Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Умение любить
Просмотров: 3442     Комментариев: 0

Постараюсь рассказать о том, как восстанавливается старинная церковь Михаила Архангела в селе Лох Новобурасского района Саратовской области – и как там возрождается жизнь вообще. Это не совсем обычная история… Хотя вряд ли хотя бы одну из подобных историй можно назвать обычной. Ведь возрождение происходит вопреки всему, против течения всех нынешних процессов в нашей многострадальной сельской местности.

Лох как он есть

Село Лох, Саратовская областьЛох, он же Лог, он же – по местной церкви – Архангельское, был основан как сторожевая слобода в 1698-м году и заселен пахотными солдатами петровских времен; слобода вместе с другими должна была защищать центральную часть России от кочевников, приходивших из-за Волги, с юго-востока.

Деревянная Михаило-Архангельская церковь в селе стояла еще в 1752-м году. Со временем здание пришло в негодность, было разобрано и продано в другое село. Каменную церковь во имя Святого Архистратига освятили в 1872-м году. При ней действовала церковно-приходская школа на 60 крестьянских детей, со временем ее стало не хватать – открыли еще две земских (к вопросу о «темной и неграмотной» России царских времен). По данным 1911 года, в Логу проживало 5850 жителей; село было волостным, в нем работало семь водяных мельниц, маслобойка, кирпичный и поташные заводы.

После 1917 года Лох прошел все положенное, включая подавление «кулацкого мятежа». Михаило-Архангельскую церковь закрыли в 1926-м (по другим сведениям – в 1929-м) году и устроили в ней колхозный зерносклад. В 1950-х годах сняли купола и пытались с помощью тракторов снести колокольню, но не снесли, а только сломали.

Церковь во имя Архистратига Михаила в селе ЛохЛох стоит среди дивной природы – холмы, покрытые лесом, родники, речка Соколка. Даже сейчас, объезжая село на машине, удивляешься его расстояниям: оно по-прежнему большое, а вот населено редко, четыре сотни жителей осталось. Впрочем, по меркам нашей глубинки это не так плохо. В школе-девятилетке 39 учеников, и в этом году целых четыре первоклассника – об этом мне рассказывала Татьяна Алексеевна Резцова, учитель и по совместительству гид приезжающих в Лох туристических групп, коих немало, как ни странно это звучит. Турфирмы Саратова и области осваивают местный туризм. Но для того, чтобы село Лох стало для них привлекательным, кому-то нужно было потрудиться.

Ведь Лох на самом деле обычное село. У нас в Правобережье много таких – с красивой природой, богатой историей, руинами церквей и самыми туманными перспективами. Просто Лоху повезло. В нем как-то вдруг начали селиться люди, умеющие любить. Что любить? Родину. Это не пафос, это совершенно реальное состояние человеческих душ. И не о той любви речь, которая на словах, а о той, которая на деле.

Хорошо здесь быть

Александр Николаевич Кискин и его супруга Татьяна – архитекторы и жители городские. Но в Лохе у них домик… и храм, мимо которого Александр не мог ходить спокойно – ни как человек, ни как профессиональный архитектор.

Александр Кискин– Мы с супругой, всю жизнь просидев за кульманами, – рассказывает Александр Николаевич, – решили, наконец, что нужно менять образ жизни на более подвижный – и купили здесь, в Лохе, домик для жизни на природе, для прогулок по окрестностям. Сначала мы просто сюда ездили, потом зашли в храм, осмотрели все его разрушения и узнали, что это храм Архангела Михаила – а я родился в Михайлов день. К тому же архитектору очень тяжело просто вот так мимо развалин ходить. Ведь этот храм тоже архитектором создан. Архитектор размышлял, творил, он построил этот храм, а теперь – ни имени его мы не знаем, ни творение его не сохранили. И никому до этого дела нет. В селе 400 человек живет сейчас, а храм на 900 человек рассчитан. И что же, значит, обречен он? Неправильно это, совсем неправильно. И вот, все это вместе как-то нас накрыло, и мы приняли решение: восстанавливать. И в 2016-м году начали расчищать от кирпичей колокольню…

