В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера.
Среди жителей села Синенькие раскольников и сектантов разного толка издавна было более, нежели в иных населенных пунктах Саратовской области. В советские годы об этом даже рассказывали студентам саратовских вузов на занятиях по научному атеизму. Старожилы вспоминают, что, к примеру, секта «подпольщиков» имела подземные храмы и ходы, соединяющие их с жилищами. Помнят здесь и о «пятидесятниках»: у них было принято перед смертью давать человеку другое имя, и погребать единоверцы своих собратьев далеко не ходили: присыпали землицей на огороде или в погребке.
Самым распространенным на селе было старообрядчество. Хоронили своих старообрядцы «на отшибе» — неподалеку от сельского погоста. Детей держали в строгости, на корню пресекая интерес к пагубным привычкам.
Разное вероисповедание никогда не мешало сельчанам уважительно относиться друг к другу — главное, чтобы человек был трудолюбивый и совестливый. Сегодня в селе мирно сосуществуют православные, лютеране, мусульмане, буддисты и неверующие.
Первое упоминание о православном храме в этих местах выглядит в архивных документах так: 1711 год — «церковь деревянная ветхая», престол освящен в честь Рождества Христова. В 1934 году церковь села Синенькие была закрыта, здание использовали на расширение школы-семилетки.
С 2000-х годов в умах сельчан стала витать мысль о необходимости строительства нового храма. Тогда же жители познакомились с иеромонахом Анастасием (Денисовым), который проводил службы в храме соседнего поселка Сергиевский. Синеньцы стали организовывать встречи со священником на территории своего села: пасхальный молебен в Доме культуры, литию на Радоницу в часовенке местного кладбища, беседу батюшки с учениками и учителями в школе. Но вопрос о строительстве храма по-прежнему продвигался очень трудно.
В 2007 году иеромонах Анастасий был назначен настоятелем прихода, образованного в Синеньких. В 2016 году общине было передано нежилое здание, ранее принадлежавшее Саратовскому лесхозу и с 2009 года стоявшее заброшенным. Началась непростая и затратная работа по ремонту здания и его переустройству под храм.
Отец Анастасий — настоятель четырех храмов, находящихся на немалом расстоянии друг от друга, при этом два из них — строящиеся. Сложно уразуметь, как одному человеку может быть по силам такое служение. Однако благодаря молитвам и недюжинной энергии батюшки храм в Синеньких постепенно приобретает благообразный и благоустроенный внешний вид.
* * *
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина в Синенькие регулярно приезжают добровольцы епархиального миссионерского отдела — Валерий Кулагин и Дмитрий Пасечник. С ноября 2018 года они совершают здесь богослужения мирянским чином, в 2019 году к ним присоединилась певчая Ирина Большакова. По словам сельчан, это очень помогает поддерживать приходскую жизнь между приездами священника.
Раз в две недели по воскресным дням Валерий и Дмитрий появляются в храме. При себе у них рабочие рукавицы — оказать заодно посильную помощь на стройке. После службы миссионеры обедают с прихожанами, выслушивают их рассказы о жизни, стараясь ненавязчиво вкраплять в узор беседы христианские мотивы.
Валерий и Дмитрий с пониманием относятся к тому, что паства здесь в основе своей состоит из новоначальных. Перед службой стараются создать оптимистичный настрой: то покажут снимок радуги среди зимы, запечатленной при подъезде к Синеньким, то, оказавшись в прохладном храме, с улыбкой заявят: «Будем молитвой согреваться!», то привезут на Троицу кустистые ветви березы. За каждым богослужением — проповедь, в которой слово Божие иллюстрируется доступными житейскими примерами. Чувствуется, что служба эта — не только для Бога, но и для людей, как отклик на их чаяния. Так, например, по просьбе прихожан в богослужение включили особую совместную молитву о скорейшем строительстве храма Рождества Христова.
Миссионеры привозят в Синенькие духовную литературу и периодические издания — их дарят прихожанам. В октябре 2019 года они организовали для сельчан экскурсию в Саратов, на Воскресенское кладбище. А в преддверии освящения сельского храма предложили прихожанам «ликбез»: лекторий по содержанию Литургии и прочих богослужений.
Валерий и Дмитрий рассказывают, что сами воцерковились уже в зрелом возрасте — побудительная причина была у каждого своя. Они говорят о том, что стать христианином — значит не просто научиться соблюдать церковные установления. Это означает изменить свою жизнь внутренне до самых ее основ — стать людьми с иными глазами и новой душой. И это должно приносить свет и радость нашим близким — обязательно.
* * *
Строящийся храм требует соборной молитвы и трудолюбивых рук. Разные люди — порой малознакомые, приезжие — принимают участие в богоугодном деле. Но многие сельчане в храм не спешат. Причин тому много:
— Холодно у вас там, не комфортно!
— Зайду как-нибудь. Мне не всякий храм подходит. В Саратове во многих храмах побывала. В одном мне нравится, в другом — нет!
— Какой там у вас храм? Грязь одна! Приду, когда будет чисто!
— В церкву идти — деньги нести! Нет у меня лишних!
— Некогда мне, работаю я!
— Не решусь никак прийти! Вроде бы совсем уж собралась, а чего-то не пускает.
— У меня дома свои иконы и Бог в душе!
Православный писатель и священник Ярослав Шипов высказывается твердо: если говорят «у меня Бог в душе», это означает: нет там никакого Бога! В его рассказе «Лодки» есть интересное суждение о том, что в наши дни Господь по милосердию Своему каждому русскому роду дает хотя бы по одному верующему — как после кораблекрушения каждой беспомощно барахтающейся кучке людей по спасительной лодке. Сидящий в лодке человек протягивает руки тонущим собратьям, но тем не надо — «сами выплывем»! Что будет, «когда легкий бриз унесет все суденышки за край видимого горизонта, не останется никого, кто мог бы протянуть руку тонущему… Возможно, лодочки эти — наша последняя надежда, последний шанс».
Одна прихожанка по-доброму и с горечью заметила: «Спят Синенькие! Не проснутся никак».
Но всё же сплотилась вокруг храма небольшая община — группа взрослых женщин, готовых выполнять в любое время работу практически любой сложности, помогать друг другу молитвой. В чем-то им повезло больше прочих — у каждой из них в семье был кормчий с твердой рукой. Одну маленькой девочкой тетушка, монахиня в миру, на моления водила; у другой — покойная матушка верующей была; у третьей — в свое время прабабушка, молясь за весь род, совершила паломничество в Киев. Но то, останется ли человек в Церкви, станет ли живым ее членом, определяют, безусловно, не его предки, а он сам.
Не проторена еще дорога к дому Божию уверенной поступью сельчан, но упрямо вьется тропинка к блестящему на солнце небольшому куполу — будто ручеек, орошающий живительной влагой иссыхающие от губительного безверия русские души.
Газета «Православная вера» № 01 (645)