+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Смертию смерть поправ
Просмотров: 391     Комментариев: 0

Совсем близок уже тот день, когда сердца наши переполнятся песнью Воскресения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…». Но до конца ли мы понимаем, что она для нас означает — победа Христа над смертью? Побеседуем о ней с протоиереем Владимиром Пархоменко — настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Усть-Курдюме, духовником и преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, духовником Саратовской епархии.

— Отец Владимир, Пасха — самый радостный из праздников, вершина той радости, которую, по слову Христа (см.: Ин. 16, 22), никто у нас не отнимет. Но эта радость — не эйфория. Смерть побеждена, но она не ушла из нашего мира, она неуклонно продолжает собирать свою жатву, она остается трагедией — ведь и Христос плакал над умершим Лазарем…

— А разве в Евангелии сказано — плакал? Там сказано: прослезился (Ин. 11, 35). А чуть выше (33) сказано, что Он восскорбел духом и возмутился, увидев плачущую над братом Марию и плачущих вместе с нею иудеев. Но Он Сам никак уж не проливал слез над Лазарем! Не разрывал на Себе одежд, не посыпал голову пеплом, как это было принято у иудеев. Иоанн Златоуст в свое время писал, что отлучит от Церкви всякого, кто будет скорбеть над покойником как язычник. Что значит — как язычник? Без надежды. Как раз тогда в Константинополе стал возрождаться древний языческий обычай приглашать на погребение профессиональных плакальщиц, которые своими воплями должны были ввести близких умершего в экстаз, даже довести кого-то из них до самоубийства — «чтобы уйти вместе с ним». И вот, святитель говорит: этим обрядом вы выказываете неверие во Христа, в Его победу над смертью.

Да, смерть всегда горе, всегда страшный удар, потрясение для тех, кто любил ушедшего: и Христу как Человеку это ведомо, и боль близких Лазаря не оставляет Его равнодушным. Но отчаяния, безнадежности быть не должно. Наша беда — в слабости веры. Протопресвитер Александр Шмеман в своих дневниках писал о том, что проблема современных христиан — в том, что они верят в Воскресение Христово, в то, что смерть уже не властна над нами — лишь умом, то есть теоретически, но не сердцем.

Святые отцы учат, что христиане — это люди, которые уже воскресли душой: в Таинстве Крещения человек воскресает от духовной смерти и опытно переживает свое воскресение. А в Последний день, о котором неоднократно говорит в Евангелии Спаситель, человек воскреснет и телом также. Но уже при земной жизни освященная благодатью, горящая любовью к Богу душа делает и тело способным к нетлению, пример — благоуханные мощи святых.

…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, — писал апостол Павел (1 Кор. 15, 20-22),— Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

Почему он называет Христа первенцем из умерших? Люди воскресали из мертвых и до Христа: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы, пророк Елисей — сына сонамитянки, Христос вернул к жизни дочь Иаира (см.: Мк. 5, 35-43) и сына вдовы из Наина (см.: Лк. 7, 11-15). Но Его Воскресение принципиально отличается от этих воскресений; Он — единственный, Кого мы именуем Победителем смерти. Ведь те воскрешенные остались подвластными смерти, и со временем все равно умерли; а Христос, воскреснув, победил смерть. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти,— пишет апостол Павел в 6 главе Послания к Римлянам (9).

Потому она не обладает и над нами тоже.В той же главе Послания к Римлянам апостол объясняет, что христиане, крестясь во Христа, приобщаются Его воскресению: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (3-4).

— Но для чего же побежденной смерти попущено присутствовать в мире, для чего ей дана — пусть временная, но все же над нами власть?

— Определение Божие, данное Адаму — возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19),— не отменено. Оно будет отменено только по втором Пришествии Христа и по воскресении всех умерших. Для сегодняшнего человека смертность — это милость, об этом пишут святые отцы. Почему милость? Потому что человеку для духовной, религиозной жизни необходимо осознание конечности его земного бытия. По своему священническому опыту могу сказать, что масса людей пришла к вере и Церкви, задумавшись о смысле жизни; а задуматься о смысле жизни им помогло осознание ее конечности. Смерть пробуждает человека от духовного сна. Святые отцы говорят, что смерть пресекает грех и беззаконие; она напоминает, что за грехом следует воздаяние.Смерть как удерживающее человека средство остается до той пор, как Бог изменит бытие мира.

— Автор атеистической книжки 70-х годов задавал глубокомысленный, как ему, наверное, казалось, вопрос: если Бог всемогущ, почему Он не мог победить смерть и спасти человека каким-то иным, безболезненным способом, не подвергая страшным мучениям Собственного Сына? Как ответить?

