На вопросы читателей газеты «Православная вера» и портала «Православное Поволжье» отвечает иерей Василий Куценко, клирик храма святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого г. Саратова.
— Подскажите, как правильно читать Псалтирь дома во время Великого поста? Андрей.
— Андрей, Псалтирь делится на двадцать частей, или кафизм. Проще всего в день прочитывать одну кафизму. Так за время Великого поста Вы прочтете всю Псалтирь дважды. Лучше пользоваться таким изданием Псалтири, в котором помещены молитвы перед началом чтения кафизм, а также молитвы после каждой кафизмы.
Сначала читаются молитвы перед чтением кафизмы. Каждая кафизма делится еще на три части (или «славы» — от «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»). После прочтения первой «славы» можно добавить поминовение о здравии, после второй — об упокоении, после третьей — читаются молитвы по завершении кафизмы.
Во многих храмах перед началом Великого поста организовывают совместное чтение Псалтири — прихожане молятся друг за друга. Если Вы хотите читать Псалтирь в такой группе, нужно взять благословение у священника. Помощи Божией Вам!
— Здравствуйте, батюшка. Меня интересует такой вопрос: например, юноша или девушка в расцвете лет заболевают тяжелой болезнью — получается, Бог решил завершить жизненный путь человека? Мы знаем, что есть вечная жизнь. Но родственники, друзья и знакомые страдают, говорят: почему всё это случилось именно с ним/ней, ведь вся жизнь еще впереди? Разве может человек продлить свою жизнь, если Бог определил ему вот столько и всё? И почему даже у верующих людей такая реакция — слезы, просьбы, чтобы Бог продлил жизнь человека? Анастасия.
— Здравствуйте, Анастасия. Скорбь при разлуке с близкими людьми — естественное, если можно так выразиться, состояние человека. Даже Господь Иисус Христос плакал об умершем друге — Лазаре, брате Марфы и Марии. Об этом рассказывается в Евангелии от Иоанна: [Встретив Марию, сестру Лазаря] Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился (Ин. 11, 35).
Еще ветхозаветный мудрец, царь Соломон, сказал: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно (Прем. 1, 13–14). Поэтому для человека свойственно противиться смерти и стремиться к жизни. Мы плачем и скорбим, предчувствуя смерть близких и разлуку. В этом нет чего-то греховного или противного воле Бога. Но именно обещание Богом вечной жизни, о которой Вы также упомянули, дает нам надежду не унывать и не отчаиваться в скорби по умершим.
Умение принять тяжелую болезнь, тем более смертельную болезнь, как волю Божию, наверное, есть не у каждого. Но нельзя однозначно сказать и о том, что болезнь — это воля Бога о человеке. Болезнь есть следствие греха, знамение ограниченности и смертности человека. Но Церковь верит и учит, что и болезни, и смерть упразднятся. Не все мы одинаково духовно сильны, чтобы мирно принять всё с нами происходящее. Но все мы молимся, чтобы Господь укрепил наши силы и веру и не лишил бы нас жизни вечной.
— Я крещеная, носила крест до пятнадцати лет, потом перестала. Не молилась. Сейчас хочу прийти к Богу и исповедаться. Могу что-то не так написать, поэтому заранее извиняюсь. Почти ничего не знаю о вере, но хочу узнать. С чего начать? У меня есть крест с рождения, но он маленький уже. Хочу купить новый. Что мне нужно делать, чтобы быть с Богом? Александра.
— Александра, чтобы быть с Богом, нужно научиться чувствовать Его присутствие в жизни и быть перед Ним искренней. Господь говорит нам: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Дверь, в которую стучится Господь, — это дверь человеческой души. Господь не выбивает, не взламывает ее. Господь смиренно и кротко ждет, когда человек сам откроет Ему.
Если Вы чувствуете, что пришло время открыть собственную дверь, — впустите Господа в свою жизнь. Знаете, как иногда бывает, когда очень долго не виделся с близким человеком, и вот эта встреча наконец произошла? Хочется просто помолчать, посмотреть друг на друга, побыть в тишине, душой и сердцем услышать того, кого так долго ждал. Так же и в церковной жизни — важно уметь чувствовать тишину присутствия Христа.
Начать же можно с простого: носить крестик, который напоминает нам о том, что мы ученики Христовы — христиане. Читать Евангелие — живое слово Божие. Хорошо, если при храме, в который Вы можете регулярно ходить, есть молодежное общество, Ваши сверстники могли бы помочь привыкнуть к церковной жизни, к богослужению, а Вы смогли бы поучаствовать в жизни храма через добрые совместные дела (часто на приходах есть разные социальные проекты и очень рады волонтерам). А если что-то для Вас будет непонятным, сложным — не пугайтесь. Не стесняйтесь спрашивать. Даже если сделаете что-то не так, не расстраивайтесь, со временем можно научиться всему. Помощи Божией Вам!
— Здравствуйте, батюшка! Мы решили повенчаться. Но муж согласен венчаться, потому что я этого хочу, чтоб мне угодить. Мысли у меня — будто я его насильно заставляю. Мы живем год в официальном браке. Оксана.
— Уважаемая Оксана, в Евангелии есть такие слова: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Хотя речь идет о крещении, думаю, слова Спасителя можно распространить на все церковные таинства. Будет ли иметь таинство духовную пользу, если человек приступает к нему без веры? Например, в молитве перед причащением мы читаем: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих таинств, Господи».
Еще один вопрос: в чем лично для Вас цель венчания? В этом таинстве Церковь просит Господа благословить супругов, благодатной силой соединить их в плоть едину (Еф. 5, 31), умножить взаимную любовь. Но таинство Венчания — не механическое действие Бога. Супруги должны верить и желать этого благословения.
С одной стороны, хорошо, что супруг из любви к Вам согласен венчаться, с другой — без веры это не будет искренним и осознанным желанием. Я бы посоветовал Вам повременить с таинством Венчания. Предложите мужу походить вместе в храм, пообщаться со священником о вере, смысле таинств, церковной жизни.
— Здравствуйте, отче! Дочке исполнилось на днях семь лет. Были в воскресенье в храме, дочка подошла к Причастию, и только потом я вспомнил, что ей нужно уже перед Причастием исповедоваться. Батюшка мне сказал после, что ничего страшного не случилось, в следующий раз подойдет на исповедь. А теперь я думаю: как дочке объяснить, что такое исповедь и что она должна говорить на исповеди? Максим.
— Здравствуйте, Максим. Есть очень хорошая, на мой взгляд, книга, написанная протоиереем Максимом Козловым: «Детская исповедь: не навреди!». Главная мысль уважаемого автора состоит в том, что лучшее объяснение — это собственный пример. Побуждать детей нужно не к тому, как именно исповедоваться, но к самой необходимости исповеди. Через собственное умение родителей открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед ребенком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к исповеди: когда мы собираемся причащаться и осознаём свою немирность и обиды, которые причинили другим, мы прежде всего стремимся со всеми примириться. Всё это вместе не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому таинству.
Другая важная мысль этой книги — нужно объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с отчетом перед родителями или кем-то из старших. Дети быстро понимают, что от них хотят услышать взрослые. Но ведь исповедь — это то, что человек хочет сказать Богу. Понять это ребенку может помочь и священник в храме.
Газета «Православная вера», № 03 (731), март 2024 г.