– Мы – это кто?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин посетил Лох– Это горожане, которые, как и мы, переехали сюда на постоянное жительство: Сушковы, Кислины. Это люди из ближайших сел, из Тепловки, из Новых Бурас. Приезжали помощники издалека, из Петербурга, Москвы, даже из Киева. Главная наша радость – то, что мы получили поддержку Церкви: отец Иоанн Ковач, настоятель новобурасского храма Покрова Пресвятой Богородицы и Дмитриевского храма в Тёпловке, постояннно нас опекает, агитирует тепловских и новобурасских жителей, чтоб нам помогали. И это очень ценно, потому что случаются ведь авралы среди недели – когда саратовские не могут собраться, они заняты на работе… И тут уж Любовь Ивановна из новобурасского прихода всех своих поднимает. И владыка Лонгин поддерживает нас, он совсем недавно был здесь у нас, в Лохе. По его благословению в нашем храме началась молитва, волонтеры миссионерского отдела совершают богослужение мирянским чином.

Кирпич, вытащенный тогда из внутреннего пространства сломанной колокольни, заполнял ее почти до половины; внутри храма тоже высился холм из кирпичей. Сейчас весь этот кирпич лежит огромной горой возле храма. С другой стороны – могила священника Константина Кассандрова, служившего в этой церкви до революции: она в свое время была совершенно заброшена и провалилась, а теперь обихожена, и крест на ней, и лампадка.

Если вы хотите принять участие в очередном волонтерском субботнике «на храме», то вам нужно позвонить Александру (номер есть на страничке в соцсети) и предупредить о своем приезде. Никакие автобусы в Лох не ходят, они ходят только до Новых Бурас. Хорошо, если у вас есть личная машина или друг-автовладелец, разделяющий ваши убеждения. Если же нет, Александр поможет вам связаться с кем-либо из волонтеров-ветеранов, располагающих транспортом. Форма одежды максимально рабочая, все остальное – на месте: перчатки, марлевые маски, спасающее от пыли, пластиковые очки, защищающие глаза от осколков кирпича и крошек сухого раствора, а также инвентарь. Краткий инструктаж по технике безопасности – и вперед.

Любовь Ивановна рассказывает гостям о храмеУ меня не хватило терпения на работу, которая считается здесь женской – очистку кирпичей обрушенной колокольни от сухого раствора, чтобы их можно было еще потом использовать. Зато, увидев новые несущие колонны, сложенные из очищенного старого кирпича, я прониклась невероятным уважением к женщинам, которые сидят кружком на солнышке за храмом, поют и кирками сбивают с допотопных кирпичей окаменевший раствор, а затем скребут каждый кирпичик железными щеточками и моют в ведре с водой.

Ну, а мы с Наташей Галкиной, кандидатом биологических наук, образовали из себя единую бетономешалку и щебеночный конвейер. Потом мы укрепляли старые алтарные колонны с помощью раствора и щебня под руководством архитектора Кискина; передавали по цепочке кирпичи и вывозили из храма на тележках их обломки. Наконец, подметали прогнивший дощатый пол: завтра в храме будет совершено второе уже богослужение мирянским чином. Первое – первое за 83 года! – совершено в этих стенах неделю назад.

Постепенно знакомлюсь со всеми. Андрей и Лена – супруги из Новых Бурас, казаки, то есть вполне официально заверстаны в казачье войско, у них трое детей. Елена – давняя моя знакомая из Саратова, педагог, постоянная прихожанка и с недавних пор – работник Христорождественского храма. Уже упомянутая здесь Любовь Ивановна, мастер очистки кирпичей – тоже учительница, директор воскресной школы Новобурасского Покровского храма.

Очистка кирпичей — женская работаМихаил Авилов, успешный саратовский предприниматель, человек, по его признанию, верующий, но пока не воцерковленный, отец пятерых детей. Спрашиваю – зачем вы приезжаете сюда, в Лох, каждую субботу и работаете?

– А не знаю... Хорошо мне здесь, вот и все.