— «Безболезненный способ» в данном случае невозможен потому, что человек — величайшее творение Божие — обладает такой чертой богоподобия, как свобода воли. Человека нельзя спасти автоматически. Спасение — это свободное возвращение отпавшего человека к Богу. Святые отцы говорят, что Бог избрал самый действенный из возможных способов спасения человека: явив ему Свою жертвенную любовь, возлюбив Своих сущих в мире, до конца (Ин. 13, 1), Он таким образом призывает человека к Себе. Спаситель идет до последнего предела — до богооставленности и смерти — и после этого никто уже не сможет сказать, что человек Богу безразличен.

Кроме того, еще в язычестве интуитивно нащупывалось понятие об освящающей силе жертвы: чтобы что-то преодолеть, надо чем-то пожертвовать. В Ветхом Завете это понятие было сформулировано и закреплено требованиями Закона, полученного Моисеем от Бога на горе Синай; а в основе христианства лежит понятие о крестной жертве Христа, принесенной за нас; без этой освящающей силы наше спасение тоже было бы невозможно.

— Иногда люди спрашивают: как возможно воскресение человека во плоти, если мертвая плоть в земле истлевает, разрушается?

— У святых отцов есть мысль о том, что душа в последний день восчувствует частички своего разрушившегося тела и соберет его. Хотя — нам неизвестна, конечно, «технология» этого процесса. Мы знаем, что для Бога возможно все, и для Него нет трудности в восстановлении телесного человека. Это будет тело — то самое, которое носил человек при земной жизни, но изменившее свои свойства. Оно не будет старым, дряхлым, даже если человек умер в глубокой старости. Оно будет вещественным, как тело воскресшего Христа было вещественным, но при том одухотворенным, оно приобретет те свойства и качества, которых при земной жизни не имело. Отчасти мы видим эти свойства обновленной плоти у воскресшего Христа. Но на теле воскресшего человека, как утверждают святые отцы, скажутся те качества, которые отличали его на земле: тела праведников станут излучать Божественный свет, а тела нераскаянных грешников будут темными.

— Где пребывает, в каком состоянии находится душа усопшего, коль скоро всеобщего воскресения еще не произошло? Можем ли мы вот сейчас надеяться на то, что душа праведника, душа мученика пребывает в блаженстве?

— Пока воскресения не произошло — мы молимся:упокой, Господи, души усопших раб Твоих. Не просто «раб Твоих», а именно их души. Душа — не подвергающаяся разрушению часть умершего, то есть разрушившегося человека — оставшись без своего тела, утрачивает всякую власть над собой и всякую возможность выбора. И есть места — разумеется, не в топографическом смысле этого слова — где нет текущего времени и где пребывают души людей, закончивших земной путь. Апокалипсис приоткрывает нам то, что места это разные: есть души, которые находятся у самого Божиего престола в предвкушении блаженства (полностью вкусить это блаженство душа, лишенная тела, не может), а есть те, которые сошли вниз, очень глубоко: вспомним притчу о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Есть, наконец, области, где пребывают души, не просвещенные светом Божественной истины, так и не познавшие Христа.

— Участь всех этих душ не решена окончательно? Иначе мы не молились бы об умерших…

Конечно, в том-то и смысл церковной молитвы об усопших. Сами они изменить свою участь уже не могут, но мы своей молитвой можем содействовать их спасению для жизни вечной. Что касается душ, находящихся далеко от Бога — речь не об аде, нет: ад как место вечной погибели откроет и закроет свои страшные двери лишь после второго пришествия и Страшного Суда: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). И тогда же откроются врата Царства Небесного, того самого, о котором Христос говорил приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Светлое Воскресение Христово, Пасха — это праздников праздник и торжество торжеств, вокруг которого строится вся жизнь Церкви. Пасху православные встречают молитвой на богослужении в храме и крестным ходом и продолжают отмечать еще сорок дней после этого. В пасхальные дни верующие люди собираются за праздничным столом, дарят друг другу христианский символ жизни — пасхальное яйцо. Встречая знакомых на улице, их радостно приветствуют: «Христос воскресе!», и слышат в ответ: «Воистину воскресе!». Со Святой Пасхой связано множество традиций, о некоторых из них мы и расскажем

Просмотров: 187
Комментариев: 0

Слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене после того, как верующие поздравляют друг друга со светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым. Таким образом Церковь признает это слово единственным полностью выражающим смысл праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего невозможно. Слово в храмах читается на церковнославянском языке. Мы предлагаем ознакомиться с его русским переводом

Просмотров: 218
Комментариев: 0

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 1004
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 946
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1644
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1875
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 2191
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1832
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2767
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2989
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 2159
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2786
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2260
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3834
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2676
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2867
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2363
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2647
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 3186
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2790
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 3195
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2932
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3728
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 2160
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1496
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 3132
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3891
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2382
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2996
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6407
Комментариев: 0