185 лет назад в нашем городе был основан Саратовский Мариинский институт благородных девиц. В нем обучались девушки дворянского сословия. Прошло почти два столетия, система образования существенно изменилась. О том, какие элементы прошлого удалось сохранить в православном образовании, мы поговорили с теми, кто сегодня сеет разумное, доброе, вечное в детских душах.
Мариинский институт давал воспитанницам довольно обширные знания. Изучались русский, французский и немецкий языки, математика, география, история, естествознание, физика, космография и педагогика. Из искусств — рисование, рукоделие, хоровое пение, гимнастика и танцы. Несмотря на серьезную учебную нагрузку по естественным и гуманитарным наукам, большое внимание уделялось духовному образованию. Девушки изучали Закон Божий, читали Евангелие, Псалтирь. Воспитанницам прививались такие христианские добродетели, как кротость, смирение, послушание, любовь к Богу и ближнему. Всего за время существования института было выпущено около 1200 девушек. Некоторые потом получали высшее образование, другие трудились в качестве учительниц, медсестер.
Институт благородных девиц был закрыт в 1918 году, но и сегодня в этих стенах слышны детские голоса. В комплексе зданий, принадлежавших институту, сейчас располагается средняя школа № 95, а по соседству с ней — детский развивающий центр «Колосок», который является неотъемлемой частью прихода саратовского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В Саратовской епархии есть все условия для непрерывного православного образования с дошкольного и до студенческого возраста, и «Колосок» — начальное звено этой системы.
Центр открылся в 2012 году. Первоначально это была дошкольная группа воскресной школы храма, которая потом выросла в студию, где родители вместе с детьми собирались на общеразвивающие занятия. Позже появилась группа неполного дня, которая со временем преобразовалась в полноценный детский сад. Но студия тоже осталась, став своеобразной ступенькой для детского сада — сюда по-прежнему приходят на занятия малыши. Кроме того, в «Колоске» ведется большая кружковая работа. Центр занимается еще и социальной деятельностью. При нем действует пункт приема детских вещей, проводятся благотворительные акции в помощь многодетным и нуждающимся семьям.
«В воспитании главное — научить маленького человека быть христианином, — говорит настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и директор центра «Колосок» протоиерей Алексий Абрамов. — Это, на мой взгляд, помогает раскрыть человека как личность. Если говорить о традициях женского духовного образования, которые мы продолжаем, то именно в детском саду девочки приобретают первый опыт духовной жизни. Молитва, участие в церковных таинствах, знакомство с библейской историей, житиями святых позволяет им осознать себя христианками. Здесь юные воспитанницы учатся любить Бога, родителей, друзей».
Преподаватели «Колоска» уделяют большое внимание и развитию умственных, физических, творческих способностей. Но как бы ни был одарен ребенок в спорте или искусствах, главное — быть хорошим человеком, а это невозможно без нравственной основы.
«В нынешнем мире много того, что растлевает душу человека, особенно неискушенную, доверчивую детскую, — продолжает отец Алексий. — Сегодня девочкам даже не надо выходить на улицу, чтобы попасть в дурную компанию. Все злое и грязное можно получить “с доставкой на дом” через социальные сети. Единственная защита от разрушающего внешнего влияния — крепкая вера в Бога и формирование в душе ребенка духовных и нравственных норм. Радостно, когда родители поддерживают нас в вопросах воспитания, когда мы с ними идем одной дорогой».
В детском развивающем центре «Колосок» обучаются девочки не только из верующих семей. По словам отца Алексия, довольно часто невоцерковленные родители отдают на занятия своих детей, понимая, что здесь ребенка научат правильным ценностям. Но со временем интересные уроки и совместная молитва приводят к Богу не только юных воспитанниц, но и их пап и мам.
Неудивительно, что выпускницы центра «Колосок» нередко становятся учащимися Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского. Главное отличие гимназии от общеобразовательной школы — наряду с привычными предметами здесь изучаются основы православия.
«Православная гимназия сегодня, наверное, единственное место, где ученики в рамках школьной программы изучают Закон Божий, — говорит директор Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Ярослав Коздринь. — Смысла этот предмет не утратил, он точно так же важен, как и 200 лет назад. Задача педагогов — донести до детей эту значимость и помочь сохранить благоговейное отношение к духовной составляющей обучения на все годы учебы в гимназии».
Бытует мнение, что нынешние девушки не похожи на тех, что учились в Институте благородных девиц. Им не интересно то, что занимало их сверстниц два века назад. Да и цели у воспитания сегодня иные. Так ли это?
«Сегодня девочек часто воспитывают как принцесс, но это не значит, что сами девочки стали другими, — говорит педагог дополнительного образования гимназии, руководитель детского объединения “Светлица” Образовательного центра по развитию детского и юношеского творчества при Саратовской духовной семинарии Светлана Валерьевна Белоногова. — Я много лет работаю с детьми и вижу, что заботы и переживания у всех поколений одни и те же. Девчонки всё так же любят наряды, секретничают, влюбляются, учатся дружить. От природы девочки скромны, даже застенчивы. Они играют в дочки-матери и верят, что встретят того единственного, который будет любить их всю жизнь. Но когда родители начинают воспитывать дочерей так, будто они — центр вселенной, жить девочкам становится труднее. Найти единственного будет сложно, ведь нет того, кто был бы “достоин”, скромность куда-то улетучивается, а секреты доверить некому, потому что “вокруг одни завистники”. Принцессам трудно найти друзей, поэтому они часто чувствуют себя одинокими.
