Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Стать людьми с иными глазами и новой душой
Просмотров: 3352     Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера.

Село СиненькиеСреди жителей села Синенькие раскольников и сектантов разного толка издавна было более, нежели в иных населенных пунктах Саратовской области. В советские годы об этом даже рассказывали студентам саратовских вузов на занятиях по научному атеизму. Старожилы вспоминают, что, к примеру, секта «подпольщиков» имела подземные храмы и ходы, соединяющие их с жилищами. Помнят здесь и о «пятидесятниках»: у них было принято перед смертью давать человеку другое имя, и погребать единоверцы своих собратьев далеко не ходили: присыпали землицей на огороде или в погребке.

Самым распространенным на селе было старообрядчество. Хоронили своих старообрядцы «на отшибе» — неподалеку от сельского погоста. Детей держали в строгости, на корню пресекая интерес к пагубным привычкам.

Разное вероисповедание никогда не мешало сельчанам уважительно относиться друг к другу — главное, чтобы человек был трудолюбивый и совестливый. Сегодня в селе мирно сосуществуют православные, лютеране, мусульмане, буддисты и неверующие.

Первое упоминание о православном храме в этих местах выглядит в архивных документах так: 1711 год — «церковь деревянная ветхая», престол освящен в честь Рождества Христова. В 1934 году церковь села Синенькие была закрыта, здание  использовали на расширение школы-семилетки.

С 2000-х годов в умах сельчан стала витать мысль о необходимости строительства нового храма. Тогда же жители познакомились с иеромонахом Анастасием (Денисовым), который проводил службы в храме соседнего поселка Сергиевский. Синеньцы стали организовывать встречи со священником на территории своего села: пасхальный  молебен в Доме культуры, литию на Радоницу в часовенке местного кладбища, беседу батюшки с учениками и учителями в школе. Но вопрос о строительстве храма по-прежнему продвигался очень трудно.

В 2007 году иеромонах Анастасий был назначен настоятелем прихода, образованного в Синеньких. В 2016 году общине было передано нежилое здание, ранее принадлежавшее Саратовскому лесхозу и с 2009 года стоявшее заброшенным. Началась непростая и затратная работа по ремонту здания и его переустройству под храм.

Отец Анастасий — настоятель четырех храмов, находящихся на немалом расстоянии друг от друга, при этом два из них — строящиеся. Сложно уразуметь, как одному человеку может быть по силам такое служение. Однако благодаря молитвам и недюжинной энергии батюшки храм в Синеньких постепенно приобретает благообразный и благоустроенный внешний вид.

* * *

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина в Синенькие регулярно приезжают добровольцы епархиального миссионерского отдела — Валерий Кулагин и Дмитрий Пасечник. С ноября 2018 года они совершают здесь богослужения мирянским чином, в 2019 году к ним присоединилась певчая Ирина Большакова. По словам сельчан, это очень помогает поддерживать приходскую жизнь между приездами священника.

Раз в две недели по воскресным дням Валерий и Дмитрий появляются в храме. При себе у них рабочие рукавицы — оказать заодно посильную помощь на стройке. После службы миссионеры обедают с прихожанами, выслушивают их рассказы о жизни, стараясь ненавязчиво вкраплять в узор беседы христианские мотивы. 

Богослужение мирянским чиномВалерий и Дмитрий с пониманием относятся к тому, что паства здесь в основе своей состоит из новоначальных. Перед службой стараются создать оптимистичный настрой: то покажут снимок радуги среди зимы, запечатленной при подъезде к Синеньким, то, оказавшись в прохладном храме, с улыбкой заявят: «Будем молитвой согреваться!», то привезут на Троицу кустистые ветви березы. За каждым богослужением — проповедь, в которой слово Божие иллюстрируется доступными житейскими примерами. Чувствуется, что служба эта — не только для Бога, но и для людей, как отклик на их чаяния. Так, например, по просьбе прихожан в богослужение включили особую совместную молитву о скорейшем строительстве храма Рождества Христова.

Миссионеры привозят в Синенькие духовную литературу и периодические издания — их дарят прихожанам. В октябре 2019 года они организовали для сельчан экскурсию в Саратов, на Воскресенское кладбище.  А в преддверии освящения сельского храма предложили прихожанам «ликбез»: лекторий по содержанию Литургии и прочих богослужений.

Валерий и Дмитрий рассказывают, что сами воцерковились уже в зрелом возрасте — побудительная причина была у каждого своя. Они говорят о том, что стать христианином — значит не просто научиться соблюдать церковные установления. Это означает изменить свою жизнь внутренне до самых ее основ — стать людьми с иными глазами и новой душой. И это должно приносить свет и радость нашим близким — обязательно.

* * *

Строящийся храм требует соборной молитвы и трудолюбивых рук. Разные люди — порой малознакомые, приезжие — принимают участие в богоугодном деле. Но многие сельчане в храм не спешат. Причин тому много:

 — Холодно у вас там, не комфортно!

 — Зайду как-нибудь. Мне не всякий храм подходит. В Саратове во многих храмах побывала. В одном мне нравится, в другом — нет!

 — Какой там у вас храм? Грязь одна! Приду, когда будет чисто!

  — В церкву идти — деньги нести! Нет у меня лишних!

 — Некогда мне, работаю я!

— Не решусь никак прийти! Вроде бы совсем уж собралась, а чего-то не пускает.

 — У меня дома свои иконы и Бог в душе!

Посещение прихода с. Синенькие Митрополитом Саратовским и Вольским ЛонгиномПравославный писатель и священник Ярослав Шипов высказывается твердо: если говорят «у меня Бог в душе», это означает: нет там никакого Бога! В его рассказе «Лодки» есть интересное суждение о том, что в наши дни Господь по милосердию Своему каждому русскому роду дает хотя бы по одному верующему — как после кораблекрушения каждой беспомощно барахтающейся кучке людей по спасительной лодке. Сидящий в лодке человек протягивает руки тонущим собратьям, но тем не надо — «сами выплывем»! Что будет, «когда легкий бриз унесет все суденышки за край видимого горизонта, не останется никого, кто мог бы протянуть руку тонущему… Возможно, лодочки эти — наша последняя надежда, последний шанс».

 Одна прихожанка по-доброму и с горечью заметила: «Спят Синенькие! Не проснутся никак».

Но всё же сплотилась вокруг храма небольшая община — группа взрослых женщин, готовых выполнять в любое время работу практически любой сложности, помогать друг другу молитвой. В чем-то им повезло больше прочих — у каждой из них в семье был кормчий с твердой рукой. Одну маленькой девочкой тетушка, монахиня в миру, на моления водила; у другой — покойная матушка верующей была; у третьей — в свое время прабабушка, молясь за весь род, совершила паломничество в Киев. Но то, останется ли человек в Церкви, станет ли живым ее членом, определяют, безусловно, не его предки, а он сам.

Не проторена еще дорога к дому Божию уверенной поступью сельчан, но упрямо вьется тропинка к блестящему на солнце небольшому куполу — будто ручеек, орошающий живительной влагой иссыхающие от губительного безверия русские души.

Газета «Православная вера» № 01 (645)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2159
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3886
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2597
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4132
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4579
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5776
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7963
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12174
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11194
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11520
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10806
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4520
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3328
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3704
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4295
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3358
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3403
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4565
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3805
Комментариев: 0