Священное Писание, начиная с ветхозаветных книг, многократно призывает нас к деятельному состраданию. Верующий человек не может быть безразличен к бедам и нуждам ближнего. Нельзя любить Бога и не любить при этом человека: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Милостыня на Руси издавна воспринималась как неотъемлемая часть благочестивой жизни. Кто мог и хотел — благотворил многим, содержал приюты, богадельни, больницы, особые школы для детей-инвалидов. У кого таких возможностей не было — тот хотя бы несколько медных монеток припасал для нищих, всегда ждавших конца обедни на паперти и около нее.
Церковная паперть не пустует и сегодня. И благое стремление помогать страждущим наши прихожане не утратили. Но ситуация усложнилась. Среди тех, кто просит милостыню возле храма или просто на улице, кто подстерегает священника, чтобы обрушить на него град слезных жалоб на злодейку-судьбу, бывшую жену и участкового, немало сочинителей, мелких жуликов и крепких профессионалов нищенского дела. А также людей, страдающих тяжелыми зависимостями, которые вовсе не на хлеб просят на самом деле, а на другой продукт. Засиженные мухами картонки со словами «Ребенку на операцию» и фотографиями неизвестных младенцев даже и у самого наивного человека никакого доверия вызывать, казалось бы, не должны… Однако же вызывают. Впрочем, не в доверчивости даже дело, а в том, что некоторые люди просто не хотят задуматься прежде, чем расстегнуть кошелек: что именно я сейчас делаю, кому, зачем, на что я даю деньги? Добро я сейчас творю на самом деле или поощряю зло?
К сожалению, среди наших прихожан распространено такое убеждение: коль скоро мы православные христиане, мы должны давать всякому просящему, не задаваясь вопросом, что это за человек и на что он потратит наше «благое даяние»:
— Сказано же — просящему у тебя дай! — спорила со мной одна из прихожанок, когда я просила не спонсировать профессионалку-цыганку; ее все знают, она давно мигрирует от одной городской церкви к другой.
Однако Евангелие, как и всякую книгу, надо читать с головой, иначе говоря, с рассуждением. Не о том эти слова Христа (см.: Мф. 5, 42), что надо бездумно давать всякому, а о том, что не должны нам в делах любви препятствовать жестокосердие и скупость. Не сказано в Священном Писании такого — что надо безотказно выдавать наркоману на дозу, а самоубийце на веревку.
— Так что же из всех ваших слов следует — что вообще никому помогать не надо? — спросит иной читатель. — Только жулика и надо видеть в каждом просящем либо наркомана?
Нет, конечно, не так. Помогать надо — но именно тем, кто действительно попал в беду, пусть и по своей вине. О том, как сделать это грамотно, как не навредить, какими ресурсами нашей епархии можно для этого воспользоваться — мы беседуем с настоятелем храма в честь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, руководителем епархиального отдела по взаимоотношениям с Министерством здравоохранения и медицинскими учреждениями Саратовской области протоиереем Сергием Кляевым (на момент записи интервью — руководителем епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.— Прим. ред.).
— Отец Сергий, прежде всего: стоит ли подавать милостыню всем просящим подряд?
— В раннехристианском документе, именуемом Дидахе («Учение апостолов»), есть такое наставление:«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». Обратите внимание: пока не узнаешь! И еще более резко выражается святитель Василий Великий: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой».
Творить добро нужно с рассуждением. Прежде, чем отдавать деньги незнакомому человеку, лучше поискать иное, более достойное им применение, например, купить книжку ребенку из соседской многодетной семьи. А человека, который просит милостыню возле вашего храма, лучше всего спросить, в чем конкретно он нуждается. Если человек говорит, что голоден — не давать ему денег, а пойти и купить продукты. Если на дворе зима, а на нем нет шапки — найти для него какую-то пусть и не новую шапку, варежки. У нас в отделе давно действует принцип: никогда и никому не даем денег. Нужны лекарства — покупаем лекарства, нужен билет до дома — покупаем электронный билет, если человек им не воспользовался, деньги возвращаются к нам. В идеале в каждом храме должен быть грамотный и энергичный социальный работник, способный организовать эту деятельность — помощь нуждающимся, пусть даже опустившимся, морально сломленным людям. Ведь сломленному человеку подчас нужнее всего — чтобы с ним просто поговорили, чтобы его выслушали, чтобы он почувствовал себя хоть кому-то нужным. Поддержка, утешение — это важнее, чем хлеб или деньги. Хотя оказывать такую поддержку непросто. Это не требует материальных средств, но требует больших душевных, духовных сил. И если эти силы у человека не кончаются, то только благодаря Божиему содействию.
Однако все, что рассказывают эти несчастные люди, необходимо проверять. С ложью мы сталкиваемся постоянно. Например, когда происходит авиакатастрофа, и о ней все говорят — всегда появляются люди, у которых якобы кто-то в этом самолете летел…
— Какими ресурсами помощи страждущему человеку располагает епархия?
— Этого человека можно направить в епархиальный центр гуманитарной помощи; он находится в здании Крестовоздвиженского храма по адресу Лермонтова, 28. Там есть одежда для мужчин, женщин и детей. Мы периодически одеваем бездомных, которых выписывают из больниц, ведь вся их одежда при поступлении на лечение уничтожается. Что же касается других видов помощи, например, купить билет до дома, лекарства — здесь наши возможности ограничены, у нас нет средств, чтобы заниматься этим постоянно. Но в самых вопиющих и достаточно ясных для нас случаях — например, когда в беду попадает женщина с маленьким ребенком или больной человек — мы можем обратиться к нашим жертвователям и надеяться на их содействие. Хотя нет гарантии, что они всегда смогут его нам оказать. Если в поле вашего зрения появился человек, которому нужна срочная помощь, — можно обратиться к координатору нашего центра Елене Беккер 8–927–052–80–19.
— Много ли людей обращается к вам в центр, на склад одежды? Что это за люди?
— Это разные люди, начиная от бездомных, кончая просто стариками, у которых очень маленькая пенсия, или многодетными родителями. За месяц через наш центр проходит человек двадцать.
— Как можно помочь вам в вашей работе, если у кого-то возникло желание?
— Можно прийти и помочь на складе раскладывать и сортировать вещи. Можно поделиться вещами, но они должны быть годными к носке, чистыми и аккуратно сложенными. Привозить то, что просто жалко выкидывать, не надо.
— Допустим, мы человека одели, один-два раза накормили, но поможем ли мы ему подняться с социального дна, если он действительно на него упал?
— Здесь нужно подходить трезво: заниматься ресоциализацией у нас пока не получается, сил и средств на это не хватает. Это не значит, что надо отчаиваться.
Мы христиане, мы призваны помогать людям, но Бог любит этих людей больше, чем мы. Мы не всесильны. Не надо думать, что мы спасаем мир. Мир спасает Господь. А мы с Его помощью делаем то количество добра, которое можем, помня евангельские слова: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10).
И самое важное, что мы должны говорить этим людям: Бог тебя любит, проси помощи у Бога, у Пресвятой Богородицы. Пусть ты не знаешь молитв — просто войди в храм и сам скажи: «Господи, помилуй, Матерь Божия, помоги». Господь сделает то, что мы, люди, сделать сейчас не в силах.
Газета «Православная вера», № 04 (672), февраль 2021 г.