В праздник Покрова Божией Матери Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил архипастырскую поездку в Петровский район Саратовской области.
После Божественной литургии в старинном Покровском храме города Петровска архипастырь отправился в Таволожку — одно из сел, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается. Это становится понятно из того, что видишь еще на подъезде к селу: поля в окрестностях вспаханы под зиму, урожай собран, озимые посеяны. На въезде в село много современной техники: комбайны, косилки, веялки, тракторы. Только вот дороги в Таволожку нет совсем: клочки старого асфальта да наполненные жидкой грязью глубокие выбоины — настоящее испытание для водителя. Все 29 километров пути от районного центра в крови играет адреналин: чувствуешь себя участником экстремального авторалли. Получится ли не забуксовать в следующей яме? Чем привязать выхлопную трубу, оторвавшуюся на очередной кочке? Какие еще сюрпризы приготовила нам дорога за следующим поворотом?
Местные жители встречают Владыку у дверей огромного полуразрушенного храма во имя Всех святых. Именно этот храм — без крыши и окон, в котором сейчас по-хозяйски гуляет ветер,— стал причиной приезда архиерея: сельчане задумали церковь восстанавливать.
Внутри все готово к совершению молебна. Земляной пол застелен коврами, принесенными жителями из домов, по центру стоит аналой с украшенной иконой праздника, вдоль стен расставлены вазы с цветами — последние дары осени.
— Поруганный храм все равно остается храмом,— обращается к собравшимся на молитву Владыка.— Когда-то наши предки освящали его и молились о том, чтобы Господь сохранил его до скончания века. Здесь крестили новорожденных, венчали молодоженов, сюда приходили с печалью и радостью, отсюда провожали близких в последний путь. Храм — это сердце любого населенного пункта. Когда в нашей стране началась борьба с традиционным жизненным укладом народа, то первый удар был точным: он пришелся в самое сердце — в Церковь, храмы и священнослужителей. И для того, чтобы сегодня мы стали жить по-другому, нужно приложить максимум усилий и восстановить эти разрушенные святыни.
После молебна сельчане ведут архипастыря в небольшой домик по соседству — там в приспособленном помещении расположен временный храм. Предположительно до революции в этом здании размещалась воскресная школа. В молитвенном доме тесно, но уютно: простой иконостас отделяет алтарь, стены освежили краской, сверкают новые окошки. «Вот здесь мы молимся»,— показывают прихожане Владыке.
Благодаря тому, что в Таволожке есть где собираться для молитвы, здесь постепенно сложился и сплотился приход, и у людей возникло желание восстановить старинный храм, чтобы его история не прервалась.
Настоятель храма священник Павел Новичков рассказывает, что эта церковь была построена в 1825 году. Ее судьба после революции типична: она была закрыта и пришла в запустение. В стенах храма за годы советской власти чего только не было — в последнее время перед распадом СССР там находился склад запчастей для сельхозтехники. В 2000 году тогдашний губернатор Д.Ф. Аяцков вроде бы принял решение о восстановлении исторического памятника. Первым делом разобрали крышу — на этом ремонтные работы и остановились. С тех пор храм стоит без крыши и от этого разрушается быстрее.
— Очень жаль это видеть,— сетует отец Павел,— ведь такое количество людей молилось когда-то в этих стенах. До революции настоятелем в храме был наш саратовский священномученник — иерей Иоанн Миротворцев.
После молебна Владыку ждут в местном Доме культуры. За чаепитием он обсуждает с фермерами и представителями районной власти, что необходимо сделать для возрождения Всехсвятского храма. В качестве примера успешной реконструкции архипастырь приводит восстановление храма во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Ивановка Базарно-Карабулакского района, где сейчас располагается подворье Свято-Сергиевского женского монастыря. Митрополит Лонгин привез с собой фотографии, сделанные на различных этапах восстановления — участники встречи с интересом рассматривают их. В ближайшее время в Таволожку по благословению Владыки приедут специалисты архитектурно-реставрационного отдела епархии, которые произведут оценку состояния храма и составят план работ. При таких серьезных разрушениях очень важно подойти к реконструкции осторожно и грамотно.
— Надеемся, что теперь восстановление храма действительно начнется, и вторая попытка будет результативней первой. Мы можем на это надеяться, поскольку теперь имеем благословение Владыки на это дело, его искреннюю заинтересованность, его напутствие и поддержку,— говорит один из таволожцев — глава крестьянско-фермерского хозяйства, депутат Петровского районного собрания Николай Безобразов.
Директор местной школы Ирина Федотова считает, что перспективы у села есть, и прежде всего потому, что у жителей есть работа — ею их обеспечивают одиннадцать фермерских хозяйств. В Таволожке есть кого учить в школе, есть воспитанники в детском саду. В нынешние времена это дорогого стоит: значит, по-прежнему востребованы учителя, воспитатели — и люди остаются в селе. Ведь на самом деле далеко не все хотят жить в городах.
— Спасение утопающих — дело рук самих утопающих,— говорит Наталья Пензина, глава еще одного фермерского хозяйства.— Колхоз перестал существовать, но здесь ему на смену пришли фермеры, которые действительно хотят и могут трудиться на земле. Наши дети вырастают и идут по нашим стопам. Село мы не бросим — а значит, будем жить и потихоньку восстанавливать то, что разрушено.
По поводу возрождения святыни сельчане говорят, что смотрят на предстоящее дело здраво и понимают: за один год такую работу им не подъять. Но теперь они полны надежд на то, что сочетание Божественного Промысла и человеческого труда обязательно позволит восстановить храм из руин и спасти сердце Таволожки.
Газета «Православная вера» № 20 (640)