На вопросы читателей газеты «Православная вера» и портала «Православное Поволжье» отвечает иерей Василий Куценко, настоятель храма Рождества Христова с. Синенькие, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии.
— Здравствуйте! Я очень сильно переживаю, что был атеистом. Прошло несколько месяцев, как я пришел к вере в Бога и начал ходить в храм. Но все равно боюсь, что Бог не простит меня. Алексей.
— Алексей, прогоните эти мысли. Представлять Бога жестоким судьей, который желает человеку только наказания, — совершенно неправильно. Вспомните слова Господа Иисуса Христа: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Тем более Вы сами пишете, что обрели веру и начали церковную жизнь. А это значит, что Вы изменились, пришли к Богу. Так зачем же Богу наказывать Вас? Желаю Вам духовных сил на пути воцерковления и христианской жизни.
— Мир вам! Святой Софроний Иерусалимский написал житие преподобной Марии Египетской в виде художественной повести, свидетелем ее рассказа был только один монах Зосима. Христос вразумил нас принимать на веру только утверждение не менее двух или трех свидетелей, так как много существует лжесвидетельств от имени святых духоносных отцов. Чем эта повесть важна для Церкви? Анатолий.
— Уважаемый Анатолий, первые свидетельства о подвиге преподобной Марии Египетской относятся к середине VI века и связаны с житием преподобного Кириака Отшельника, написанным известным церковным автором Кириллом Скифопольским. В начале VII века известный сейчас текст жития преподобной был составлен святителем Софронием на основании имевшихся свидетельств. Церковь приняла житие преподобной Марии как душеполезный и назидательный текст, включив его в богослужение. Житие читается во время так называемого Мариина стояния, совершаемого на утрене четверга пятой седмицы Великого поста.
Цель данного жития — напомнить людям о том, что, как бы ни были велики грехи человека, Господь ждет нашего покаяния и не отвергает искренне раскаивающегося грешника. Жизнь преподобной Марии — свидетельство милосердия и любви Бога к грешному человеку.
— Здравствуйте! Я совершила огромный грех — от отчаяния: когда ушел муж, обратилась к ясновидящей. Она мне наговорила много плохого. Я ей не верю, но некая тревожность все же есть. Подскажите, пожалуйста, какие молитвы читать, чтобы Бог простил меня за этот грех? И какие молитвы читать, чтобы Бог берег меня от этих предсказаний, чтобы дал силы, и я больше не совершала таких грехов? Очень мучаюсь по этому поводу. Мария.
— Мария, Вам нужно сходить на исповедь и покаяться в этом грехе. И больше никогда не повторять его. Словам «ясновидящей» просто не придавайте значения, а лучше — забудьте о том, что Вам наговорили.
Всегда нужно полагаться на Бога. В любой ситуации. Молиться, просить, чтобы Господь дал разум, подсказал, как поступить, дал силы для принятия обстоятельств и указал бы путь, по которому нужно идти. Пользуясь «услугами» разных ясновидящих, гадалок, целителей, человек отказывается от Бога и стремится получить помощь от совершенно противоположных (я бы сказал, противных) Богу сил. Конечно, все это ничтожно перед Господом, но душе человека наносится вред, который Вы сейчас сами чувствуете. Обязательно сходите на исповедь, принесите покаяние и причаститесь. Помощи Божией Вам!
— Доброго дня! Меня крестили в пять лет, но через несколько дней сломался крестик. В церкви сказали не надевать на меня церковные кресты или медальоны. Уже во взрослом возрасте я купила серебряное кольцо, но через несколько дней кожа под кольцом сильно потемнела, пришлось снять его. Подскажите, в чем может быть причина, что такое происходит именно со мной? Арина.
— Арина, думаю, серебро может окисляться, темнеть, даже ломаться, в этом нет чего-то сверхъестественного или страшного. Да, жалко, когда купленное красивое изделие быстро портится или каким-то образом влияет на кожу. Но не нужно придавать этому какое-то мистическое значение и уж тем более видеть в этом «плохую примету». Вера в приметы — это суеверие (пустая, суетная вера).
А вот что касается нательного крестика, каждому крещеному человеку нужно носить крест. Ведь это знамя победы Христа над смертью и грехом, а также знак нашей принадлежности к Церкви, напоминание каждому из нас, что мы ученики Господа Иисуса Христа. Крестики тоже могут ломаться и портиться. Но это не повод не носить крестик. Самое главное — крест напоминает нам о необходимости вести христианскую жизнь: молиться, ходить в храм, читать Евангелие, исповедоваться и причащаться. Поэтому носите крестик и ходите в храм!
— Здравствуйте. Когда подхоранивали урну с прахом моей мамы, задели останки захороненной 70 лет назад ее сестры-младенца — могила семейная. Еще пришлось поправлять кресты. У меня есть ощущение, что мы побеспокоили усопших. Может, нужно заказать панихиду или свечки поставить? Чувствую, что нужно что-то сделать, а что — не знаю. Наталья.
— Наталья, самое главное, что мы можем и должны сделать для усопших родственников — молитва и милостыня в их память. По традиции православные христиане молятся о живых и умерших ежедневно в домашней молитве — в конце утренних молитв перечисляются имена родственников и знакомых. Также поминовение совершается во время Литургии в храме. В дни, связанные с земной жизнью умерших, например, день рождения, день небесного покровителя, день смерти, а также в дни особого общецерковного поминовения усопших можно заказывать панихиды.
Именно наша молитва — искреннее обращение к Богу — имеет значение. И, конечно, могилы родственников нужно поддерживать в надлежащем виде: делать уборку, менять надгробия или кресты, если они стали ветхими. Этим мы никоим образом умерших не тревожим, даже если совершается подзахоронение. Плохо, когда мы забываем про усопших и не молимся о них.
— В 17-й главе Книги Откровения сказано, что будет десять царей, троих из них умертвят. Священномученик Ипполит Римский (III в.) пишет, что это цари Египта, Ливии и Эфиопии. Это сбылось еще в древности. Остальные семь царей — может быть, это кто-то из современных правителей? Не повествует ли Апокалипсис о современных событиях? Анатолий.
— Уважаемый Анатолий! Откровение, или Апокалипсис, является самой сложной для понимания и истолкования книгой Библии. Языком образов и иносказаний апостол Иоанн описывал события, которые уже произошли, происходят на глазах христиан и произойдут в будущем. Но далеко не всегда можно с точностью сказать, о чем идет речь. Согласно ряду толкований, Откровение описывает преследование христиан императором Нероном в Риме, что многими воспринималось как прообраз апокалиптических событий в конце мировой истории.
Что касается чисел, в Священном Писании числа чаще всего имеют символическое значение. Например, 10 символизирует полноту времен — некий законченный исторический отрезок, если речь идет о десяти царях. Отцы Церкви могли истолковать подобные указания и буквально, применяя их к собственной эпохе. Поэтому, возможно, священномученик Ипполит считал смерть некоторых царей исполнением слов Откровения. Но за прошедшие со времени жизни святого почти восемнадцать веков можно насчитать гораздо большее число правителей, которые были убиты. Поэтому приведенную Вами главу Книги Откровения не следует понимать буквально.
Газета «Православная вера», № 02 (730), февраль 2024 г.