Любовь ИвановнаКонстантин Нисман – скульптор, автор памятника основателям Саратова. На тот же вопрос отвечает еще короче:

– Ради Отца Небесного!

Михаил и Константин – в касках, они отвечают за опасные высотные работы. Сверху вниз летят традиционно выросшие на церковной крыше кусты и деревца. Храм уже перекрыт временной кровлей и защищен от дальнейшего разрушения.

На сортировке кирпичей стоит Василий Владимирович Сушков – военный человек, ракетчик, сейчас на пенсии, поселился с семьей в Лохе, работает в местной школе. У них с супругой два взрослых сына, а о том, что они удочерили еще трех девочек-сирот, я узнаю после нашего субботника – когда мы все вместе поедем на родник.

Обеденный перерывЗа время нашей работы к храму подъехали два автобуса с экскурсантами, а еще много подъезжало машин: молодые семьи с детьми, небольшие дружеские компании заходили в храм «просто посмотреть»:

– Да, специально приехали, нам сказали, что здесь церковь старая, и фрески сохранились… Но такую бурную деятельность здесь застать – никак не ожидали. Вы волонтеры? Каждую субботу работаете?.. Ну надо же, что в нашей жизни, оказывается, бывает, – удивляется Наталья, молодая мама из Саратова.

Из всей стенной росписи, сделанной артелью профессиональных храмовых художников, лучше всего сохранился Господь Вседержитель в куполе храма. Он смотрит вниз – прямо на нас, собравшихся наконец за обеденным столом, то есть за штабелем кирпича – за веселой братско-сестринской трапезой. Я все лучше понимаю Михаила: хорошо-то как, действительно, быть здесь…

Мельница, она ведь тоже живая

Деятельность патриотов Лоха (стало быть, и России) восстановлением храма не ограничивается. Здесь куда ни глянь – кто-то потрудился: придумал, очистил, смастерил, установил. После работы мы едем на Маров родник: вот так красиво его устроил и защитил упомянутый уже здесь Василий Владимирович Сушков, не один, конечно – помогала вся храмовая бригада. Купальню на роднике выстроил тоже Сушков – желающих окунуться в пятиградусную воду не убывает до глубокой осени. А этот оригинальный мост с плетеной крышей и лавочками придумали и сделали втроем – Василий Сушков, Дмитрий Афонин (друг села Лох, предприниматель, живет в Подмосковье) и Сергей Кислин. С последним познакомимся поближе. Он тоже отставной военный: семья Кислиных купила домик в Лохе в 2012-м году, чуть раньше, чем Кискины.

Первое, что привлекло их внимание в этом селе – полуразрушенная церковь, а второе – водяная мельница. Ветхая, покосившаяся, но все же уцелевшая водяная мельница на быстрой речке Соколке. Кислины – Сергей, Нина и их дочери Анна и Мария – решили, что бросить эту мельницу на произвол судьбы не имеют права.

– Она ведь тоже живая, эта мельница – как и храм, – говорит Сергей Алексеевич. – Горько, что такие памятники оказываются у нас бесхозными, никому не нужными, и погибают. Мы стали читать литературу о водяных и прочих мельницах, вышли на Московский государственный строительный университет, кафедру гидравлики и гидротехнического строительства, познакомились с профессором Валерием Валентиновичем Волшаником, специалистом по гидротехническим сооружениям и использованию водной энергии: о водяных мельницах он знает всё. Мы отправили Валерию Валентиновичу фотографии нашей мельницы, и он откликнулся, сообщил нам, что это редчайший случай: хоть и пострадали, но все же сохранились и здание, и основные механизмы водяной мельницы. Мельницы в России строились по-разному, для каждой местности были характерны свои технические решения, и это ведь необычайно интересно, это же история нашего народа. Наша мельница – техническое сооружение высокого уровня, она универсальна, удобна, с нею мог управляться один человек; это говорит об уровне жизни в селе того времени, о бытовой культуре живших в нем людей. Мы нашли документы, в которых подробно описывались все семь мельниц Лоховской волости: на них стояло дорогое импортное оборудование – вальцевые станки. Лох мог себе такое позволить!

