+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Калмантай: сделай все, что можешь, чтобы остальное сделал Бог
Просмотров: 3636     Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык».

Покровский храм в Калмантае (разрушен)Бревенчатую калмантайскую церковь с высокой колокольней видно издали. Бревна темные, вековые; окна в синих рамах, старые березы отражаются в стеклах. Местный житель Денис взбирается по лесенке на колокольню; большое, но порядком запустевшее уже село среди холмов, поросших березняками и ельником, оглашает воскресный звон.

История храма в Калмантае не совсем обычна. Он был выстроен в 1899 году как церковь-школа: половину здания занимал храм, а другую — классы, в которых учились деревенские дети. Но чувашский Калмантай (Колмантай, Коломантай) в конце XIX — начале ХХ столетия был селом не маленьким. По данным 1914 года в нем насчитывалось 512 дворов и почти три тысячи взрослых жителей. Церковь-школа не вмещала всех молящихся, и потому к 1912 году в селе возвели новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже бревенчатый; а старый продолжал действовать исключительно как школа.

После революции новую церковь закрыли и через некоторое время раскатали по бревнышку, а вот старая уцелела — именно потому, что в ней школа оставалась и в советские годы тоже. Ту часть, где теперь молятся и причащаются православные калмантайцы, занимал актовый зал, а в алтаре стояли парты. Бывшие ученики этой школы помнят немолодую верующую женщину, уборщицу: «Она нас просила: ребятки, не хулиганьте в этом классе, это же самое святое место в церкви».

До недавнего времени богобоязненные калмантайцы ходили пешком (всего-то три километра) в соседнюю Ульяновскую область, в Никольскую церковь села Илюшкино: многие из них именно там научились петь на клиросе, читать, пономарить, звонить. И это пригодилось потом, когда назрел вопрос об открытии собственного храма в Калмантае.

Мне не раз приходилось удивляться сплоченности и организованности, которую проявляют подчас жители отдаленных сел — не только чувашских, конечно, хотя чувашам и другим «малым народностям» это особенно присуще. Мы, горожане, уже почти разучились делать что­то вместе, не по указу сверху, а по общему сердечному порыву: мы разобщены и не доверяем друг другу. А вот в маленьком Калмантае все было иначе.

Летом 2016 года, когда выяснилось, что завтра в соседнем (25 километров) Черкасском будет служить правящий архиерей, владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский. — Ред.), калмантайцы тут же решили: написать прошение, собрать подписи и ехать к Литургии в Черкасское. Подписалось едва ли не все село, делегация уместилась в двух машинах. Совершив Литургию в Знаменском храме Черкасского, Владыка вышел на проповедь…

— И тут свекровь моя, Анна Ивановна, говорит: «Владыка, мы из Калмантая к Вам с челобитной!». Владыка выслушал нас и сразу решил прямо из Черкасского ехать к нам в Калмантай. Мы даже растерялись от такой неожиданности, — рассказывает учительница Ирина Васильевна Милютина.

Можно предположить: владыка Лонгин откликнулся потому, что сразу увидел перед собой людей, готовых не только просить, но и делать. Да и просили-то они всего лишь архиерейского благословения и духовной поддержки; во всем остальном рассчитывали на собственные силы. Правда, план у них тогда был совсем не тот, что реализовался впоследствии: в храм земляки собирались превращать здание бывшего сельского магазина. Но владыка Лонгин, ступив на калмантайскую землю, сразу обратил внимание на необычный, явно старинный и хорошо сохранившийся бревенчатый дом: «А это что?» Ныне покойный Василий Андюков, местный краевед, знаток чувашской культуры и народных ремесел, объяснил митрополиту, что здесь некогда была церковь и школа. Владыке сразу захотелось войти, посмотреть — и Ирина Васильевна побежала за ключами…

В здании на тот момент по-прежнему располагалась школа, но немногочисленным калмантайским детям было где заниматься, и вопрос с передачей помещения приходу решился мирно.

А потом в Калмантае наступило особое время, которое долго еще будут вспоминать и о котором будут рассказывать: время обретения храма, время его возрождения.

— Головокружительным образом все происходило — по благодати Божией, не иначе, — говорит супруг Ирины Васильевны Игорь Анатольевич Милютин, профессиональный строитель. — Люди трудились до полуночи, радостно, с шутками, смехом… Когда разобрали перегородку и стали менять полы там, где раньше был класс, мы обнаружили фундамент под престол храма. И именно на этом фундаменте сейчас престол стоит.

