«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»
Владимир Николаевич огородил территорию храма, построил ворота, красиво обустроил родник, но вот восстановление храма до сей поры двигалось медленно и проблемно. Не так давно настоятелем сосновской церкви стал иерей Дионисий Елистратов, он же благочинный Аткарского округа, он же настоятель Петропавловского храма в Аткарске. Его усилиями и усилиями фермера — уроженца и патриота здешних мест — процесс вошел, кажется, в прямую колею. Сегодняшнее состояние храма можно назвать тяжелым, но это уже не та мерзость запустения (Дан. 11, 31; Мф. 24, 15), которая здесь в свое время была — сделать удалось не так мало.
К сожалению, рабочие фермерского хозяйства не спешат пока в храм даже и на престольный праздник, на Покров; но праздник должен состояться вопреки этому обстоятельству. Из Аткарска в Сосновку пришел автобус с прихожанами, а точнее, с прихожанками Петропавловского храма. Эти женщины здесь не впервые — они готовили старый храм к празднику: убирали территорию, отмывали окна и каменные полы. Но храм внутри весь в лесах, работа продолжается, а где работа, там и мусор. Поэтому наши аткарчанки, войдя в церковь, первым делом вновь берутся за веники. Я убираю фотоаппарат в рюкзак и тоже хватаю совок с веником и понимаю, что это счастье — хотя бы чуть-чуть помочь возрождению храма. Отец Дионисий с двумя своими здешними помощниками — рабочими Мочкина — спешно разбирает строительную вышку, которую они забыли почему-то разобрать к началу службы.
— А вон, смотри, голубок! — показывает куда-то вверх уже знакомый нам Саша. Изображение Святого Духа, сходяща яко голубя — всё, что осталось от некогда богатой росписи храма. Голубь парит под серыми сводами, среди голых кирпичных стен, напоминая о Том, Кто «везде сый и вся исполняяй».
Нет, впрочем, это не все, что осталось. Высоко-высоко, под самым куполом можно рассмотреть крест, голову и плечо Спасителя.
В храме гораздо холоднее, чем на улице — при каждом слове изо рта вырывается пар. Но все идет своим чередом, как и положено в престольный праздник — водосвятный молебен, Литургия, причастники, крестный ход вокруг храма — фонарь, иконы и хоругви привезли из Аткарска. Храм стоит на высоком месте среди невероятно красивой природы — дорога среди полей, холмы, осенний лес…
«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах», приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» за 1895 год:
«Покровская церковь села Сосновки построена на средства помещицы Наталии Александровны Тепляковой в 1836 г., существовавшая до 1836 г. церковь построена в 1781 г. Зданием церковь каменная, теплая. Престолов в ней два: во имя Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца.
Земли при церкви пахотной и сенокосной 33 десятины. Здания, принадлежащие церкви: дома для священника и псаломщика, деревянная сторожка и каменная кладовая. Земская школа открыта в 1866 г., церковноприходской школы нет.
Священник получает казенного жалованья 96 руб., псаломщик 36 руб. в год. Священник Константин Изнарский, псаломщик Павел Ливанов. В приходе сей церкви в селе Сосновке, деревнях: Старой Сосновке, Надеждиной и Красавке всего 293 двора, 927 душ муж. пола, 957 душ жен. пола».
Отец Дионисий говорит проповедь. Он просит нас обратиться в то давнее время, представить себе храм таким, каким он был тогда: теплым, чистым, переполненным крестьянами, другими жителями Сосновки и соседних деревень. Эти люди много работали, но притом всегда чтили день седьмый (Исх. 20, 10), день, посвященный Богу — будь то обычное воскресенье или праздник, как сейчас. Как могло произойти то, что произошло в минувшем веке, почему одни наши храмы пришли в такое жуткое состояние, другие разрушены вовсе? И надо ли удивляться тому, что вслед за церковью запустело и всё село, умерли окрестные деревни, стоявшие не одну сотню лет?
— Возле престола в храме всегда стоит ангел. Если храм закрыт, если престола нет, если храм разрушен — ангел все равно стоит на этом месте. И вот сегодня мы с вами приехали к этому ангелу в гости. И, наверное, он нам рад, и это наша общая радость.
Саша приносит прямо в храм горячий чайник — это совсем не лишнее. Аткарчанки выгружают из сумок конфеты и плюшки. Нам уже тепло и пора домой.
Что будет здесь дальше? Владимир Николаевич Мочкин, как уже сказано — уроженец Сосновки, родился в 1958‑м. Пока он рос, в селе действовала школа, больница, почта, магазин — в общем, было все, что нужно для жизни.
— А когда я из армии пришел, здесь уже все кончилось. Политика укрупнения сделала свое дело.
— И что теперь, Владимир Николаевич? Предположим, восстановите вы церковь окончательно, а кто в нее придет?
— Село возродится, я в это верю. Мы работаем, у нас большое стадо, пруды с рыбой, вы видели дома, которые мы построили? Конечно, пока людей здесь живет немного, кто-то поработает и уходит, но со временем люди закрепятся. А если церковь будет действовать, если в ней будет постоянный священник — люди обязательно в нее придут.
Я не знаю, возродится ли Сосновка таким образом, но полагаю, что возрожденный храм в любом случае стоять пустым не будет. Даже если люди не будут здесь жить — они будут сюда приезжать. Есть ведь уроженцы села, есть их потомки, есть просто неравнодушные люди, те, чье сердце болит о родной земле и о Церкви, те, кто понимает: храм нельзя оставлять без молитвы.
Фото автора и с сайта Аткарского благочиния
Газета «Православная вера» № 20 (615)