На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма Саратова священник Василий Куценко.
— Здравствуйте, меня зовут Александр. У меня есть два греха, и я сильно переживаю по этому поводу. Если я больше не буду их совершать, пообещаю больше к ним не возвращаться, буду помогать другим людям, то смогу ли я доказать свое раскаяние такими действиями?
— Александр, покаяние — по-гречески «метанойя» — означает «перемена, изменение ума». Поэтому настоящее покаяние — это полное оставление греха. Если Вы осознаете за собой какой-то грех, искренне раскаиваетесь в нем перед Богом и больше этот грех не повторяете, то я думаю, что Господь, конечно же, простит. Ведь Бог не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). Богу не нужно пытаться что-то доказать, Господь видит сердце и разум человека.
— Здравствуйте! Мой отец увлекается эзотерической литературой, дома у нас подобных книг целый склад: работа с маятником, школа ДЭИР, Тайная Доктрина, Бхагават Гита, космология, биолокация... При этом к христианству вообще и к Православию в частности он относится достаточно благосклонно, хотя и невоцерковленный человек. Очень любит слушать лекции профессора А.И. Осипова, знаком с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова). Большое количество христианских книг в моей библиотеке куплено именно отцом. Я пытаюсь убедить его, что эзотерическая литература — это литература безбожная, греховная, и Библия дает прямой запрет на подобные занятия. Но он утверждает, что ничего плохого в этом нет и никаких противоречий с Библией тоже нет. Как лучше объяснить ему, что он заблуждается? Ася.
— Ася, к сожалению, различные восточные и псевдовосточные учения, эзотерические практики привлекают к себе большое количество людей. Причина здесь, на мой взгляд, кроется в поиске неких источников духовных сил, «просветления», раскрытия собственного «духовного потенциала». А перечисленные Вами течения как раз и обещают подобные «духовные дарования».
Одним из постулатов подобных эзотерических учений является эклектизм: искусственное объединение совершенно разных философских и религиозных концепций. При этом действительно можно встретить утверждения, что в таких учениях нет противоречия с христианством, и даже наоборот — было взято самое лучшее из христианства и дополнено, доведено до совершенства при помощи какой-нибудь восточной идеи. Были даже попытки доказать, что Иисус Христос был в Индии, где обучился восточной философии и местным религиозным практикам. Но такие доказательства не выдерживают критики.
Я бы посоветовал Вам прежде всего молиться за отца, просить о том, чтобы Господь направил его на истинный путь христианской веры и жизни. Не старайтесь спорить с отцом, попробуйте посоветовать ему литературу, в которой подробно показаны противоречия между христианством и восточным эзотеризмом. Например, у профессора А.И. Осипова есть довольно большая беседа «В чем сущность христианства», там как раз разбирается вопрос отличия христианства от других религий. Могу также порекомендовать работу известного философа Н.С. Трубецкого «Религии Индии и христианство». А кроме этого — книгу диакона Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции». В ней подробно анализируются идеи Николая Рериха, который также увлекался эзотеризмом, восточными учениями, спиритизмом и пытался объединить все это в религиозно-философскую систему. Я думаю, что и Вам самой будет полезно познакомиться с этими книгами.
— Батюшка, подскажите, пожалуйста! Я очень часто совершаю ошибки и глупости в словах, делах и поведении. Читаю Священное Писание и святых отцов, причащаюсь, перед каждым поступком и разговором усердно молюсь и прошу, чтобы Бог помог мне поступить или сказать правильно. Но все равно не могу разобраться, как поступить, опять веду себя глупо и совершаю такие ошибки, что стыдно перед собой и людьми. От этого очень страдаю. Как мне набраться разума? Василиса.
— Василиса, самое главное — не загонять саму себя в «яму». Ошибки, неправильные, а порой и глупые поступки могут быть в жизни каждого человека. Так уж устроено, что мы смотрим на себя как бы через призму других людей — родственников, знакомых. И бывает так, что сравнение далеко не в нашу пользу: «она в такой же ситуации поступила разумно, а я...». А бывает, что мы заранее начинаем себя убеждать в том, что ничего не получится. Вот этого точно делать не нужно.
Представьте, что ученики Христа — простые рыбаки — стали бы рассуждать: «Как же мы пойдем проповедовать, учить других? Да ведь над нами — рыбаками — все смеяться будут!». А над апостолом Павлом, который сначала получил образование у самого лучшего иудейского наставника того времени — Гамалиила, и правда смеялись в Афинах и называли суесловом (см.: Деян. 17, 18, 32). Но он не отступил от проповеди и отправился дальше. Поэтому постарайтесь поверить в себя. С Божией помощью все возможно.
Газета «Православная вера» № 17 (637)