На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православное Поволжье» отвечает клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова священник Василий Куценко.
— Мой друг увлекается конспирологией, читает авторитетных (по его словам) авторов и называет это поиском истины. В итоге — постоянные разговоры про тайную власть и манипулирование людьми. Я думаю, что это вредит душе, но я для него не авторитет. Рассудите нас. Игорь
— Игорь, привлекательность конспирологии и различных «теорий заговора» кроется в их псевдоинтеллектуальной оболочке. Ведь изначальный посыл, как Вы пишете о Вашем друге,— это поиск истины, осмысление происходящего, попытка понять цель и смысл самых разных явлений. Но в итоге вместо трезвой критической оценки (критической не в смысле «отрицательной», а взвешенной и аналитической) получается агрессивная «альтернативная история».
Вот простой пример. Среди современных неоязычников очень распространена идея о том, что татаро-монгольское иго было выдумано, чтобы скрыть убийства христианами девяти миллионов русских людей, не пожелавших принять крещение. При этом неоязычники утверждают, что древние русичи были смелыми и доблестными воинами. Как совместить утверждения, что несколько миллионов отважных воинов и их семей было уничтожено христианским меньшинством — остается не понятным. Также не понятно, почему о такой громадной убыли населения на Руси не сообщается ни в одной исторической хронике или летописи, ни отечественной, ни иностранной. Если отечественные летописи могли «подчистить», то в чем выгода иностранных летописцев? Вряд ли такая братоубийственная война могла бы остаться не замеченной, и ни одно из соседних государств не воспользовалось возможностью захватить Русь, ослабленную внутренним конфликтом.
Но сторонники подобной теории могут возразить — даже ученые-историки утверждают, что такого народа, как «татаро-монголы», никогда не существовало, а значит, и остальное — выдумка. Это пример, когда берется научный факт — татаро-монгол действительно не было (настоящие татары никогда не были союзниками монголов), и на его основе делаются ложные выводы. А объясняется все просто. На территории современной Монголии было большое количество кочевых племен. Племена, кочевавшие рядом с границами Китая, нередко становились наемниками, охранявшими китайские границы от набегов других племен. Вот этих наемников просвещенные и культурные китайцы и назвали «татарами» — народом, говорившим на непонятном языке, слова которого звучат как «тартар». Потом термин «татары» китайские летописцы распространили на все северные кочевые племена, среди которых были и монголы. А позже возник термин «татаро-монголы», в котором соединилось два разных слова, потому что в летописях встречались и монголы, и татары.
Я бы посоветовал Вам обращать внимание друга на противоречия, которых полны все конспирологические теории, для чего и привел разбор одной из них. И просто по-христиански — молиться за друга, ни в коем случае не конфликтовать и не ссориться на почве разных взглядов. Надеюсь, Ваш друг и сам поймет вредность и бессмысленность «теорий заговора», которые отрицают саму возможность свободы, дарованную нам Господом Иисусом Христом.
— Накануне родительских суббот стараюсь подавать в храм записки об упокоении и о здравии. Но недавно задумалась: можно ли подавать записки о здравии в дни, когда совершаются поминовения усопших? Подскажите, пожалуйста, можно ли так делать или я допускаю ошибку? Наталья
— Наталья, конечно можно. На проскомидии (когда священник приготавливает хлеб и вино для последующего освящения их в Тело и Кровь Христову) и на Литургии священник поминает и живых, и умерших православных христиан. Поэтому подавать записки о здравии и упокоении можно в любой день. Даже если это день особого поминовения усопших — одна из родительских суббот или Радоница — первый день поминовения усопших после Пасхи. Записки «О здравии» будут прочитаны на проскомидии и Литургии, а записки «Об упокоении» будут потом еще раз прочитаны во время панихиды по усопшим.
— В сложных ситуациях, когда не знаешь, как поступить, я обращаюсь за помощью к гадалке. Сама знаю, что это грех и не нужно этого делать, но не могу удержаться. Как мне быть? Ксения
— Ксения, у каждого человека есть духовные потребности. Церковь указывает единственно верный и проверенный путь духовного возрастания — путь христианского подвига через церковные Таинства, молитву и личный аскетический подвиг. Нельзя сказать, что это легкий путь. Духовные потребности особенно обостряются в сложных жизненных ситуациях, когда мы чувствуем особенную нужду в помощи Божией.
К сожалению, бывает и так, что человек вместо терпеливого молитвенного обращения к Богу пытается получить желаемое «в обход», обращаясь не к Богу, а к силам совершенно противоположным. Вспомните историю грехопадения прародителей — диавол в образе змея предлагает людям легкий путь: просто вкусите от плодов древа познания добра и зла, и сами будете, как боги (см.: Быт. 3, 4–5). Не сомневаюсь, что Вы все это очень хорошо знаете. Поэтому старайтесь в любой сложной ситуации обращаться к Богу. Это можно делать дома или в храме. Если у Вас будет время — просто подойдите к священнику и поговорите с ним о том, что Вас беспокоит. Конечно, священник не может дать ответа на каждый вопрос, но священник может молитвенно поддержать Вас, утешить, наставить. И конечно же — и это самое главное — участвуйте в Таинствах Исповеди и Причащения.
— Недавно читала статью профессора А.И. Осипова об антихристе, где говорится, что он придет тогда, когда люди станут грубыми, злыми и у них не будет места для любви. Что думаете на этот счет вы? Мария
— Мария, я думаю, в статье А. И. Осипова речь идет о таком состоянии человечества, которое в Новом Завете названо «апостасией» или отступлением: Ибо день тот (пришествие Христа и суд над миром) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес. 2, 3–4). По объяснению святых отцов, апостасия будет заключаться во всеобщем отступлении от веры, распространении порока и боговраждебности, когда действительно не будет места любви, милосердию и состраданию среди людей. Священномученик Ириней Лионский пишет так: «[Произойдет] восстановление всего нечестия и всякого коварства <…>, [придут] богоотступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман» (сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, книга V, глава 29 (2)).
Отцы Церкви подчеркивают, что упадок веры и нравственности перед явлением антихриста будет исключительным и единственным в своем роде. Из истории мы знаем, что люди неоднократно пытались увидеть знаки апостасии в различных исторических событиях или бедствиях, а в некоторые периоды были очень сильны ожидания, что вот-вот явится антихрист и начнут исполняться пророчества о кончине мира. В России такие настроения были распространены во второй половине XVII — начале XVIII века. Например, «антихристом» считали царя Петра I, заставившего бояр брить бороды и носить «немецкое платье». Такие примеры показывают, что к словам Священного Писания о конце мировой истории следует относиться с большой осторожностью и аккуратностью.
— Можно ли крестить детей, если их отец некрещеный и сам не хочет принимать крещение? Валентина
— Валентина, Церковь крестит детей по вере их родителей. При этом родители ребенка обещают, что воспитают его христианином. Если Вы готовы полностью взять на себя христианское воспитание детей, стать для них примером веры и любви, научить христианским добродетелям, то каких-либо препятствий для крещения нет. Жаль, что Ваш супруг не хочет стать христианином. Но, как сказал апостол Павел: неверующий муж освящается женою верующей (1 Кор. 7, 14). Молитесь за супруга, старайтесь и для него стать примером христианской веры и любви.
Газета «Православная вера», № 17 (685), сентябрь 2021 г.