Сергей КислинВалерий Валентинович помог нам не только как консультант – он по-настоящему загорелся этой идеей, и его студенты, приехав к нам из Москвы, разработали проект восстановления мельницы и мельничного пруда. Мы взялись за дело – и нас поддержало множество людей, мы не ожидали такой поддержки! После этого мы не могли уже позволить себе опустить руки и бросить начатое дело.

– Но кто же восстанавливал мельницу?

– Сначала это было чистое волонтерство, как и на храме: люди приезжали и работали. Первые пожертвования ушли на то, чтоб заменить прогнившие балки, вставить окна… А потом моя дочь Мария обратилась к губернатору Валерию Радаеву, который все время говорил о необходимости развития местного туризма. Валерий Васильевич отозвался, пожертвовал личные средства, это во-первых, а во-вторых – после обращения Марии нашей мельницей занялась власть.

Сейчас мельница отремонтирована, сохранена; она находится в ведении Центра развития туризма и краеведения Управления культуры и кино администрации Новобурасского района и превращена в своеобразный музей – автобусы подъезжают бесперебойно. Экскурсантам демонстрируют работы механизма мельницы, пуская воду.

После официального открытия мельницы как туристического объекта Мария Кислина создала долгосрочный проект «Деревня у водяной мельницы» и приняла участие в конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел» благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко. Обретенные таким образом средства позволили создать в местной школе творческую мастерскую «Лоховская АРТель»: для нее приобрели гончарный круг и муфельную печь, ткацкое и швейное оборудование

– Проект «Деревня у водяной мельницы» признан одним из лучших проектов за 2015–2018 годы. Благодаря ему у нас появилась туристическая навигация по селу, мы смогли обустроить родник, построить мост, который вы видели, организовать фотовыставку «Как молоды мы были» – о прежней жизни села. Принцип нашего единения – простой: каждый делает то, что может, а если не справляется – зовет на помощь других.

Лох, каким он… будет?

Неожиданную вещь, может быть, напишу, но люди, о которых я здесь рассказала, не возрождают старинное, петровских времен село, нет. Возродить село – значит возродить в нем сельхозпроизводство, это действительно тот базис, на котором должна развиваться надстройка – социальная сфера, образование, медицина, культура. В Лохе есть два фермера, оба справляются с хозяйством сами, семейными силами, не привлекая наемных работников; есть крупные сельхозпредприятия по соседству, там работает кто-то из местных жителей. Но того процветания, которое отражено в дореволюционных документах, нынешнему Лоху уже, конечно, не достичь, оно невозвратимо. В том виде, в котором оно существовало веками, русское село уже не возродится. Есть ли у него будущее? И если есть, то какое? Лично мне ответить на этот вопрос трудно. Но те люди, о которых я здесь рассказала, и другие, им подобные – они не дают нам всем о русском селе, о родной нашей земле забыть. И если надежда на будущее того же Лоха все-таки есть, то она – именно в этом: Лох, мы тебя не забыли, мы тебя любим, мы хотим здесь жить.

– Я спрашиваю тех, кто приезжает к нам в село, – говорит Сергей Кислин, – зачем вы сюда едете? Они сходу отвечают: посмотреть. Но посмотреть все это – мельницу, храм, родник – легко и вИнтернете, не выходя из дома. А приезжает сюда человек затем, чтобы здесь побыть. Сердце его просит именно этого.

Я уехала из Лоха, и, в силу обстоятельств, у меня пока нет возможности поучаствовать в очередном волонтерском субботнике. И я очень скучаю. И утешаю себя надеждой: раз зацепил Лох, раз почувствовала радость участия в добром деле, значит, непременно вырвешься туда еще раз.

