На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православное Поволжье» отвечает клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова иерей Василий Куценко.
— Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Вопрос: все мы грешны, но тогда получается, что в этом мире нельзя жить без греха?
— Дмитрий, действительно, в Священном Писании мы можем прочитать слова: Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7, 20). Каждый из нас может подтвердить это и своим собственным опытом. Грех — это своего рода болезнь души, порабощающая ее, подавляющая свободу. Но в то же время, грех не может целиком и полностью подчинить наш разум и волю. И здесь мы снова обратимся к Священному Писанию. Господь говорит Каину, уже замыслившему зло против своего брата: Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7). Что это значит? Если человек с верой обратится к Богу, попросит о помощи в борьбе с грехом — помощь обязательно придет. Ведь Господь не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11).
Церковь дает нам средства преодоления греха. Прежде всего, это таинства Покаяния и Причащения. Святые таинства — самые главные духовные лекарства, которые исцеляют нашу душу от ран, нанесенных грехом. Или, говоря другими словами, разрушают стену, воздвигнутую нашими грехами между нами самими и Богом. Поэтому слова о том, что каждый человек грешен, указывают на нашу подверженность греху, но их нельзя принимать как некий окончательный приговор. Господь не хочет, чтобы мы грешили, поэтому дает нам возможность преодолеть грех. От нас зависит, воспользуемся мы этой возможностью или нет.
— Здравствуйте. Недавно мне сделали операцию. После этого приснилась моя дорогая подруга, умершая от онкологии. Она плакала. Что это может значить? Спасибо. Надежда
— Надежда, прежде всего, желаю Вам помощи Божией в восстановлении здоровья, терпения, душевных и телесных сил. Что же касается Вашего сна — иногда мы пытаемся увидеть в снах некое предзнаменование для самих себя, особенно когда снятся близкие нам умершие люди. Думаю, что во всем можно найти прежде всего духовную пользу, в том числе и в снах. У святых отцов есть такой, на первый взгляд, противоречивый совет: «Не отвергать, но и не принимать». Что это значит? «Не отвергать» — помолиться об упокоении Вашей подруги, лучше всего сделать это в храме. Можно прийти на панихиду — особое богослужение об усопших. Можно подать милостыню в ее память, попросить других людей, чтобы тоже помолились за нее.
«Не принимать» — не искать в сне «знаков для себя», не впадать в уныние или ожидание чего-то плохого. Если такие чувства приходят — помолиться о себе, попросить помощи и утешения у Господа. Если это сильно Вас беспокоит, обязательно сходите на исповедь и расскажите о переживаниях священнику.
— Батюшка, благословите! Мои знакомые оклеветали меня и наговорили много лжи. После этого я перестала с ними общаться. Прошло уже много лет с тех пор. Но недавно я узнала, что эта ложь до сих пор живет. Батюшка, что мне делать? Как относиться к этим людям? Юлия
— Господь благословит! Лучшим ответом на Ваш вопрос будут евангельские слова Господа Иисуса Христа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44–45). И насколько простыми кажутся эти слова на первый взгляд, настолько же трудны они в исполнении.
Не случайно святитель Иоанн Златоуст и другие святые отцы называли «верхом добродетелей» искреннее прощение причиняющих нам зло. Ведь порой даже самую простую — как принято говорить, бытовую — обиду очень трудно простить. Здесь же речь идет о прощении тех, кто сознательно причинял зло и обиды, и о молитве за них. И именно молитва должна помочь нам стяжать добродетель прощения.
Можно начать с малого: просто перечислять в молитве о здравии имена тех, кто Вас обижал, и просить Господа помочь Вам простить их. И постепенно, с помощью Божией, прощение придет.
— Здравствуйте. Могут ли в раю исполниться заветные желания и мечты? Андрей
— Уважаемый Андрей, для начала нужно понять, о каких именно желаниях и мечтах идет речь. Но одно желание в раю точно может исполниться. Чтобы понять, какое именно желание, давайте обратимся к Священному Писанию и творениям отцов Церкви.
В Книге Бытия словом «рай» назван сад, ставший домом прародителей — Адама и Евы (см.: Быт. 2, 8). Но грехопадение стало причиной, из-за которой прародители уже не могли пребывать в раю, в общении с Богом.
Господь Иисус Христос, в ответ на слова распятого вместе с Ним разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42) — говорит: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). В обоих фрагментах под раем предполагается место, где человек пребывает в блаженном общении с Богом.
Как пишет преподобный Исаак Сирин, «рай есть любовь Божия, в которой — наслаждение всеми блаженствами». Значит, пребывание в раю можно понять как постоянное пребывание в наслаждении Божественной любовью. Приобщение же к полноте Божественной любви можно без сомнения назвать заветным желанием каждого христианина.
— Здравствуйте. Благословите. На сайте «Православие.ru» прочитал статью французского богослова Антуана Гийомона «Иисусова молитва египетских монахов». В целом статья понравилась, но хотелось бы узнать отношение Православной Церкви к некоторым утверждениям из статьи. В частности, в статье говорится о том, что диавол может внушать подвижнику мысли против Иисусовой молитвы: если молишься только Сыну, значит, не молишься Отцу и Духу. На это предлагается отвечать так: Сын неотделим от Отца и Святого Духа, и тот, кто призывает Христа, молится в то же время Святой и Нераздельной Троице. Означает ли это, что Иисусова молитва обращена ко всей Троице? И правильно ли я понимаю, что в Боге есть только один Ум и только одно реальное сознание или сверхсознание, которое разделяют Отец, Сын и Дух? Благодарю за ответ. Рафаил
— Рафаил, в житийной и аскетической литературе можно найти немало примеров того, как диавол искушал подвижников, понуждая их оставить подвиг. Приведенный в статье пример искушения — это слова из обнаруженной во время раскопок надписи. Надпись была найдена в Нитрийской пустыне — древнем центре христианского монашества. Надпись очень хорошо показывает, как сатана вооружается против искренней молитвы и пытается внушить подвижнику мысли, что такая молитва ошибочна, поэтому ее нужно оставить.
Если же говорить о том, к Кому мы обращаемся в молитве, нужно помнить, что Сын Божий, Господь Иисус Христос есть Слово Божие, Которое было у Бога (Ин. 1, 1), и через воплощение Бога-Слова нам открылся путь к познанию Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Это указывает на единство Отца и Сына, а также Духа Святого. Лучше всего на это указывает богослужебный возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Мы различаем лица Святой Троицы, но не можем целиком и полностью разделить Их. Поэтому, обращаясь в молитве к Сыну Божию, мы обращаемся к Нему как к Лицу Троицы, Воплотившемуся Слову, Сыну Отца, ниспославшего в мир Духа Святого. Можно сказать, что обращение к Отцу и Духу Святому подразумевается в этой молитве.
Святая Троица обладает единой волей и действием. Термин «Ум» отцы Церкви чаще всего относили к Богу Отцу. Например, преподобный Максим Исповедник называет Сына Божия «Словом Великого Ума». Важно еще помнить и о том, что человеческий язык не может выразить полноту бытия Божия. Поэтому что бы мы ни говорили о Боге — все это останется лишь попыткой выразить невыразимое доступными нам средствами. Поэтому, когда мы говорим о Божественном уме, сознании или действии, мы так или иначе исходим из привычного нам понимания данных терминов. Но Бог не может быть полностью описан нашими языковыми средствами.
Газета «Православная вера», № 01 (717), январь 2023 г.