На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечают клирики Саратовской епархии.
— Что делать, если усопший часто снится? О чем это говорит? Олег
Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:
— Для начала нужно ответить на вопрос: стоит ли вообще доверять снам?
Из святоотеческого наследия нам известно, что сны бывают трех видов — от Бога, от бесов и от естества. В Библии есть множество примеров, когда Господь через сны открывал Свою волю праведникам — достаточно вспомнить ветхозаветного Иосифа Прекрасного и новозаветного Иосифа Обручника. Однако нам нужно помнить, что мы с вами отнюдь не праведники. Неоправданно высокое мнение о себе как о праведном человеке, с которым в сонных видениях общается Бог, может привести к пагубному духовному состоянию — прелести. Поэтому отношение к снам должно быть мудрым и осторожным — не отвергать и не принимать.
Что это означает? Святые отцы предостерегают нас, что всецело доверяться снам опасно, так как они могут быть бесовским искушением. Преподобный Иоанн Лествичник говорит так: «…бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» (Лествица 3, 26). Поэтому если усопший родственник часто снится, лучше не увлекаться этими мыслями, не искать в этом какието скрытые знаки, а рассудить проще: ему в любом случае потребны наша молитва и память. А значит, нужно сделать все необходимое, что предписывает Святая Церковь с заботой о душах усопших православных христиан: заказать панихиду и сорокоуст, поставить свечу в храме и помолиться от сердца о душе усопшего. Можно также читать дома Псалтирь, поминая его имя, отслужить на могиле заупокойную литию, подать милостыню в память о нем.
— Почему Церковь допускает второбрачие? На возражение фарисеев — "как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?" (Мф. 19, 7) — Иисус Христос отвечает: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (19, 8–9). Не связано ли это с давлением «власть имущих»? Например, развод английского короля Генриха VIII с его первой супругой повлек за собой ряд церковных реформ в стране, в результате которых Англиканская церковь отделилась от Римской Католической. Не было ли у нас чегото подобного? Александр
Отвечает иерей Игорь Москвичев, настоятель Митрофановского храма г. Саратова:
— Слова Христа — это идеал, к которому нужно стремиться, но его достигают немногие. Повторные браки разрешены ради снисхождения к человеку, чтобы уберечь его от жизни в блуде. Тем не менее если мы обратимся к истории Синодального законодательства, то узнаем, что до начала ХХ века в случае измены виновную сторону обрекали на безбрачие, а невиновной стороне разрешали повторный брак. 253‑ю статью Устава духовных консисторий об осуждении лиц на безбрачие за нарушение супружеской верности отменили только в 1904 году. С этого времени изменников подвергали епитимии, но впоследствии разрешали вступать в повторный брак.
В истории Православной Церкви были примеры, когда для «власть имущих» делались исключения. Когда византийский император Лев VI (866–912) женился в четвертый раз, тогдашний Константинопольский Патриарх Николай Мистик отказался признавать этот брак и отлучил его от Церкви. Но за такое «неповиновение» Патриарх Николай был вынужден отказаться от кафедры, дабы не быть обвиненным в государственной измене. Новый Патриарх брак признал законным. Когда трон перешел брату Льва VI — Александру, Николай Мистик вернулся на патриарший престол и принял меры для восстановления церковного единства — ведь общение с Римской Церковью из-за утвержденного четвертого брака было прервано. В 920 году в Константинополе был созван Собор, на котором был составлен «Томос единения», объявлявший четвертый брак недопустимым. Но в отношении четвертого брака императора было сказано, что он стал снисхождением к его императорскому достоинству.
— Моя подруга далека от Церкви, но непременно хочет венчаться, она уверена, что так правильно. Я пробовала ей объяснить, что венчание все-таки налагает иную ответственность, чем просто роспись: в этом случае супруги должны жить по-христиански, начать ходить в храм, открывать для себя Православие, воспитывать в вере детей. Она возразила: мол, ее в детстве крестили, а вере не учили, но это крещение действительно — значит, и тут так же. Кто из нас прав? Дарья
Отвечает иерей Игорь Москвичев, настоятель Митрофановского храма г. Саратова:
— Обе правы по-своему. Наша культура сформировалась под влиянием православных ценностей. Видимо, подруга подсознательно чувствует силу благословения церковного брака, и это уже хорошо. Ходить в храм — это следующая ступень. Если человек уже инстинктивно тянется к церкви, то он рано или поздно встанет на этот путь. Ставить его прямо сейчас в какие-то жесткие рамки — сегодня у тебя венчание, а с завтрашнего дня читай молитвенное правило и так далее — не нужно.
Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.