Герои нашей сегодняшней публикации — Максим и Юлия Пиуновы — авторы семейного историко-культурного проекта «Некраеведы». В выходные дни они ездят по разным уголкам Саратовской области — посещают села, деревни, поселки и городки, чтобы «прикоснуться к уходящей старине». Взяв в дорогу камеру и диктофон, они находят интересные, исторически значимые места и делают о них репортажи, которые потом размещают в социальной сети «ВКонтакте».
— Как и когда зародился ваш проект? Нечасто можно встретить людей, которые проводят свои выходные подобным образом…
Максим: Четыре года назад мне попалась на глаза статья о том, что в Красноармейском районе сохранились христианские храмы, которые являются памятниками культурного наследия. Я предложил Юле съездить туда и посмотреть на них. Так состоялось наше первое знакомство с саратовской глубинкой. Через год мы решили снова отправиться в тот же район, посетили и другие места.
— Зачем?
Максим: Чтобы успеть запечатлеть эту уходящую натуру. В селе Логиновка Краснокутского района, где мы особенно любим бывать, сохранился интересный храм. Местные его называют «саратовской Пизанской башней» из-за того, что его деревянная колокольня сильно наклонена. Скорее всего, однажды это строение рухнет — из-за погодных условий или из-за ветхости. А мы будем теми, кто успел сфотографировать и сохранить эти кадры для истории. Именно так случилось с деревянной церковью в селе Новая Осиновка Аткарского района, у которой этим летом из-за сильного ветра обвалилась часть колокольни, и мы были чуть ли не последними, кто запечатлел ее.
— И всё же, каким образом это переросло из просто увлечения, досуга в осознанную проектную деятельность?
Юлия: Поводом стало задание, которое мне дали в магистратуре в СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Нужно было сделать сюжет об архитектурном памятнике, требующем восстановления. После презентации видео мы познакомились с организаторами проекта «Близкая точка РФ», которые устраивают экскурсии по Саратовской области. Они предложили нам ездить вместе с ними и делать об этих экспедициях репортажи. С ними мы посетили много мест и, в конце концов, поняли для себя, что такой формат нам не очень подходит, так как для создания материалов, текстов и видео, которые нам хотелось бы делать, необходим другой ритм работы — более размеренный, неторопливый, без суеты. Но мы воспринимали это уже именно как проект.
— Какие задачи вы ставите для себя, когда отправляетесь в поездки?
Максим: Прежде всего, мы хотим прикоснуться к уходящей старине — именно почувствовать ее. Для нас эти экспедиции — источник вдохновения и развития, и мы хотим поделиться этим опытом с другими людьми. Мы на год выпали из процесса, потому что у нас родился малыш, а в этом году решили возобновить проект.
Юлия: Считается, что в Саратовской области, по сравнению с другими регионами, «не на что посмотреть», что у нас мало исторических памятников и красивых мест, которые не стыдно показать иногородним. Мы в корне не согласны с этим и хотим доказать, что наша область богата и на природные красоты, и на достопримечательности, и что не обязательно отправляться в дальние края, чтобы окунуться в историю.
— Название проекта — «Некраеведы» — предполагает, что по профессии вы не историки, не специалисты по краеведению. А чем вы занимаетесь?
Юлия: Я политолог, Максим — IT-специалист. Мы не только не краеведы — мы даже не журналисты и не операторы. На самом деле, об истории нашего края мы знаем совсем немного, чего стыдимся и благодаря нашему проекту стараемся, в том числе, заполнять имеющиеся у нас самих пробелы в знаниях.
В начале ХХ века Саратовская область была очень развитым регионом. Нам интересно, в чем именно заключались его сила и мощь. Когда я захожу в полуразрушенный, пустующий храм, встаю под его куполом, я начинаю представлять, какой эта церковь была раньше, кто в ней молился, когда совершалась Литургия. Когда вот так непосредственно, лично прикасаешься к истории, намного лучше начинаешь понимать ее, нежели когда ты просто читаешь исторические книги или смотришь документальные фильмы.
— Что дает вам силы заниматься этим проектом? Сейчас очень многие люди, особенно живущие в большом городе, жалуются, что ни на что не хватает времени, внутренних ресурсов…
Максим: Вдохновляет, прежде всего, красота тех мест, которые мы посещаем. Такие впечатления наполняют, и сил, наоборот, становится больше. Недавно мы ездили в село Подгорное Воскресенского района. Там на вершине горы стоит храм. Поблизости нет других построек, кроме остатков строений, которые когда-то, как мы поняли, принадлежали храму. Под горой с одной стороны раскинулось село, а с другой — под крутым склоном протекает река Терешка. Когда мы подъезжали к селу, небо, до этого затянутое хмурой мглой, просветлело, и на нем появились белоснежные облака. И это было настолько красиво: храм, обрыв, кучевые облака и осенний лес вдалеке… В нем мы потом грибы собирали.
