Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Липовские рубежи полковника Макейченко
Просмотров: 4519     Комментариев: 1

Наш сегодняшний адрес – село Липовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Оно тонет в цветущих травах, пахнет земляникой и крепким боровым грибом, гудит пчелами, журчит родниками. «Красота у вас тут какая! Просто рай!..» – «Да?.. А мы привыкли и как-то не очень замечаем».

Заметить красоту родной земли, вспомнить и еще раз пережить ее богатую, непростую историю, принять это как наследство, Самим Богом тебе вверенное, сохранить, развить, приумножить. Исцелить те раны, которые можно еще исцелить, помочь тем, кому сейчас необходимо помочь…

Для кого – красивые слова, а для кого – образ жизни.

Александр Васильевич МакейченкоЛиповка основана в 1736 году Иваном Семеновичем Алмазовым, петровским капитаном, командиром роты; а экскурсию по ней для нас с вами сейчас проводит – полковник. Полковник танковых войск, бывший военный советник в Сирии Александр Васильевич Макейченко – родом не местный: он поселился в Липовке с семьей – супругой Ольгой, дочерью Ольгой и сыном Александром – по завершении службы. Хотелось наконец тишины, грибов, рыбалки…

Всего этого у семейства Макейченко теперь в достатке: и грибы на столе не переводятся, и рыба клюет, и пасека своя, и сад. Но не ограничился этим Александр Васильевич. Заинтересовался историей Липовки и окрестных сел. Стал расспрашивать старожилов, потом вместе с дочерью засел в областном архиве. Параллельно начал собирать по чердакам и чуланам, по нежилым уже избам старые вещи. Появились единомышленники из местных, работа потихоньку закипела. Родился Липовский народный краеведческий музей.

Сейчас музей занимает большое помещение в сельском доме культуры, и чего в нем только нет. Вот деревянная ступа с пестом, вот корчаги – глиняные горшки, вот прялка с целым набором гребней для расчесывания пряжи, крестьянская конская упряжь, деревенский ткацкий станок, паровые и угольные чугунные утюги, колодки для валенок, керосиновые фонари… Кирпичи местных дореволюционных заводов – каждый со своим заводским клеймом. Станок для отливки калош – представьте себе, – изобретенный местным техническим талантом в конце XIX века. Легендарная швейная машинка «Зингер». Предметы, найденные на развалинах помещичьих усадеб. Витрина «Церковь» – ветхие церковные книги, иконы позапрошлого века, нательные кресты. Фотографии, старые газеты, выписки из архивных документов. Отдельный раздел – Великая Отечественная: липовские воевали со славой, 120 человек вернулось в село, 227 не вернулось. Уроженцы Липовки – летчик-истребитель, Герой Советского Союза Иван Сытов и подполковник-артиллерист Петр Бакин, его именем названа центральная площадь Липовки.

– Последний из местных уроженцев, кого мы нашли, – красноармеец Куксин Дмитрий Артемьевич, 1909 года рождения, связист 1319-го полка 185-й стрелковой дивизии, четырежды ранен, дважды тяжело. Награжден двумя орденами Славы III степени. И никто не знал о нем ничего! – рассказывает Александр Васильевич.

Липовский народный краеведческий музейНа каждом экспонате – бирочка с его историей. Не одна сотня здесь таких бирочек: «Валентина Петровна постаралась», – говорит Александр Васильевич. Заведующая местным детским садиком Валентина Кузина (мы еще зайдем к ней в гости) – главный наборщик и распространитель книги «Откуда есть пошла земля Липовская». Дочь Александра Васильевича Ольга Белоусова – главный редактор книги. Сейчас команда полковника Макейченко готовит второй том, а первый сделан капитально, тиражом 100 экземпляров, заказан в хорошей типографии – и весь уже разошелся. Материала же собрано, по словам Александра Васильевича, на пять томов.

