На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова священник Василий Куценко.
— Здравствуйте. У меня много вопросов. Вкратце: зачем Бог совершил потоп и на что Он рассчитывал? И почему Бог в раю только проклинал людей, а не заповедовал им любить друг друга — это же логично? Григорий
— Уважаемый Григорий, начну отвечать с конца, чтобы выстроить логическую цепочку. В райском саду Бог не проклинал людей. Напротив, в Писании мы читаем: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). И в следующей главе: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Затем именно по любви к человеку Господь создает из его ребра жену (см.: Быт. 2, 21).
Любовь друг к другу и к творению Божию прямо подразумевается в первых главах книги Бытия. Именно любовь является причиной сотворения мира и человека. Бог призывает к жизни тварный мир, чтобы мир мог познать любовь Божию. Да, в книге Бытия звучат и слова о наказании за грех: от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Но и их нельзя понимать, как проклятие — это именно предостережение от нарушения воли Божией. Когда человек совершает грех, и Господь призывает человека к покаянию: И сказал [Бог]: <…> не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 11), Адам вместо раскаяния обвиняет жену и самого Бога: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Грех моментально дает свои плоды.
Грехопадение настолько искажает духовное состояние людей, что им уже невозможно находиться в Раю. И впоследствии действие греха начинает усиливаться в людях. Каин, первый сын Адама и Евы, из зависти убивает брата (см.: Быт. 4, 8). А при Ное грех настолько овладевает людьми (см.: Быт. 6, 5), что раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). При этом сначала Господь пытается вразумить людей через сокращение времени земной жизни: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6, 3). Потоп становится крайней мерой пресечения греха, и затем Господь обещает Ною не истреблять больше Своего творения (см.: Быт. 8, 21-22).
Эти примеры показывают, что наказания Божии людям стали следствием греха и злодеяний. Здесь возникает другой вопрос: что было бы, если бы люди покаялись? К сожалению, мы этого не знаем. Можем лишь предположить. В книге пророка Ионы рассказывается, как жители Ниневии покаялись после проповеди пророка, и Господь помиловал город и жителей (см.: Ион. 3, 5). Поэтому, вполне возможно, не произошло бы и страшного потопа, если бы люди обратились к покаянию.
Спасибо Вам за вопрос. Вы написали, что вопросов много, поэтому буду ждать следующих. Надеюсь, мой ответ будет Вам полезен.
— Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня такая проблема: произошел конфликт с родной тетей. И она начала клясть мою семью и моих родителей. И теперь снится мне каждый день. Что мне делать, как поступать? Ольга
— Ольга, поступить нужно так, как заповедал Господь Иисус Христос: А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Если в конфликте есть какая-либо вина со стороны Вашей семьи — попросите у тети прощения. Главное — не отвечайте злом на зло.
— Добрый день. Хотим покрестить ребенка и взять крестными нерасписанную пару. Но оказалось, что так делать нельзя или, как нам сказали, священник должен дать добро. Так ли это? Это хорошие люди и очень любят нашего ребенка. Светлана
— Светлана, не совсем понятно, что значит «нерасписанная пара». Если речь о паре, которая собирается вступить в брак и венчаться, в таком случае венчание между ними, если они станут крестными одного ребенка, возможно только по благословению епархиального архиерея (согласно документу «О канонических аспектах церковного брака», Архиерейский Собор 2017 года). Если же пара живет в «гражданском браке» (без официального вступления в брак), то быть крестными им нельзя. Церковь не признает «гражданские браки», считая их греховным сожительством, а люди, живущие в явном грехе, не могут быть допущены к церковным таинствам без покаяния и исправления.