— Есть ли наиболее запомнившиеся, особо впечатлившие вас места? Куда вы хотели бы вернуться?
Юлия: По правде говоря, вернуться хотелось бы в большинство мест, в которых мы побывали. Каждое из них чем-то запомнилось, оставило след в сердце. В селе Золотое Красноармейского района необычайной красоты природа. Ты словно оказываешься на море: галечный пляж, не видно противоположного берега — это одно из самых широких мест Волги в границах нашей области. В этом селе стоит огромная пятиглавая Свято-Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм, с колоннадой при входе. В ней хранятся мощи священноисповедника Виктора (Островидова), который был родом из этого села и всячески помогал ему, когда был епископом. А в Александро-Невском храме города Ртищево имеются иконы с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского и блаженной Матроны Московской. Настоятель храма немало приложил усилий, чтобы храму были переданы эти мощи. Если бы не наши экспедиции, мы — жители областного центра — вряд ли это увидели и узнали бы.
— На страничке вашего проекта есть очень интересный репортаж о селе Ахмат, где сейчас идет восстановление православного храма. Вы следите за тем, что дальше происходит с героями ваших публикаций? Как там продвигаются работы?
Максим: Последний раз мы были в Ахмате в начале осени, когда работы только должны были начаться. А впервые приехали туда два года назад, когда по храму еще коровы ходили. Сейчас церковь очищена от мусора, поставлены двери. Состояние храма удовлетворительное, но одна из его несущих стен «поползла», ее и нужно первым делом восстанавливать, а потом уже делать все остальное.
— Бывают ли у вас какие-то неожиданные открытия во время ваших поездок? Наблюдения, осознания, впечатления…
Максим: Открытий на самом деле очень много, и каждый раз они значимые. Главным и самым неожиданным из них стало то, что деревня наша не умирает. То, что абсолютно все хотят уехать из глубинки, из села, на самом деле стереотип, который зачем-то навязывается извне.
Для нас было удивительным узнать, насколько люди в селах чтут свои корни. Например, в селе Клещевка Саратовского района на деньги местных жителей был построен мемориал в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Нашлись энтузиасты, которые занялись этим дорогостоящим проектом. А в селе Красная Звезда Ртищевского района, которое раньше называлось Большие Сестренки, местные жители хотят вернуть это старое название и сейчас активно занимаются этим процессом.
Юлия: Мы заметили, что во многих селах люди живут сплоченно и дружно. Не раз были свидетелями того, как прихожане отдаленных сельских храмов после праздничной Литургии остаются на совместные чаепития, батюшку к столу приглашают. Люди очень дорожат возможностью живого общения, там еще не разучились этому радоваться. А в Подгорном на праздник Покрова Божией Матери собралось целых три села! Организовали большой стол, огромный торт на всю честную компанию заказали. Нас это тогда сильно удивило.
Знакомства с местными жителями тоже дарят потрясающие открытия. Почти в каждом селе или поселке обязательно найдется энтузиаст, который занимается местным краеведением. Например, в Елшанке Воскресенского района мы познакомились с женщиной шестидесяти девяти лет. Она работает в школе — преподает географию, историю и обществознание и помимо всего этого находит время, чтобы изучать историю своего района. У нас сложилось впечатление, что она знает абсолютно обо всех событиях, которые когда-либо происходили на ее малой родине. Записывает всю собранную информацию в тетрадочку, но заняться изданием книги у нее не хватает времени. А было бы здорово, если бы такая книга появилась — для тех, кто будет жить в этих краях потом. Эту удивительную женщину зовут Галина Петровна Золотых.
Благодаря Галине Петровне мы узнали и о том, что в Елшанке, в храме во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской, хранится редкая икона святых Константина и Елены. Из-за действия времени она стала изогнутой, словно чаша, и какое-то время использовалась как лоханка для зерна при кормлении кур. Следы от ударов птичьих клювов на ней и сейчас видны. Каким-то чудом она была возвращена в церковь, и теперь перед этим образом вновь молятся люди.
— В одном из своих материалов вы написали: «…малая родина — она как мать, ее любят не за что-то, а потому что она родная». Это хорошие слова, которые могут лечь в основу любого доброго дела…
Юлия: Мы сторонники того мнения, что где ты родился, там и сгодился. Как говорила моя преподавательница, «Родину любят не за что-то, а вопреки». Ругать можно всё, а чтобы увидеть хорошее, нужно захотеть это увидеть, попытаться что-то хорошее найти. Доброе, прекрасное приходится именно искать — оно редко приходит само, без приложения наших усилий. Мы устали читать о том, насколько вокруг всё плохо, что наш город плохой. Плохо может быть везде, а не только в Саратове, — а чтобы было хорошо, для начала нужно просто поверить, что в мире много добра и любви.
Фото Юлии Пиуновой
Газета «Православная вера» № 20 (615)