Православие.Ru

Материалы по теме

Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Балашове не вдруг и найдешь среди обычных городских пятиэтажек, а на самом деле, он находится на своем историческом месте. Правда, лишь небольшую часть этого места занимает: остальная территория вряд ли будет в скором времени ему принадлежать, ведь на ней — и городская больница, и туберкулезный диспансер, и лицей. Единственное здание нынешнего монастыря, в котором и храм, и кельи сестер, и трапезная, и бытовые помещения — бывший дом священнослужителей монастыря дореволюционного

Просмотров: 3739
Комментариев: 0

Многие люди говорят, что, заходя в храм — даже заброшенный, полуразрушенный или перестроенный (в лучшем случае, отданный под клуб или музей, как это бывало в советское время) — чувствуют, что это совершенно особое место. Как обычное здание становится храмом? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

Просмотров: 3648
Комментариев: 0

Когда впервые слышишь словосочетание «церковный древлехранитель», воображение тут же рисует сухонького седенького старичка, корпящего денно и нощно над старинными манускриптами,— этакого Гэндальфа с архитектурной специализацией. Руководитель реставрационного отдела Саратовской епархии Алексей Клыков на волшебника из «Властелина колец» совершенно не похож, но когда слушаешь его истории про восстановление саратовских храмов, мысли о чудесах невольно возникают — пусть это и чудеса рукотворные

Просмотров: 3439
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3370
Комментариев: 0

Смотришь на это здание — и кажется, что оно было тут всегда именно в таком виде: с белыми окошками, свежевыкрашенными стенами, маленькой золотой главкой с крестом — органично вписывающееся в архитектурный облик Саратова. Да и как иначе — стоит оно на этом месте с 1880 года. Только вот последние лет двенадцать вид у здания был плачевный: черные глазницы выбитых окон, заколоченные старые двери, открытые и заваленные мусором подвальные входы, протекающая старая крыша. Оглядываясь назад, понимаешь, насколько невероятно то, что оказалось возможным вдохнуть новую жизнь в эти вековые и почти разрушенные стены

Просмотров: 3065
Комментариев: 0

Люди, которые восстанавливают разрушенные, поруганные храмы, не имея ни больших средств, ни особых связей, только за счет собственного упорства, только на чувстве долга… Они есть сегодня в России, слава Богу. Побеседуем с одним из них — уроженцем Саратова, историком, автором книг о священномучениках ХХ века, научным руководителем проекта по популяризации наследия Поместного Собора 1917–1918 годов, главой Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александром Мраморновым

Просмотров: 6301
Комментариев: 0

О своей поездке в село Подгорное Воскресенского района рассказывает основатель и автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова. В этом селе супругам Пиуновым удалось не только полюбоваться видами и сфотографировать старинный храм, но и выведать у старожилов легенду о спрятанных церковных реликвиях, которые до сих пор ищут охотники за кладами

Просмотров: 3850
Комментариев: 0

В одном из прошлых номеров мы рассказали о проекте «Некраеведы» и о его создателях — молодых супругах из Саратова, по собственному интересу и доброй воле посвящающих свои выходные поездкам в отдаленные села Саратовской области. Там Максим и Юлия Пиуновы фотографируют старинные храмы и сельские пейзажи, разговаривают со старожилами, записывают интересные исторические подробности и человеческие истории, которые им удалось узнать. Так они пытаются запечатлеть для потомков то, что сами называют уходящей красотой. Сегодняшняя история, которую они поведали в своем материале, без сомнения, трагическая, хотя и осталась в ней неразрешенная загадка. Но чем больше таких историй и судеб будет открываться нам, тем полнее будет портрет Русской Церкви в ХХ веке — со всеми оттенками боли и разрушения, которые ей пришлось пережить в годы гонений

Просмотров: 3382
Комментариев: 0

Герои нашей сегодняшней публикации — Максим и Юлия Пиуновы — авторы семейного историко­-культурного проекта «Некраеведы». В выходные дни они ездят по разным уголкам Саратовской области — посещают села, деревни, поселки и городки, чтобы «прикоснуться к уходящей старине». Взяв в дорогу камеру и диктофон, они находят интересные, исторически значимые места и делают о них репортажи, которые потом размещают в социальной сети «ВКонтакте»

Просмотров: 3804
Комментариев: 0