— Нам самим не верится, что мы смогли такую работу сделать за каких­то два месяца, — дополняет Ирина Васильевна, — разбирали перегородки, печки, полы, выгребали, отмывали, красили… А бабушки наши каждый день приходили в храм и прямо среди ремонта вместе молились, читали акафисты. Как было трудно… И как было хорошо!

Освятить храм именно в честь образа Пресвятой Богородицы «Всецарица» предложил владыка Лонгин. Перед первым молебном в возрождаемом храме калмантайцы поехали на епархиальный склад за утварью — и там их встретила большая храмовая «Всецарица», стоившая 45 тысяч рублей. Сочтя это Божиим знаком, община собрала необходимую сумму  за один вечер. Образ Всецарицы сейчас пребывает в храме. А рядом с ним — старинные иконы из той, разрушенной Покровской церкви, спасенные прихожанами.

Конечно, ремонт денег потребовал немалых, но они всегда почему-то находились. Сельчане жертвовали сами — кто сколько мог; кто-то отдавал весьма значительную сумму — это говорит о том, что земляки доверяли друг другу. Большую помощь ремонту оказал глава местного КФХ Николай Недерев; он, его племянник Петр, Николай Ембеков и Игорь Милютин удостоились наград правящего архиерея. А воспитатель детского сада Елена Федоровна Яндутова обеспечила односельчан, занятых на ремонте, горячим питанием...

Отец Артемий с прихожанамиНу а если предстояли крупные траты — например, колокольный ансамбль — калмантайские чуваши ехали в Чебоксары и там находили состоятельных жертвователей, готовых поддержать диаспору. Кстати, временную звонницу для колоколов смастерили за один день. Сейчас ее используют как красивую беседку, а над храмом поднялась настоящая колокольня из бревнышек.

— И эти скамеечки, резные киоты, аналои, крест и голгофу для Распятия — все сделали своими руками и совершенно бесплатно, — улыбается настоятель калмантайского прихода священник Артемий Перепелицын, — недавно понадобилось вставить пластиковые окна — тоже без проблем, достаточно было попросить: мужики собрались и за один день установили.

По словам отца Артемия, не каждого из этих мастеров на все руки назовешь постоянным прихожанином: кто­то заглядывает в храм изредка, но в помощи все равно не откажет, потому что в эту церковь ходит его мама, или жена, или теща с тестем, и он делает — для своих: чувашам свойственно такое отношение к семье, родне, роду.

Отец Артемий — человек еще молодой; вырос в семье военного летчика, принявшего священный сан: священник Владимир Перепелицын служит сейчас в Покровской епархии. А его сын здесь, в Калмантае — с 2017 года. Супруга отца Артемия Дарья — учитель русского языка и литературы, работала в местной школе, теперь в декрете — младшему из двух сыновей, Луке, всего год.

— Отец Артемий, что самое трудное в служении священника в отдаленном и, прямо скажем, умирающем селе? Не тоскливо ли вам здесь, вдали от привычной среды, от друзей, от благ городской цивилизации? Не боитесь ли вы душевного выгорания, усталости?

— Тосковать нам некогда; особых трудностей у нас пока не возникло, все идет своим чередом. Главное — когда я стою у престола, я всегда знаю, что за моей спиной стоят люди. А что касается выгорания — не знаю, может быть, эта проблема и есть, но, мне кажется, если священник искренне верит и служит Богу, если он — не в себе самом ищет недостающие силы, а просит помощи именно у Него — Божия благодать восполнит его немощи. В тайносовершительной молитве, которая входит в чинопоследование рукоположения, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи…».

А мне думается: да, Божест­венная благодать восполняет ограниченность наших человеческих возможностей, она творит чудеса… но не всегда, а лишь тогда, когда мы сами делаем все, что можем. Недаром говорят: сделай все, что можешь, чтобы Бог сделал остальное.

 Газета «Православная вера», № 22, ноябрь 2020 г. 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 296
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 2140
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 2498
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 5969
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 9941
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 9093
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 9101
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 8660
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 1835
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 1145
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 1249
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 1173
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 1251
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 1339
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 1255
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 1882
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 1710
Комментариев: 0