На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова священник Василий Куценко.
— Здравствуйте, батюшка! У меня часто болеют маленькие дети, и я по этому поводу унываю и ропщу. Чувствую, что во мне охладела вера. Посоветуйте, пожалуйста, какую мне литературу можно прочесть, чтобы вера снова возгорелась. Спасибо. Христина
— Лучше всего читать Священное Писание. Я бы посоветовал регулярно читать Евангелие. Ведь через него Сам Господь Иисус Христос обращается ко всем нам. И чаще всего в Евангелии звучат слова Господа: не бойся, только веруй! (см.: Мк. 5, 22–24). Помощи Божией Вам и здоровья детям.
— Здравствуйте. У меня возник вопрос: можно ли писать имя Бога? Например, я пишу диалог двух прощающихся людей: девушка провожает своего любимого парня на войну и говорит: «Да хранит тебя Господь». Считается ли такое явление нарушением третьей заповеди? Диана
— Здравствуйте, Диана. Нет, это не нарушение третьей заповеди. Такие слова можно рассматривать, как пожелание помощи Божией другому человеку. Мы нарушаем третью заповедь, когда произносим имя Божие без какой-либо необходимости, благоговения, в разговорах, где призывание Бога неуместно.
— Здравствуйте. Моей дочке 2 года и 3 месяца. Некрещеная. В гости изредка приходит родственница, она иногда делает так: крестит свою руку, дует в нее и гладит мою дочку. Дочка после этого по ночам без повода плачет. Это может быть связано с тем, что делает родственница? Марина
— Марина, я думаю, с родственницей это никак не связано. Как священник, я могу назвать ее действие — крестить руку и дуть на нее — суеверием. Если Вас смущают действия родственницы, просто попросите ее больше так не делать.
— Здравствуйте. Мне очень плохо на душе. Я отступила от Бога и не могу покаяться. Я много раз обновляла отношения с Богом, но потом опять теряла их. Мне кажется, что я только желаю всем зла и никого не люблю. Есть ли мне надежда на прощение? И что мне делать? Анна
— Здравствуйте, Анна. Каждый грех становится стеной между нами и Богом. Бывает и так, что человек оказывается запертым в таких стенах греха. Может казаться, что из этой темницы уже никогда не выбраться и остается только ждать. Но, как говорит Господь: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Эти слова вселяют в каждого человека самую большую надежду. Ведь Господь не отвергает грешника, а, напротив, ждет покаяния.
Хочу привести и еще одну известную фразу — «елижды аще падеши, восстани и спасешися», что значит: сколько бы раз ты не упал, встань (то есть покайся) и будешь спасен. Жизнь человека зачастую состоит из череды падений в грех и восстаний к покаянию. Не Господь отвергает нас, а мы отвергаем Его протянутую руку помощи. А нужно просто протянуть свою руку в ответ.
— Батюшка, благословите! Когда я укладываю дочь спать, я засыпаю вместе с ней, потом встаю ночью и читаю вечернее правило. Но иногда случается так, что я просыпаюсь уже под утро, и уже нужно читать утреннее правило. Я понимаю, что это неправильно, я много раз каялась об оставлении правила на исповеди, пыталась исправиться, но все равно продолжаю так жить... Получается, я не борюсь с собой, если не понуждаю себя? Это грех нерадения и лености? Не знаю, как идти на исповедь, ведь сил исправиться у меня пока нет. Что мне делать? Помогите. Анна
— Анна, я думаю Вам лучше всего поступать так: вечером, когда есть свободное время, прочитать вечернее правило до молитвы «Достойно есть». А непосредственно перед сном дочитать оставшиеся молитвы, начиная с молитвы преподобного Иоанна Дамаскина «Владыко, Человеколюбче».
Если и это будет сложно — маленькие дети и правда требуют от мамы много сил и времени — можно прочитать столько молитв, сколько сможете. Лучше искренне выполнить часть правила, чем не молиться совсем.
— Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли брать в крестные человека, крещеного в старообрядческой церкви? Вера
— Вера, если человек был крещен старообрядцами, но впоследствии прошел чин присоединения к Православной Церкви, то можно. Если же он остается старообрядцем — нет.
Газета «Православная вера» № 22 (642)