры. Протопресвитер Александр Шмеман в своих дневниках писал о том, что проблема современных христиан — в том, что они верят в Воскресение Христово, в то, что смерть уже не властна над нами — лишь умом, то есть теоретически, но не сердцем.
Святые отцы учат, что христиане — это люди, которые уже воскресли душой: в Таинстве Крещения человек воскресает от духовной смерти и опытно переживает свое воскресение. А в Последний день, о котором неоднократно говорит в Евангелии Спаситель, человек воскреснет и телом также. Но уже при земной жизни освященная благодатью, горящая любовью к Богу душа делает и тело способным к нетлению, пример — благоуханные мощи святых.
…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, — писал апостол Павел (1 Кор. 15, 20-22),— Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Почему он называет Христа первенцем из умерших? Люди воскресали из мертвых и до Христа: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы, пророк Елисей — сына сонамитянки, Христос вернул к жизни дочь Иаира (см.: Мк. 5, 35-43) и сына вдовы из Наина (см.: Лк. 7, 11-15). Но Его Воскресение принципиально отличается от этих воскресений; Он — единственный, Кого мы именуем Победителем смерти. Ведь те воскрешенные остались подвластными смерти, и со временем все равно умерли; а Христос, воскреснув, победил смерть. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти,— пишет апостол Павел в 6 главе Послания к Римлянам (9).
Потому она не обладает и над нами тоже.В той же главе Послания к Римлянам апостол объясняет, что христиане, крестясь во Христа, приобщаются Его воскресению: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (3-4).
— Но для чего же побежденной смерти попущено присутствовать в мире, для чего ей дана — пусть временная, но все же над нами власть?
— Определение Божие, данное Адаму — возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19),— не отменено. Оно будет отменено только по втором Пришествии Христа и по воскресении всех умерших. Для сегодняшнего человека смертность — это милость, об этом пишут святые отцы. Почему милость? Потому что человеку для духовной, религиозной жизни необходимо осознание конечности его земного бытия. По своему священническому опыту могу сказать, что масса людей пришла к вере и Церкви, задумавшись о смысле жизни; а задуматься о смысле жизни им помогло осознание ее конечности. Смерть пробуждает человека от духовного сна. Святые отцы говорят, что смерть пресекает грех и беззаконие; она напоминает, что за грехом следует воздаяние.Смерть как удерживающее человека средство остается до той пор, как Бог изменит бытие мира.
— Автор атеистической книжки 70-х годов задавал глубокомысленный, как ему, наверное, казалось, вопрос: если Бог всемогущ, почему Он не мог победить смерть и спасти человека каким-то иным, безболезненным способом, не подвергая страшным мучениям Собственного Сына? Как ответить?
— «Безболезненный способ» в данном случае невозможен потому, что человек — величайшее творение Божие — обладает такой чертой богоподобия, как свобода воли. Человека нельзя спасти автоматически. Спасение — это свободное возвращение отпавшего человека к Богу. Святые отцы говорят, что Бог избрал самый действенный из возможных способов спасения человека: явив ему Свою жертвенную любовь, возлюбив Своих сущих в мире, до конца (Ин. 13, 1), Он таким образом призывает человека к Себе. Спаситель идет до последнего предела — до богооставленности и смерти — и после этого никто уже не сможет сказать, что человек Богу безразличен.
Кроме того, еще в язычестве интуитивно нащупывалось понятие об освящающей силе жертвы: чтобы что-то преодолеть, надо чем-то пожертвовать. В Ветхом Завете это понятие было сформулировано и закреплено требованиями Закона, полученного Моисеем от Бога на горе Синай; а в основе христианства лежит понятие о крестной жертве Христа, принесенной за нас; без этой освящающей силы наше спасение тоже было бы невозможно.
— Иногда люди спрашивают: как возможно воскресение человека во плоти, если мертвая плоть в земле истлевает, разрушается?
— У святых отцов есть мысль о том, что душа в последний день восчувствует частички своего разрушившегося тела и соберет его. Хотя — нам неизвестна, конечно, «технология» этого процесса. Мы знаем, что для Бога возможно все, и для Него нет трудности в восстановлении телесного человека. Это будет тело — то самое, которое носил человек при земной жизни, но изменившее свои свойства. Оно не будет старым, дряхлым, даже если человек умер в глубокой старости. Оно будет вещественным, как тело воскресшего Христа было вещественным, но при том одухотворенным, оно приобретет те свойства и качества, которых при земной жизни не имело. Отчасти мы видим эти свойства обновленной плоти у воскресшего Христа. Но на теле воскресшего человека, как утверждают святые отцы, скажутся те качества, которые отличали его на земле: тела праведников станут излучать Божественный свет, а тела нераскаянных грешников будут темными.
— Где пребывает, в каком состоянии находится душа усопшего, коль скоро всеобщего воскресения еще не произошло? Можем ли мы вот сейчас надеяться на то, что душа праведника, душа мученика пребывает в блаженстве?
— Пока воскресения не произошло — мы молимся:упокой, Господи, души усопших раб Твоих. Не просто «раб Твоих», а именно их души. Душа — не подвергающаяся разрушению часть умершего, то есть разрушившегося человека — оставшись без своего тела, утрачивает всякую власть над собой и всякую возможность выбора. И есть места — разумеется, не в топографическом смысле этого слова — где нет текущего времени и где пребывают души людей, закончивших земной путь. Апокалипсис приоткрывает нам то, что места это разные: есть души, которые находятся у самого Божиего престола в предвкушении блаженства (полностью вкусить это блаженство душа, лишенная тела, не может), а есть те, которые сошли вниз, очень глубоко: вспомним притчу о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Есть, наконец, области, где пребывают души, не просвещенные светом Божественной истины, так и не познавшие Христа.
— Участь всех этих душ не решена окончательно? Иначе мы не молились бы об умерших…
— Конечно, в том-то и смысл церковной молитвы об усопших. Сами они изменить свою участь уже не могут, но мы своей молитвой можем содействовать их спасению для жизни вечной. Что касается душ, находящихся далеко от Бога — речь не об аде, нет: ад как место вечной погибели откроет и закроет свои страшные двери лишь после второго пришествия и Страшного Суда: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). И тогда же откроются врата Царства Небесного, того самого, о котором Христос говорил приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).