На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова священник Василий Куценко.
— Здравствуйте. Мне пятнадцать лет. Я много раз слышал утверждение, что Бога нет, и об этом свидетельствуют научные факты. Но, с другой стороны, есть и обратные утверждения, что наука свидетельствует в пользу Бога. Как быть в такой ситуации? Александр.
— Уважаемый Александр, действительно, в Интернете можно найти множество статей на тему: «Наука доказала, что Бога нет». В свое время подобными доказательствами успешно занимался «научный атеизм» в СССР. Причем отрицалось не только существование Бога, но и то, что Иисус Христос был исторической личностью. Сейчас же даже среди неверующих ученых отрицание историчности Христа будет считаться скорее недоразумением.
Но здесь возникает вопрос о том, можно ли доказать существование Бога, как доказывают, например, теорему Пифагора? Я думаю, нет. Бога невозможно заключить в границы человеческого разума, измерить, сосчитать, взвесить, подчинить каким-либо законам. Не случайно христианское богословие утверждает, что мы можем наблюдать действие Бога в мире, но мы не можем познать сущность Бога, а можем только лишь отчасти приблизиться к пониманию этого.
С другой стороны, некоторые популяризаторы науки, поставившие своей целью борьбу с религией, все чаще говорят о несовместимости науки и веры. Но самым ярким доказательством ошибочности такого мнения являются верующие ученые, которых даже больше, чем неверующих.
Но все же, что делать в такой ситуации? Я бы посоветовал Вам сделать шаг навстречу Богу — читать Евангелие, в котором мы слышим живое слово Господа Иисуса Христа, молиться о том, чтобы Господь помог утвердиться в вере. Направлять к Богу свои мысли, чувства, переживания. Не закрывать перед Господом двери своего сердца и разума. Как я уже написал, Бога нельзя доказать. Но когда Господь коснется сердца человека, никаких доказательств уже не понадобится.
— Здравствуйте, батюшка! Я каждую субботу читаю 17-ю кафизму Псалтири за усопшую маму. У меня такой вопрос: можно ли поминать при этом других усопших родственников, если я точно не знаю, крещеные они или нет, а мой дедушка был мусульманином? Как мне быть? Заранее большое спасибо за ответ! Екатерина
— Екатерина, при чтении Псалтири следует поминать только умерших православных христиан. Если нет возможности точно выяснить, был ли человек крещен, можно попросить благословение у духовника, чтобы поминать имя умершего родственника при чтении Псалтири. А вот молиться на 17-й кафизме за некрещеных и нехристиан все же не следует. По благословению духовника их имена можно поминать в молитве старца Льва Оптинского. Также можно подавать за них милостыню.
— Благословите, батюшка! Не является грехом на детский праздник приглашать аниматора в костюме животного? Я не принимаю все эти шумные развлечения, но день рождения ребенка решили отпраздновать в детском кафе. Там был аниматор в костюме коровы, и дети испугались его (хотя костюм был не страшный, но лица видно не было), наш ребенок даже плакал и отказывался танцевать. Меня мучает сомнение, что я совершила грех и соблазнила других на грех, что все это (человек в костюме животного и танцы с ним) похоже на участие в языческих обрядах. Помогите мне разрешить мои сомнения. Анна
— Анна, лично я не вижу здесь греха. Для своих детей мы тоже устраивали праздники с аниматорами. Не всегда дети, особенно малыши, хотели участвовать в конкурсах или танцевать. Наверное, это зависит и от возраста ребенка, и от способностей самого аниматора. Видимо, вы просто попали не на самую удачную программу для детского праздника.
Искать грех в любой неудаче — не правильно. Если что-то не получилось или пошло не так, как мы надеялись, — не нужно унывать. И в следующий раз просто более подробно знакомиться с программой детского праздника и спросить у самих детей, какое развлечение они хотели бы на свой день рожденья.
Газета «Православная вера» № 22 (642)