Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Не оставить храм без молитвы
Просмотров: 3804     Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Владимир Николаевич огородил территорию храма, построил ворота, красиво обустроил родник, но вот восстановление храма до сей поры двигалось медленно и проблемно. Не так давно настоятелем сосновской церкви стал иерей Дионисий Елистратов, он же благочинный Аткарского округа, он же настоятель Петропавловского храма в Аткарске. Его усилиями и усилиями фермера — уроженца и патриота здешних мест — процесс вошел, кажется, в прямую колею. Сегодняшнее состояние храма можно назвать тяжелым, но это уже не та мерзость запустения (Дан. 11, 31; Мф. 24, 15), которая здесь в свое время была — сделать удалось не так мало.

К сожалению, рабочие фермерского хозяйства не спешат пока в храм даже и на престольный праздник, на Покров; но праздник должен состояться вопреки этому обстоятельству. Из Аткарска в Сосновку пришел автобус с прихожанами, а точнее, с прихожанками Петропавловского храма. Эти женщины здесь не впервые — они готовили старый храм к празднику: убирали территорию, отмывали окна и каменные полы. Но храм внутри весь в лесах, работа продолжается, а где работа, там и мусор. Поэтому наши аткарчанки, войдя в церковь, первым делом вновь берутся за веники. Я убираю фотоаппарат в рюкзак и тоже хватаю совок с веником и понимаю, что это счастье — хотя бы чуть-чуть помочь возрождению храма. Отец Дионисий с двумя своими здешними помощниками — рабочими Мочкина — спешно разбирает строительную вышку, которую они забыли почему-то разобрать к началу службы.

— А вон, смотри, голубок! — показывает куда-то вверх уже знакомый нам Саша. Изображение Святого Духа, сходяща яко голубя — всё, что осталось от некогда богатой росписи храма. Голубь парит под серыми сводами, среди голых кирпичных стен, напоминая о Том, Кто «везде сый и вся исполняяй».

Нет, впрочем, это не все, что осталось. Высоко-высоко, под самым куполом можно рассмотреть крест, голову и плечо Спасителя.

В храме гораздо холоднее, чем на улице — при каждом слове изо рта вырывается пар. Но все идет своим чередом, как и положено в престольный праздник — водосвятный молебен, Литургия, причастники, крестный ход вокруг храма — фонарь, иконы и хоругви привезли из Аткарска. Храм стоит на высоком месте среди невероятно красивой природы — дорога среди полей, холмы, осенний лес…

«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах», приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» за 1895 год:

«Покровская церковь села Сосновки построена на средства помещицы Наталии Александровны Тепляковой в 1836 г., существовавшая до 1836 г. церковь построена в 1781 г. Зданием церковь каменная, теплая. Престолов в ней два: во имя Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца.

Земли при церкви пахотной и сенокосной 33 десятины. Здания, принадлежащие церкви: дома для священника и псаломщика, деревянная сторожка и каменная кладовая. Земская школа открыта в 1866 г., церковно­приходской школы нет.

Священник получает казенного жалованья 96 руб., псаломщик 36 руб. в год. Священник Константин Изнарский, псаломщик Павел Ливанов. В приходе сей церкви в селе Сосновке, деревнях: Старой Сосновке, Надеждиной и Красавке всего 293 двора, 927 душ муж. пола, 957 душ жен. пола».

Отец Дионисий говорит проповедь. Он просит нас обратиться в то давнее время, представить себе храм таким, каким он был тогда: теплым, чистым, переполненным крестьянами, другими жителями Сосновки и соседних деревень. Эти люди много работали, но притом всегда чтили день седьмый (Исх. 20, 10), день, посвященный Богу — будь то обычное воскресенье или праздник, как сейчас. Как могло произойти то, что произошло в минувшем веке, почему одни наши храмы пришли в такое жуткое состояние, другие разрушены вовсе? И надо ли удивляться тому, что вслед за церковью запустело и всё село, умерли окрестные деревни, стоявшие не одну сотню лет?

— Возле престола в храме всегда стоит ангел. Если храм закрыт, если престола нет, если храм разрушен — ангел все равно стоит на этом месте. И вот сегодня мы с вами приехали к этому ангелу в гости. И, наверное, он нам рад, и это наша общая радость.

Саша приносит прямо в храм горячий чайник — это совсем не лишнее. Аткарчанки выгружают из сумок конфеты и плюшки. Нам уже тепло и пора домой.

Что будет здесь дальше? Владимир Николаевич Мочкин, как уже сказано — уроженец Сосновки, родился в 1958‑м. Пока он рос, в селе действовала школа, больница, почта, магазин — в общем, было все, что нужно для жизни.

— А когда я из армии пришел, здесь уже все кончилось. Политика укрупнения сделала свое дело.

— И что теперь, Владимир Николаевич? Предположим, восстановите вы церковь окончательно, а кто в нее придет?

— Село возродится, я в это верю. Мы работаем, у нас большое стадо, пруды с рыбой, вы видели дома, которые мы построили? Конечно, пока людей здесь живет немного, кто-то поработает и уходит, но со временем люди закрепятся. А если церковь будет действовать, если в ней будет постоянный священник — люди обязательно в нее придут.

Я не знаю, возродится ли Сосновка таким образом, но полагаю, что возрожденный храм в любом случае стоять пустым не будет. Даже если люди не будут здесь жить — они будут сюда приезжать. Есть ведь уроженцы села, есть их потомки, есть просто неравнодушные люди, те, чье сердце болит о родной земле и о Церкви, те, кто понимает: храм нельзя оставлять без молитвы.

Фото автора и с сайта Аткарского благочиния

Газета «Православная вера» № 20 (615)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2159
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3886
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2597
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4132
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4579
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5776
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7962
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12174
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11194
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11520
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10806
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4519
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3328
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3704
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3352
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4295
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3358
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3403
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4565
Комментариев: 0