Наша экскурсия по обычному-необычному российскому селу продолжается. Вся Липовка, благодаря моему экскурсоводу и тем, кто его поддерживает, превратилась в музей собственной истории.

Во многих ли наших селах стоят памятники землякам, участвовавшим в Первой мировой войне? В Липовке такой памятник есть – с полным списком имен. И есть памятник (или, как выражается наш спутник по Липовке, памятный знак) женщинам – трактористкам Великой Отечественной, тем, кто заменил ушедших на фронт мужчин: колесо трактора марки «Универсал». Памятный знак стоит на месте последней деревенской кузницы. Такие же знаки напоминают о неофициальном делении большого дореволюционного села на части: «Мендова сторона» (владение помещика Александра Менде), «Углицкий конец», «Рябов конец».

Последней в Липовке помещицей была Вера Николаевна Ростовцева (1875–1966) – сестра милосердия русско-японской и Первой мировой войн, а потом, на протяжении всех советских лет, – просто неприметная медсестра. Память о ней – особая забота патриотов Липовки. В упомянутой выше книге подробно рассказывается о роде Ростовцевых; стенд, посвященный им, есть в музее. Портрет Веры Николаевны размещен на стелле памятника женщинам – участницам войн: тут же полный список липовчанок, прошедших Великую Отечественную.

Свято-Ильинская церковь в ЛиповкеМы с Александром Васильевичем и его верным помощником Андреем Агаревым стоим у поклонного креста на месте Христорождественского храма. Уже в 1738 году Иван Алмазов построил в Липовке деревянную церковь в честь Рождества Христова: в архиве найдено прошение капитана о прикреплении этой церкви к ближайшему уездному городу Петровску. Впоследствии деревянная церковь сгорела, и в 1835 году участник войны 1812 года местный помещик майор Пармен Владыкин построил каменный храм в честь Рождества Христова с приделами во имя святого пророка Илии и великомученицы Варвары. В 1930-е годы храм разрушили. И очень долго после этого в Липовке храма не было. Не было бы, скорее всего, и сегодня, если бы люди сами за это дело не взялись.

В 2011 году администрация села отдала общине верующих пустующий сельский магазин. В августе 2014 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил великое освящение Ильинского храма в Липовке. Меж двумя датами – три года каждодневного труда, включая, конечно, доставание денег.

«У меня было правило, – говорил мне полковник Макейченко вскоре по освящении храма, – ни дня без вбитого гвоздя. То есть – ни дня не должно пройти у меня так, чтобы я хоть на шаг не сдвинул строительство». Помогали товарищи по прежней службе, доверявшие Макейченко как офицеру; помогали местные фермеры, живущие далеко не жирно, однако выделявшие что-то из своих доходов; наконец, помогали местные жители, те, кто был готов сделать что-то своими руками и бесплатно. Липовские мастера Евгений Тишин и Евгений Кузин украсили иконостас и оклады икон деревянной резьбой. Уютная получилась церковка – и очень русская, здешняя, лесная.

Андрей Агарев показывает мне старинные – не один им, наверное, век – Четьи-Минеи, принадлежавшие его прадеду – приходскому старосте Рождественской церкви Ивану Курышову, репрессированному в 1930-х: семья Агаревых передала эти книги в церковь. Фамилия Светланы, дежурящей сегодня «на свечках», – тоже Курышова, хотя с Андреем они не родственники.

Светлана Курышова– Чем вы вообще занимаетесь, Светлана?

– Детей воспитываю. Шестеро приемных у нас с мужем: пять мальчиков, одна девочка. Своих-то двоих мы уже вырастили, им за тридцать.

– Как же вы решились? В позднем уже возрасте…

– Как решились? Не знаем! Не обязательно же детям расти в детских домах.

Оказывается, среди приемных детей супругов Курышовых – три родных братишки, их мама живет в этом же селе, она лишена родительских прав. Один из мальчиков нуждается в особом подходе и учится в коррекционном интернате в райцентре: в понедельник мама (то есть Светлана) отвозит его на маршрутке (своей машины нет) в Карабулак, в пятницу забирает. Но сейчас-то каникулы.

