Что такое доброта? Это свойство души, не позволяющее остаться равнодушным при виде беды другого человека, готовность быть рядом, когда это необходимо, помогать словом и делом, если в том есть нужда. Нам всем хотелось бы, чтобы нас окружали именно такие люди, чтобы в мире добрых людей было как можно больше. И конечно, мы бы хотели, чтобы такими были наши дети. Но как человек становится добрым? Это врожденное качество или его можно привить? Об этом накануне Всемирного дня доброты, который отмечается 13 ноября, мы поговорили со священником Ярославом Коздринем, духовником Покровской православной гимназии.
Когда быть недобрым — неприлично
Покровская гимназия — не обычная школа. Внешне в ней все привычно: классы, уроки, педагоги, домашние задания, но жизнь этого образовательного учреждения вписана в церковный календарь, и главный Учитель здесь — Христос. Ученики с начальных классов усваивают, что они ходят перед Богом. Они знают, что все тайное становится явным: можно скрыть некрасивый поступок от родителей и классного руководителя, но о нем знает Господь. И это знание, безусловно, формирует определенную среду, которая, в свою очередь, оказывает влияние на характер маленького человека.
— Наши дети, конечно, как и любые другие, могут рассердиться, обидеться, сказать резкое слово, но любая конфликтная ситуация для нас — это повод вспомнить о том, что в каждом человеке есть образ Божий, и задуматься: как же можно оскорбить одноклассника, если тем самым мы можем оскорбить Самого Бога?.. Поэтому конфликты, если и случаются, протекают гораздо мягче, чем в обычной детской и особенно подростковой среде, — говорит отец Ярослав Коздринь. — В гимназии дети знают, что такое «прилично» и что такое «неприлично». Неприлично быть грубым, неприлично высмеивать особенности другого человека и, конечно, неприлично не помочь в трудной ситуации товарищу. Если обобщить, то гимназия — это территория, где неприлично быть недобрым. Рано или поздно это становится навыком, и даже если к нам приходит ребенок, в котором нет врожденной доброжелательности, или обстоятельства жизни сделали его характер «колючим», в атмосфере добра и взаимовыручки он оттаивает и меняется. Так что доброту можно и нужно прививать.
Доброта без дел мертва
Особенность доброты в том, что она не может быть только на словах или в ощущениях — она проявляется в действиях. Перефразируя известное выражение, доброта без дел мертва. И в гимназии большое внимание уделяется тому, чтобы ученики имели возможность свои добрые чувства реализовать.
— Творческие занятия, навыки, которые дети получают в кружках, — это не самоцель. Все это имеет значение, только если ребенок имеет возможность послужить своими талантами людям, — поясняет отец Ярослав.
Познакомить детей с примерами жертвенного служения и приучить их к делам милосердия призваны многие проекты, в которых участвует образовательное учреждение. Так, проект «Святые маяки русской истории» был посвящен новомученикам. В частности, педагоги говорили с детьми о подвиге преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны (Романовой), на ее примере дети видели, что значит бескорыстно и беззаветно служить людям.
Гимназисты, участвовавшие в проекте «Отрада», каждый год на Светлой седмице выезжали в дома престарелых, где показывали пожилым людям концерты и дарили им подарки, сделанные своими руками. Переоценить значение этих встреч трудно. Для пожилых людей, коротающих осень своей жизни в уединении, общение с детьми — как глоток свежего воздуха. В свою очередь ребята, видя, какой немощной и печальной может быть одинокая старость, получают некую установку: жить надо так, чтобы не растерять близких.
Добрые отношения у Покровской гимназии сложились и с Центром социальной помощи женщинам в трудной ситуации «Семья». Гимназисты — частые гости в этом учреждении. В нем временно проживают люди, которым на этом этапе жизни очень нужны не только материальная и юридическая поддержка, но и доброе слово, улыбка.
— Много совместных мероприятий у нас проходит с организациями, которые занимаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, — добавляет отец Ярослав. — Это общение воспитывает в наших учениках уважительное отношение к тем, кто от них отличается умственно или физически.
Ну и, конечно, без участия гимназистов не обходится широко известный проект Покровского храма по изготовлению тактильных книг: дети вместе с родителями участвуют в создании уникальных учебных и развивающих пособий для слепых и слабовидящих детей.
Доброта — это ответственность
Лучше всего дети усваивают что-то, беря пример со значимых взрослых. И в этом смысле педагоги Покровской гимназии дают своим ученикам уроки доброты, которые западают в душу на всю жизнь. Несколько лет назад с одним из учеников гимназии случилась беда — у него умерла мама. Мальчик остался круглым сиротой, поскольку семья была неполной. Единственный родственник ребенка жил в одном из отдаленных районов области. Переезд к нему в последние годы обучения ставил под сомнение возможность успешного окончания учеником школы и его дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. И тогда роль опекуна взяла на себя классная руководительница мальчика Анастасия Юрьевна Мальцева. Она подключалась ко всем вопросам, которые десятиклассник не мог решить самостоятельно, помогала с учебой, поддерживала своего ученика в этот эмоционально тяжелый период. И он справился со всеми испытаниями, закончил школу с золотой медалью, поступил в университет на ту специальность, о которой мечтал. Сейчас он живет самостоятельно, прочно стоит на ногах. И у него есть очень важное знание: для учителей гимназии он остается не чужим, они радуются его успехам и готовы помочь ему в трудностях.
Можно было бы еще долго перечислять примеры того, как в гимназии воспитывают в детях навык деятельного участия и сострадания, но на самом деле достаточно хотя бы раз увидеть гимназистов на богослужении в Покровском храме. Нельзя не обратить внимание на то, с какой заботой старшие опекают младших, как помогают им справиться с естественной для непоседливых малышей усталостью от долгого неподвижного стояния, как помогают одеться, как тактично проявляют необходимую строгость, если надо утихомирить разыгравшихся шалунов. Что это, если не доброта в действии?
Все мы стремимся вернуться туда, где нам было когда-то хорошо. И в этом смысле то, что в гимназию возвращаются в качестве педагогов ее выпускники — лучшее доказательство того, что добрые семена, посеянные здесь в детских душах, дают добрые плоды.
Покровская гимназия в цифрах
Сейчас в гимназии обучаются 197 учеников с 1 по 11 класс, из них 65 детей из 38 многодетных семей.
За восемь лет работы гимназии 16 выпускников получили аттестаты особого образца (с отличием) и медали «За особые успехи в обучении», трое детей награждены Нагрудным знаком главы муниципального образования «Город Саратов» «За особые успехи в обучении», один ученик удостоен награды «Почетный знак Губернатора Саратовской области "За отличие в учебе"».
В гимназии 34 сотрудника, из которых: три Почетных работника общего образования РФ, один кандидат филологических наук, один педагог является Лауреатом конкурса «Православный учитель 2016», два педагога стали победителями регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
Большинство выпускников 11 классов проходят на дальнейшее обучение в вузы в соответствии с выбранными направлениями. Трое выпускниц обучаются в высших учебных заведениях Москвы, шесть выпускников учатся в СПДС.
Газета «Православная вера», № 21, ноябрь 2020 г.