На вопросы читателей газеты «Православная вера» и портала «Православное Поволжье» отвечает иерей Василий Куценко, клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова.
— Здравствуйте! Батюшка, сестра выбрала ребенку в крестные свою подругу. Но эта подруга ходила к «бабке» лечить собственного ребенка. Знаю, что Церковь не одобряет обращения к таким «целителям» и считает это грехом. Может ли этот грех отразиться на ребенке моей сестры, моем племяннике? Я не смогла переубедить сестру выбрать в крестные кого-то другого. Очень переживаю. Дарья
— Уважаемая Дарья, брать в крестные человека, далекого от православной веры и Церкви, конечно же, нельзя. Вы совершенно правильно пишете, что Церковь не одобряет обращения к экстрасенсам, целителям, провидцам, гадалкам и так далее. К сожалению, нередко такого рода «услуги» подаются в «православной обертке»: мол, вот есть бабушка, она лечит молитвами, дома у нее везде иконы и свечи горят. Многие покупаются на такую обертку — из-за личных суеверий, недоверия медицине, стремления легко разрешить личные проблемы и трудности. Но здесь и скрывается главная опасность.
Обращаясь к разного рода целителям, человек отступает от Бога, отказывается от веры в Создателя, доверяясь заговорам, заклинаниям, суеверию (то есть суетной, пустой вере). Задача же крестных, как и самих родителей — воспитание ребенка примером личной веры в Бога и личной церковной жизни. А где здесь пример церковной жизни?
Если человек пользуется подобными «услугами» — это прежде всего его личный грех, на Вашем племяннике это никак не отразится. Но будущая крестная вряд ли сможет стать для сына Вашей сестры добрым христианским примером, если не изменит своих взглядов и не начнет воцерковляться. Сейчас перед крещением для родителей и крестных проводятся обязательные беседы, на которых в том числе затрагивается тема суеверий. Надеюсь, Ваша сестра и выбранные ею крестные пройдут такие беседы и задумаются над тем, что христианство и вера в целителей не совместимы. Попросите сестру лично задать священнику вопрос о том, можно ли ходить к таким людям и пользоваться их услугами. Любой священник ответит, что делать этого нельзя.
— Можно ли в родительскую субботу на Троицу помолиться за самоубийцу? Парень двадцати лет, мой крестник, покончил с собой из-за несчастной любви. Что по максимуму можно сделать для матери и какие молитвы читать за нее в таком страшном горе? Мать самоубийцы сейчас держит только вера в то, что она может отмолить сына. Как ей помочь? Елена
— Уважаемая Елена, если человек совершил самоубийство, молитвенное поминовение в храме возможно только по благословению правящего архиерея. Никаких особых дней, когда это возможно без благословения, не существует.
В 2011 году Русская Церковь утвердила особый молитвенный чин — «Чин молитвенного утешения сродников самовольне живот свой скончавшего». По просьбе родственников умершего священник может совершить это молитвенное последование. По благословению священника также можно читать молитву старца Льва Оптинского. Но самое главное — личная благочестивая жизнь родных умершего и милостыня, которую можно подавать в память о нем.
Молитвенно желаю Вам и родным умершего духовных сил!
— Здравствуйте. Меня зовут Николай. Крестился в детстве, в храме, в пять лет. Помню, было много людей, и священник по очереди лил воду нам на голову. Недавно прочитал, что крещение должно совершаться полным погружением, обливать водой — неправильно. Почему мне и другим просто лили воду на голову? Нужно ли что-то сделать, чтобы крещение было правильным? Спасибо за ответ.
— Николай, пожалуйста, не переживайте — совершенное над Вами крещение совершенно правильное и, если можно так выразиться, легитимное. Действительно, существуют церковные правила, согласно которым крещение должно совершаться полным погружением в естественном водоеме или в баптистерии — большой купели, рассчитанной на взрослого человека. При этом Церковь никогда не отвергала совершения этого таинства через обливание или даже окропление водой. Именно так и поступали, когда совершить полное погружение было невозможно по каким-либо причинам.
Сейчас многие храмы возвращаются к древней церковной практике крещения полным погружением. Например, в Саратове взрослых людей крестят только в тех храмах, где есть баптистерии. Что касается детей старше года, которых уже сложно окунуть в стандартную купель, их при отсутствии баптистерия необходимо полностью облить водой.
Могу предположить, что Вас крестили в 90-х или начале «нулевых» годов, когда условия для крещения погружением были в очень немногих церквях, а на каждое крещение в храме собиралось такое большое количество как детей, так и взрослых, что духовенству приходилось выходить из ситуации через крещение обливанием. Еще раз повторю, Церковь не отвергает такое крещение и не считает его неправильным. Вы — крещеный христианин, а значит, от Вас требуется искренняя христианская вера и церковная жизнь.
— Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, со скольки лет люди попадают в ад и подвержены мучениям? Осман
— Осман, посмертная участь человека зависит не от возраста, а прежде всего от личной духовно-нравственной жизни. Если мы обратимся к 25й главе Евангелия от Матфея, в которой содержится притча о Страшном суде, то прочитаем, как Господь отделяет праведников от грешников. Он указывает на их веру и совершенные в земной жизни дела любви и милосердия. Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. <...> истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. <...> истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25, 34–36, 40–43, 45).
Конечно, возникает вопрос: с какого возраста человек начинает осознавать добро и зло, отличать грех и добродетель, чувствовать необходимость совершения добрых дел? Вполне естественно, что различия между детьми и взрослыми, между людьми, отдающими себе отчет в своих действиях, и людьми, которые по каким-либо причинам лишены этой способности, например, из-за определенных заболеваний, существуют и учитываются Церковью. Но самыми тяжелыми являются ситуации, когда зло и грех совершаются человеком осознанно, намеренно, и человек в этом не раскаивается. Поэтому Церковь говорит прежде всего о покаянии и изменении жизни.
Газета «Православная вера», № 01 (729), январь 2024 г.