На вопросы читателей газеты «Православная вера» и сайта «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова иерей Василий Куценко.
— Здравствуйте, мне пришлось уехать за границу из-за тяжелой жизни в России. Мой ребенок родился во Франции. Очень хотелось бы его окрестить в Православной Церкви, но пока нет возможности поехать в Россию. Сама очень скучаю по Родине. Допустимо ли крестить сына в католическом храме, сможет ли он после этого прийти к православной вере? Осуждает ли Бог эмиграцию и показывает с помощью тоски, что нужно вернуться назад? Ксения
— Ксения, во Франции существует Корсунская и Западноевропейская епархия Русской Православной Церкви, которая объединяет храмы не только Франции, но и Испании, Португалии, Швейцарии. Крестить ребенка в православном храме во Франции более чем возможно. Поэтому вопрос о крещении в католическом храме попросту отпадает.
Другое дело, что принятие Крещения предполагает и последующее воспитание в православной традиции (посещение богослужений, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, домашняя молитва, чтение Священного Писания). А воспитание ребенка будет зависеть целиком и полностью от родителей, которые и должны стать для своего чада примером веры в Бога и христианской жизни.
Что касается второй части Вашего вопроса — не думаю, что Господь осуждает эмиграцию как таковую. Все мы знаем, какое количество русских людей оказались лишенными Родины после трагических событий 1917 года. Надеюсь, что с помощью Божией Вы найдете именно свой путь и правильное решение.
— Скажите, пожалуйста, можно ли строить отношения с крестным моего ребенка? Мы оба не в браке, знаем друг друга очень давно. Подскажите, как правильно поступить? Благодарю за ответ. Юлия
— Юлия, согласно церковным правилам, браки между матерью ребенка и его восприемником (крестным) не благословляются. Между восприемниками (крестными) и ребенком с его родителями возникает духовное родство, которое считается выше родства плотского.
В любом случае, дать благословение на заключение брака между вами может только правящий архиерей епархии, на территории которой Вы проживаете. Если Вы из Саратовской области, то я вышлю Вам контакты кононических комиссий, если же Вы в другом регионе, то помогу найти, куда именно Вам нужно будет обратиться. Просто напишите мне письмо.
— Все мое детство мы с семьей ходили на службу в храм, каждое воскресенье. Шли годы, я выросла и уехала работать в другую страну. Со временем я перестала ходить в храм (работа, семья), но вера в душе осталась. Я с самого детства знала, что за помощью и с благодарностью нужно обращаться к Господу, что я и делала. Но жила я в той стране, где не было православной церкви. По приезду домой однажды я решили зайти в храм и поставить свечу. Я просто стояла, молилась, и непроизвольно у меня покатились слезы по лицу. Я почувствовала что-то неописуемое — такое умиротворение и одновременно беспокойство. И вот теперь, чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что вера живет в моем сердце. Вместе с этим на большие православные праздники у меня так же катятся слезы, эти праздники — самые важные для меня. Пожалуйста, если можете объяснить мне мои чувства, я была бы очень благодарна! Карина
— Дорогая Карина, у одного из древних христианских авторов — Тертуллиана — есть такое высказывание: «Душа человека по природе своей христианка». То есть чувство присутствия Бога живет в душе каждого человека. Хотя мы сами далеко не всегда это осознаем и понимаем. А бывает и так, что наша душа начинает тосковать по Богу, по Его благодатному действию, по Его присутствию. И все это мы можем почувствовать именно в храме, где Господь пребывает особым образом. Наверное, в этом и была причина Ваших слез. Если Вы чувствуете желание ходить в храм, обращаться к Господу в молитве, то не следует пренебрегать этими желаниями. Ведь душа человека без молитвы постепенно «засыхает». Молитва для человеческой души — как пища для тела. И если все мы, так или иначе, заботимся о своем теле, то почему бы не позаботиться и о душе?
Веру Сам Господь сравнивает с зерном, которое, попадая на добрую почву, приносит гораздо больший плод. Поэтому не дайте зернышку своей веры погибнуть. Пусть то, что было посеяно в детстве в Вашей душе и сердце, принесет свои плоды сейчас. Помощи Божией Вам!
— Я инвалид, у меня серьезная болезнь ног. Читал, что в Требнике митрополита Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Но получается, если болезнь хроническая, и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может? Можно ли мне собороваться раз в год в Великий пост? Спаси Господи. Андрей
— Андрей, каких-либо препятствий для участия в Таинстве Елеосвящения, или Соборования, в Вашем случае нет. Тем более что традиция совершения общего соборования в Великий пост (изначально в Великий Четверг) предполагала участие в этом таинстве не только тяжелобольных, но вообще всех прихожан (даже если они здоровы). В Требнике, составленном святителем Петром Могилой, речь идет о запрете совершать несколько соборований подряд над одним и тем же человеком в короткий срок.
— Я крещеный, хотя в храме до последнего времени бывал редко. Совсем недавно умерла моя мама, после долгой и тяжелой болезни. Ее похоронили по православному обряду. Я заказал в одном храме сорокоуст. Затем еще попросил заказать сорокоусты своих знакомых и родственников, живущих в разных городах. Но потом подумал: не будет ли это выглядеть как надоедливое и навязчивое прошение за умершую? Сам я начал читать дома по несколько кафизм в день, утром и вечером, добавляя к этому еще и акафист за единоумершего. Чтение дается тяжело в силу моего слабого знания церковнославянского языка, многие слова не понимаю. Хотя очень стараюсь. Угодна ли такая молитва Богу или этим только хуже делаю для мамы? И еще: я с каждым днем осознаю свою личную греховность, поэтому начинаю думать, имею ли я право с моими грехами молиться за маму? Ведь Господь может и отвергнуть грешника. Извините за сумбур, но очень хочется помочь маме, а не сделать хуже. Игорь
— Игорь, примите мои соболезнования в столь тяжелой утрате… Позвольте ответить на Ваши вопросы в обратном порядке. Очень хорошо, что Вы стали сами молиться за маму. Чтение Псалтири по усопшим — довольно древняя традиция Православной Церкви. Сама по себе книга псалмов — это сокровищница духовного опыта и мудрости, приобщаясь к которой человек получает несомненную духовную пользу. Читая Псалтирь по умершим, мы не только молимся о них, но и получаем духовное утешение, столь необходимое в скорбные минуты.
Но я бы рекомендовал не ставить своей целью прочитать как можно больше кафизм в течение дня. Искренность молитвы далеко не всегда зависит от ее продолжительности. По церковной традиции достаточно читать одну кафизму в день, в течение сорока дней после смерти близкого человека. Думаю, что сокращение количества кафизм будет способствовать и лучшему пониманию смысла. А в свободное время можно почитать (для себя лично) толкования псалмов, а также их русский перевод.
Нужно ли добавлять акафист за единоумершего? Сейчас этот акафист стал довольно популярным явлением, если можно так выразиться, но лучше читать именно Псалтирь.
Что касается сорокоустов — на мой взгляд, достаточно заказать сорокоуст в одном храме (например, в том, прихожанином которого Вы являетесь). Конечно, не будет ничего плохого, если Вы закажете поминовения в каком-либо особо чтимом храме или монастыре, где проходили свое земное служение прославленные Церковью святые и подвижники благочестия. Но «гнаться за количеством» все же не стоит. Ведь во всех храмах совершается поминовение живых и умерших членов Церкви за Божественной литургией.
Газета «Православная вера» № 03 (623)