Воспитанниц Института благородных девиц готовили к семейной жизни в дворянском обществе, где наряду со знаниями высоко ценились творческие способности и умение вести дом. В системе современного православного воспитания и образования семье тоже отводится очень важное место. Мы объясняем девочкам значимость семейной жизни, учим, что в жизни главное, а что — второстепенное. Благодаря четким правилам нашим воспитанницам легче ориентироваться в жизни, они знают, что хорошо, а что может привести к плохому».
«В православных гимназиях есть основа, на которой строится все обучение, — добавляет отец Ярослав. — И учителя, и ученики знают, что главное в этих стенах — научиться жить с пониманием, что и ты, и другой — образ Божий».
В стены гимназии ученицы приходят без макияжа, не носят брюки, здесь не приветствуются вызывающие прически и тем более не разрешаются пирсинг и татуировки.
«Когда есть четкие правила, конфликтов возникает меньше. Детям нужны понятные границы и ориентиры, — поясняет директор гимназии. — У нас не было случаев отчисления из гимназии из-за нарушений этих правил. Если кого-то чрезмерно увлекают модные тенденции, бывает достаточно одного разговора, и девочки сразу понимают, что можно, а чего нельзя. Думаю, такое устроение школьной жизни в нашей гимназии очень похоже на то, что было в Институте благородных девиц. В дореволюционной России слово “благородный” относилось к людям дворянского происхождения. Сегодня мы, говоря о благородном человеке, имеем в виду, что это человек с высокими нравственными качествами, безукоризненно честный, великодушный. Именно такими качествами и обладает подлинный христианин, этому мы и стараемся учить наших воспитанниц».
Сохранились сведения, что многие выпускницы Мариинского института возвращались в родные стены — воспитывать и преподавать. Ученики и учителя жили бок о бок, учебное заведение становилось им вторым домом. И в этом тоже есть некая параллель с православной гимназией.
«В последнее время все больше выпускниц и выпускников нашей гимназии возвращаются к нам в качестве учителей. Это не может не радовать, — говорит отец Ярослав. — Ведь туда, где нам было плохо, мы не хотим приходить снова. А раз у девушек возникает желание вернуться, скорее всего, им было в гимназии хорошо.
Мы стараемся сохранить одну из традиций Мариинского института — обучать воспитанниц не только наукам, но и рукоделию. Раньше девушек целенаправленно готовили к замужеству, мы такой цели не ставим, но верим, что именно супружеская жизнь подарит счастье нашим выпускницам. А то, чему мы их научим помимо общеобразовательных предметов, им в жизни очень пригодится».
«На уроках рукоделия мы не только изучаем новый вид мастерства, но и погружаемся в его историю, — рассказывает Светлана Валерьевна Белоногова. — На мой взгляд, именно традиционные техники рукоделия позволяют девочке почувствовать себя настоящей хозяйкой, хранительницей очага. Благодаря тому, что она умеет шить, вышивать, штопать, в ее будущем доме всегда будет опрятно, красиво, уютно. Но даже если эти навыки не будут востребованы в будущем, знания, полученные на уроках, оставят след в душе, сделают ее более восприимчивой к красоте Божьего мира».
Учениц Покровской гимназии часто можно увидеть на богослужениях в Покровском соборе Саратова. Гимназию и собор объединяет одна территория, и где, как не на службе, постигать Закон Божий на практике. О пользе духовной составляющей в школьном образовании мы поговорили с настоятельницей Свято-Алексиевского монастыря г. Саратова игуменией Феодосией (Бессоновой). Сегодня несколько воспитанниц монастыря работают педагогами в Покровской гимназии.
«Все девочки, которые воспитывались у нас в монастыре, имели отрицательный, порой трагический жизненный опыт. Они были оставлены без попечения родителями, и у некоторых не были сформированы даже элементарные бытовые навыки: они не умели умываться, причесываться. Некоторые не были крещены. Всех пришлось обучать следить за собой, своими вещами, все объяснять, показывать, делать вместе с ними, пока навыки не войдут в привычку. Мы привлекали разных специалистов, лечили их, учили. Читали вместе с ними книжки, делали домашние задания, учили их петь, танцевать. Наши воспитанницы участвовали в богослужениях, исповедовались, причащались, что очень важно для духовного и физического здоровья. Это был повседневный кропотливый труд насельниц монастыря и педагогов Покровской гимназии, где наши воспитанницы проходили школьную программу, но мы видели результат: девочки преображались. Большинство из них уже выросли, мы помогли им получить образование, профессию. За время обучения некоторые из воспитанниц полюбили детей и открыли в себе преподавательские способности, так что стали учителями и воспитателями», — рассказывает настоятельница монастыря.
Важное место в воспитании девочек в Свято-Алексиевском монастыре занимает трудотерапия. Их учат готовить, наводить порядок, помогать на огороде, в цветниках.
«Когда девочки что-то делают руками, они тоже постигают Божественный замысел о человеке. Житейский труд воспитывает в них терпение и смирение. Кроме того, работая сообща, они учатся доброжелательно общаться, становятся подругами», — говорит матушка Феодосия.
Прошло почти 200 лет, но девочки остаются девочками: смешливыми, влюбчивыми, творческими, эмоциональными. Оказывается, они всё так же любят рукоделие, мечтают стать хорошими хозяйками и учатся бережно относиться к своей семье. И если эти стремления поддерживаются, то девочкам проще стать настоящими женщинами, раскрыть заложенный Создателем потенциал подлинной христианской любви.
Газета «Православная вера», № 11 (739), ноябрь 2024 г.