+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
"Пасха священная нам днесь показася…"
Просмотров: 5978     Комментариев: 0

По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то и самая вера наша напрасна (см.: 1 Кор. 15, 14). Благовестие об Иисусе Воскресшем было центром всей апостольской проповеди, остается стержнем самого христианства. Восстание из мертвых Сына Божия — величайшее событие, самый главный праздник в жизни христианина.

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Служба, установленная Церковью на Пасху,— особенная, более ни разу не повторяющаяся после Светлой седмицы (то есть самого Светлого дня и следующих шести дней после него). Если всенощное бдение отличается от остальных служб преобладанием пения над чтением, то пасхальная служба поется почти вся, поется особым торжественным распевом, выражающим ликование христиан о воскресении Спасителя из мертвых.

В Евангелиях не содержится указаний на точное время Воскресения Христова, лишь сказано, что жены-мироносицы обнаружили пустую гробницу еще затемно. Поэтому, по древнейшей традиции, засвидетельствованной уже святителем Дионисием Великим († ок. 265), пасхальное богослужение совершается ночью, но не ранее полуночи [1]. В современной российской практике оно начинается ровно в полночь. Собственно пасхальному последованию предшествуют две последние службы Страстной седмицы — "чтение великое" Деяний святых Апостолов и пасхальная полунощница. В вечер Великой Субботы Устав предполагает "нерасходное" пребывание молящихся в храме, даже последняя постная трапеза некогда проходила в храме. В качестве же чтения во время трапезы Устав предлагает полное прочтение книги Деяний Апостольских. Чтобы повествованием о жизненном подвиге проповедников Воскресшего Христа подготовить молящихся к самому торжеству Воскресения.

По окончании чтения Деяний Апостольских священнослужители читают перед Плащаницей Спасителя, находящейся на особом возвышении в середине храма, молитвы перед началом Божественной литургии, поскольку в пасхальную ночь она совершается неотрывно от остальных служб.

Затем на середине храма, также перед Плащаницей, совершается полунощница, на которой вместо воскресного канона (его чтение отменяется ввиду наступления праздника Пасхи) прочитывается канон с утрени Великой Субботы, начинающийся словами "Волною морскою". В конце канона Плащаница уносится священнослужителями через Царские врата в алтарь — время плача над Погребенным Спасителем завершается, скоро в храме зазвучит ликующая весть о Его Воскресении.

Пасхальное богослужение начинают священнослужители, которые в алтаре поют стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе…". Первый раз она поется тихо, при затворенных Царских вратах и задернутой алтарной завесе, второй раз — немного громче, при этом завеса отверзается, и в третий раз — уже в полный голос при открытых Царских вратах.

После третьего исполнения стихиры священники и диаконы выходят из алтаря. Начинается пасхальный крестный ход: с многократным пением той же стихиры молящиеся обходят храм. Издревле в нем участвовали все молящиеся в храме, однако в современной приходской практике при особом многолюдстве пасхальной службы во избежание давки в крестном ходе участвуют порой лишь священнослужители, певчие и небольшое количество прихожан.

По древней традиции, засвидетельствованной у церковных писателей IV-V веков, все молящиеся участвуют в пасхальном богослужении с зажженными свечами в руках. По словам "отца церковной истории" Евсевия, епископа Кесарийского, из-за обилия светильников в руках молящихся "эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня" [2]. Многие христиане не желали оставлять этого обычая даже под угрозой гонений; так в 1615 году в Грузии войска персидского шаха Аббаса I, ненавистника христиан, истребили в пасхальную ночь всех насельников Давидо-Гареджийской Лавры, вышедших на крестный ход со свечами и лампадами. В Светлый Вторник Церковь чтит память этих шестисот монахов-мучеников.

Утреня начинается "при дверех" церкви (или в притворе), непосредственно перед входом. Перед храмовыми вратами предстоятель совершает первый возглас утрени — "Слава Святей…", и первый раз поет тропарь наступившего праздника — "Христос воскресе из мертвых…".

Двери храма пока еще остаются закрытыми в воспоминание о том, что Гроб Спасителя был запечатан иудейскими первосвященниками. Все священнослужители, облаченные в белые ризы, как бы изображают тех блистающих ангелов, которые возвестили женам-мироносицам о Воскресении Господнем. После возгласа предстоятеля к началу утрени сначала духовенство, потом хор многократно поют тропарь Пасхи, затем двери открываются (в память об ангеле, который отвалил камень от гроба — см.: Мф. 28, 2). После того как все участники крестного хода войдут в храм, пасхальная утреня продолжается великой ектенией. На утрене Пасхи отсутствуют не только все обычные чтения (шестопсалмие, кафизмы, Евангельское чтение), но и часть песнопений — полиелей, великое славословие. Это объясняется тем, что пасхальное богослужение восходит к особым древним службам, так называемым "песенным последованиям", совершавшимся сначала в Иерусалиме, а затем и в Константинополе лишь в самые торжественные праздничные дни.

После мирной ектении хор поет канон Пасхи, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. Каждая песнь завершается трехкратным повторением пасхального тропаря. После канона поется умилительное песнопение "Плотию уснув…", после которого следуют стихиры Пасхи, начинающиеся словами "Пасха священная нам днесь показася…".

После стихир на службе положено единственное чтение на всей утрене — "Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на светоносный день Воскресения Христова". В этом поучении великий проповедник призывает всех верующих насладиться радости пасхального торжества: "Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь… Ад огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть… Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует". Чтение "Слова…" завершается тропарем святителю Иоанну, после чего следуют обычные утренние ектении и отпуст.

После утрени поются Часы Пасхи — особые, присущие только пасхальному периоду, песнопения. В течение всей Светлой седмицы они будут исполняться в храме вместо часов, повечерия и полунощницы, а в домашней молитве христиан они заменяют утренние и вечерние молитвы.

После Часов совершается Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Наверное, самая известная особенность пасхальной литургии — чтение Святого Евангелия на многих языках в память апостольской проповеди всем народам по завету Самого Спасителя (см.: Мф. 28, 19). Если есть возможность, Евангелие прочитывается и на тех древних языках, на которых была написана Библия,— древнееврейском, древнегреческом и латинском.

За литургией вновь и вновь звучит радостный пасхальный тропарь — "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Христос оживляет и нас, зараженных смертоносным дыханием греха. И помимо напоминания о победе Господней над адом, пасхальные песнопения призывают нас и делами идти вослед Христа, призывающего к себе всех: и призванных от начала, и пришедших в Господень виноградник "в одиннадцатый час" (см.: Мф. 20, 9). А для этого мы должны постоянно приступать к Чаше Христовой, которая, по слову святителя Василия Великого, соделывает нас храмами Святого Духа, и в сердца наши вселяется Сам Христос. И потому в день Светоносного Христова Воскресения все христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, чтобы не только умом, но и всем естеством принять участие в том великом торжестве, на которое в этот святой день призывает нас Христова Церковь.

 


  1. Каноническое послание священномученика Дионисия, архиеп. Александрийского, к еп. Василиду. ^
  2. Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь Константина. IV, 22. ^

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 493
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 515
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1187
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1502
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1701
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1461
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2289
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2504
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1830
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2377
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 1931
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3245
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2361
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2521
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2011
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2314
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2829
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2236
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2696
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2535
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3162
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1808
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1156
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2752
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3316
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2033
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2319
Комментариев: 0