– Сложнее вам с приемными, чем с родными было?

– Одинаково! А чем они отличаются? Дети – всегда дети.

– А выживаете-то чем, кроме опекунских выплат?

– Хозяйство у нас большое, пасека.

– Смотрю на вас, Светлана, и вижу: как бы трудно вам ни пришлось, вы не пожалеете, что взяли детей.

– Нет! Никогда не пожалею. Никогда…

Ольга МакейченкоМожет быть, это как-то особенно присуще жителям Липовки?.. У самого полковника Макейченко два приемных внука и внучка. Илюшу, Володю и Владу (Владиславу) взяли к себе его зять Сергей и дочь Ольга. Скоро они все приедут к бабушке с дедушкой. Будут бегать по лугам, исчезая в высокой траве, купаться в прудах, собирать грибы, ходить с дедом на рыбалку – благо проснуться на рассвете для мальчишек не проблема. В сентябре мальчики пойдут в школу – здешнюю, Липовскую: так хотят их родители. Владе до школы еще год, но она тянется за братьями, занимается на равных с ними.

– Когда дети здесь, времени на себя у нас уже не остается, – улыбается Ольга Николаевна, супруга полковника Макейченко, бабушка.

По двору бродят три внушительных пса – Кудрик, Пуша и Верный – и при них еще маленькая собачонка. Оказывается, все они – найденыши, пропадавшие, подобранные.

Прошу Александра Васильевича рассказать о службе в Сирии – зная, как дорога ему эта страна, как переживает он происходящее в ней. Сирию они с супругой проехали всю, не раз были и в Маалюле, и в Пальмире…

– Тяжело вам было услышать, что они разрушены?

– Их восстановят, – уверенно отвечает Александр Васильевич, – это же древние святыни: Сирия – страна, в которой начиналось христианство.

Он рассказывает о Сирии как об удивительно доброй, приветливой, веротерпимой стране, где люди умеют уважать друг друга, несмотря на различия, – и не приемлют крайностей:

В Пальмире– А к русским там отношение совершенно исключительное – и тогда уже было, а сейчас, когда мы не бросили их в беде, – тем более. В чем заключалась наша служба там? Мы помогли создать танковую дивизию президентской гвардии, оснастить ее техникой, мы обучали сирийских бойцов. Это была кропотливая работа: у арабов свои представления, они не всегда понимают, что такое воинская дисциплина. Но эта дивизия очень хорошо проявила себя, когда началась война, она не предала президента Асада, сражалась до конца. Сирийцы не хотят, чтобы кто-то извне учил их, как надо жить. Но они благодарны за помощь, за братское отношение.

О чем мы еще не рассказали? О родниках. Их в Липовке много, каждый с недавних пор обустроен и освящен – в честь Иверской иконы, во имя святителя Луки Крымского, во имя блаженной Матроны…

Как подвести итог?

Мне кажется, сейчас настало время ответить на вопросы: любим ли мы Россию, и если да, то что это значит – любить ее?

После архиерейского богослужения в Свято-Ильинском храмеБлагодаря моей работе и пребыванию в Церкви я нередко встречаю людей, которые – не речи произносят, нет, а любят свое Отечество на самом деле. На деле, вот именно. Дела об их любви свидетельствуют, а не слова.

Из авторского предисловия к книге «Откуда есть пошла земля Липовская»:

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет.

Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее».

Кроме сельских даров – земляники, сушеных грибов, заварки из луговых трав – увожу из Липовки вот эту вполне реальную веру. Если есть такие люди, верить в будущее можно. А точнее, не верить нельзя.

«Православие.ru»

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2159
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3886
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2597
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4132
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4579
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5776
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7963
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12174
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11194
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11520
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10806
Комментариев: 0

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3328
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3704
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3352
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4295
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3358
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3403
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4565
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3805
Комментариев: 0