По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то и самая вера наша напрасна (см.: 1 Кор. 15, 14). Благовестие об Иисусе Воскресшем было центром всей апостольской проповеди, остается стержнем самого христианства. Восстание из мертвых Сына Божия — величайшее событие, самый главный праздник в жизни христианина.
Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…
Служба, установленная Церковью на Пасху,— особенная, более ни разу не повторяющаяся после Светлой седмицы (то есть самого Светлого дня и следующих шести дней после него). Если всенощное бдение отличается от остальных служб преобладанием пения над чтением, то пасхальная служба поется почти вся, поется особым торжественным распевом, выражающим ликование христиан о воскресении Спасителя из мертвых.
В Евангелиях не содержится указаний на точное время Воскресения Христова, лишь сказано, что жены-мироносицы обнаружили пустую гробницу еще затемно. Поэтому, по древнейшей традиции, засвидетельствованной уже святителем Дионисием Великим († ок. 265), пасхальное богослужение совершается ночью, но не ранее полуночи [1]. В современной российской практике оно начинается ровно в полночь. Собственно пасхальному последованию предшествуют две последние службы Страстной седмицы — "чтение великое" Деяний святых Апостолов и пасхальная полунощница. В вечер Великой Субботы Устав предполагает "нерасходное" пребывание молящихся в храме, даже последняя постная трапеза некогда проходила в храме. В качестве же чтения во время трапезы Устав предлагает полное прочтение книги Деяний Апостольских. Чтобы повествованием о жизненном подвиге проповедников Воскресшего Христа подготовить молящихся к самому торжеству Воскресения.
По окончании чтения Деяний Апостольских священнослужители читают перед Плащаницей Спасителя, находящейся на особом возвышении в середине храма, молитвы перед началом Божественной литургии, поскольку в пасхальную ночь она совершается неотрывно от остальных служб.
Затем на середине храма, также перед Плащаницей, совершается полунощница, на которой вместо воскресного канона (его чтение отменяется ввиду наступления праздника Пасхи) прочитывается канон с утрени Великой Субботы, начинающийся словами "Волною морскою". В конце канона Плащаница уносится священнослужителями через Царские врата в алтарь — время плача над Погребенным Спасителем завершается, скоро в храме зазвучит ликующая весть о Его Воскресении.
Пасхальное богослужение начинают священнослужители, которые в алтаре поют стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе…". Первый раз она поется тихо, при затворенных Царских вратах и задернутой алтарной завесе, второй раз — немного громче, при этом завеса отверзается, и в третий раз — уже в полный голос при открытых Царских вратах.
После третьего исполнения стихиры священники и диаконы выходят из алтаря. Начинается пасхальный крестный ход: с многократным пением той же стихиры молящиеся обходят храм. Издревле в нем участвовали все молящиеся в храме, однако в современной приходской практике при особом многолюдстве пасхальной службы во избежание давки в крестном ходе участвуют порой лишь священнослужители, певчие и небольшое количество прихожан.
По древней традиции, засвидетельствованной у церковных писателей IV-V веков, все молящиеся участвуют в пасхальном богослужении с зажженными свечами в руках. По словам "отца церковной истории" Евсевия, епископа Кесарийского, из-за обилия светильников в руках молящихся "эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня" [2]. Многие христиане не желали оставлять этого обычая даже под угрозой гонений; так в 1615 году в Грузии войска персидского шаха Аббаса I, ненавистника христиан, истребили в пасхальную ночь всех насельников Давидо-Гареджийской Лавры, вышедших на крестный ход со свечами и лампадами. В Светлый Вторник Церковь чтит память этих шестисот монахов-мучеников.
Утреня начинается "при дверех" церкви (или в притворе), непосредственно перед входом. Перед храмовыми вратами предстоятель совершает первый возглас утрени — "Слава Святей…", и первый раз поет тропарь наступившего праздника — "Христос воскресе из мертвых…".
Двери храма пока еще остаются закрытыми в воспоминание о том, что Гроб Спасителя был запечатан иудейскими первосвященниками. Все священнослужители, облаченные в белые ризы, как бы изображают тех блистающих ангелов, которые возвестили женам-мироносицам о Воскресении Господнем. После возгласа предстоятеля к началу утрени сначала духовенство, потом хор многократно поют тропарь Пасхи, затем двери открываются (в память об ангеле, который отвалил камень от гроба — см.: Мф. 28, 2). После того как все участники крестного хода войдут в храм, пасхальная утреня продолжается великой ектенией. На утрене Пасхи отсутствуют не только все обычные чтения (шестопсалмие, кафизмы, Евангельское чтение), но и часть песнопений — полиелей, великое славословие. Это объясняется тем, что пасхальное богослужение восходит к особым древним службам, так называемым "песенным последованиям", совершавшимся сначала в Иерусалиме, а затем и в Константинополе лишь в самые торжественные праздничные дни.
После мирной ектении хор поет канон Пасхи, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. Каждая песнь завершается трехкратным повторением пасхального тропаря. После канона поется умилительное песнопение "Плотию уснув…", после которого следуют стихиры Пасхи, начинающиеся словами "Пасха священная нам днесь показася…".
После стихир на службе положено единственное чтение на всей утрене — "Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на светоносный день Воскресения Христова". В этом поучении великий проповедник призывает всех верующих насладиться радости пасхального торжества: "Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь… Ад огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть… Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует". Чтение "Слова…" завершается тропарем святителю Иоанну, после чего следуют обычные утренние ектении и отпуст.
После утрени поются Часы Пасхи — особые, присущие только пасхальному периоду, песнопения. В течение всей Светлой седмицы они будут исполняться в храме вместо часов, повечерия и полунощницы, а в домашней молитве христиан они заменяют утренние и вечерние молитвы.
После Часов совершается Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Наверное, самая известная особенность пасхальной литургии — чтение Святого Евангелия на многих языках в память апостольской проповеди всем народам по завету Самого Спасителя (см.: Мф. 28, 19). Если есть возможность, Евангелие прочитывается и на тех древних языках, на которых была написана Библия,— древнееврейском, древнегреческом и латинском.
За литургией вновь и вновь звучит радостный пасхальный тропарь — "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Христос оживляет и нас, зараженных смертоносным дыханием греха. И помимо напоминания о победе Господней над адом, пасхальные песнопения призывают нас и делами идти вослед Христа, призывающего к себе всех: и призванных от начала, и пришедших в Господень виноградник "в одиннадцатый час" (см.: Мф. 20, 9). А для этого мы должны постоянно приступать к Чаше Христовой, которая, по слову святителя Василия Великого, соделывает нас храмами Святого Духа, и в сердца наши вселяется Сам Христос. И потому в день Светоносного Христова Воскресения все христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, чтобы не только умом, но и всем естеством принять участие в том великом торжестве, на которое в этот святой день призывает нас Христова Церковь.