В конце зимы мы вместе со священником Кириллом Петровичем приехали в саратовскую школу-интернат № 3 для слепых и слабовидящих детей. Семь лет назад в библиотеке этой школы появились первые тактильные книги, созданные волонтерами Покровского храма в Саратове: собрав все доступные материалы — бумагу, картон, ткань, мех, дерево, фанеру, проволоку — они ищут способы помочь ребенку, лишенному зрения, сделать этот мир для него понятнее, сделать его собственный мир богаче.
Солнце на липучке
«Это такие же дети — они бегают, играют, радуются жизни. Правда, у них свободы больше, чем у нас: если бы вы, например, в своей школе начали ощупывать лицо учителя, это бы очень всех удивило, а здесь это абсолютно нормально»,— батюшка улыбается, а мы с трудом верим его словам: может, шутит?
За несколько часов, проведенных в интернате, мы, конечно, не смогли хорошо узнать этих ребят, но по каким-то мелким деталям, по тому, как ребята отреагировали на наш приезд, нам стало понятно — батюшка с нами не шутил. Конечно, если придешь с установкой «Бедные дети, как тяжело им приходится в этом мире», то только и будешь делать, что искать подтверждение своим словам. Но детям этого не нужно: они хотят, чтобы в них, в первую очередь, видели детей и общались с ними, как с обычными девчонками и мальчишками. Даже если они не видят наших лиц, они прекрасно чувствуют, со скорбным видом ты сидишь или улыбаешься.
Большинство воспитанников интерната — слабовидящие, а не абсолютно слепые. У кого-то туннельное зрение, то есть изображение воспринимается лишь в коротком радиусе, как будто смотришь в трубу, кто-то видит мир в черно-белом изображении, кто-то вместо книги или мяча видит просто размытое пятно.
Обучение слабовидящих детей принципиально ничем не отличается, но строится с учетом особенностей, вызванных слабым зрением учащихся. К примеру, в классе должно быть определенное освещение, специальные парты, учебники, наглядные пособия. Если ребенок с нарушениями зрения станет учиться в обычной школе, то просто не успеет за сверстниками.
Возможно, как раз из-за такой особой атмосферы, созданной в школе, дети здесь спокойнее, собраннее, а внимательное, чуткое отношение к себе со стороны преподавателей и воспитателей они воспринимают не как должное, а как пример, которому нужно следовать. Как только мы появились в школьном коридоре, из класса выглянул мальчишка лет десяти:
— Вы кого-то ищете? Вам помочь?
Уроки в школе-интернате проводятся в небольших группах, до десяти человек, а заниматься по тактильному пособию одновременно могут два-три школьника, чтобы каждый ребенок мог спокойно исследовать все предметы, определить их размер, структуру, а еще пошелестеть, позвенеть, пошуршать — авторы книг стараются делать свои пособия максимально информативными и интересными.
— Тактильные книги мы используем не только на уроках русского языка, математики, литературного чтения, но и во внеурочной деятельности,— говорит учитель начальных классов Ольга Алексеевна Кочергина. — Эти пособия дают детям возможность сравнить предметы, пощупать, как они выглядят, помогают лучше усвоить материал. Очень удобно, что книги также снабжены обычным печатным текстом и текстом с брайлевским шрифтом. В некоторых книгах, обычно в сказках, герои могут перемещаться со страницы на страницу — детям это, конечно, нравится. Мы часто берем тактильные книги на свои уроки, поэтому новые поступления для нас всегда в радость.
На парте у четвероклассников Артема и Ярослава рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок». Ольга Алексеевна сначала просит ребят прочитать текст по ролям. Артем выбирает себе лиса, а Ярослав мышонка. Оба зверя вручную сваляны из шерсти, причем вполне профессионально. Учитель просит попробовать передать характер героев: «Какой голос у мышонка?» — «Тоненький» — «А у лисы?» — «Хитрый».
Мальчишки стараются, и диалог действительно получается забавным: «Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» — «Землю копал» — «Для чего землю копал?» — «Норку делал» — «Для чего норку делал?» — «От тебя, лис, прятаться» — «Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!» — «А у меня в норке спаленка» — «Кушать захочешь — вылезешь!» — «А у меня в норке кладовочка» — «Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!» — «А я от тебя в отнорочек».
Ольга Алексеевна спрашивает ребят, все ли слова в рассказе им знакомы. Разбираться приходится только с одним словом — «отнорочек». Вот тут-то и пригодится тактильная книга. Ведь одна из главных проблем в обучении детей с нарушениями зрения — за словами, которые ребенок может выучить, чтобы дать определение предмета, не стоит непосредственного впечатления, образа. Ребенок знает, что лиса рыжая, а мышь любит сыр, но он не представляет себе, как они выглядят. Грушу, например, незрячий малыш может взять в руки, узнать, какая она на ощупь, какой у нее запах и вкус. Но ведь не все в мире можно вот так вот потрогать руками — до луны ведь не дотронешься, и льва не погладишь.
— Вот, смотрите, это полянка, на которой все происходило,— Ольга Алексеевна предлагает ребятам отложить печатный текст и обратиться к тактильной книге. А в ней вместо бумажных страниц — зеленая, мягкая трава. Не настоящая, конечно, из специальных нитей, но от настоящей не отличить, разве что не пахнет. В траве кое-где проглядывают маленькие красные цветочки, а Артем сходу находит вход в норку, но в норке-то живет мышонок, и Ярослав, держа в руках своего героя, отправляется туда — встречать гостя.
— А что же в норке? Хотите узнать? — учитель отстегивает «кусочек» полянки — и мы уже видим, как обустроился мышонок. «Вау!» — не скрывают своего восхищения мальчишки. Норка на кнопках! Можно узнать, что там, под землей: тут уже камушки, ветки, корни деревьев и растений. Конечно же, есть и припасы — грибочек, желудь, колоски, ягоды. И сразу становится понятно, что такое «отнорочек» — это дополнительный выход из норки. А еще оказалось, что отнорочков у предусмотрительного мышонка не один, а несколько.
— Как вы думаете, чем история закончилась?
— Лис, наверное, пробрался в норку, ведь мышонок рассказал, где она находится.
— А разве лис пролезет в норку к мышонку?
Зрячий ребенок сразу сообразил бы, что нет – лис для этого слишком большой. Но для учеников Ольги Алексеевны это вовсе не такой простой вопрос. Ребята задумчиво вертят в руках героев сказки:
— Мышонок гораздо меньше, значит, лиса к нему в норку не пролезет. Мышонок сможет убежать через отнорочек.
После урока книга быстро превращается в площадку для игр — дети не только узнают новые слова, но и учатся общаться друг с другом.
— Мне очень нравятся занятия с тактильными книгами,— говорит Артем,— в них много всяких затей, например, можно менять день на ночь. Видите, здесь солнце на липучке, мы его сейчас снимем, а на его место прикрепим месяц — все, ночь наступила! А еще мы любим придумывать свои сценки с героями сказки и разыгрывать их по ролям.
Несколько волонтеров проекта регулярно посещают школу-интернат, чтобы провести с детьми внеурочные занятия по тактильным книгам. Такие занятия необходимы: изучение тактильной литературы детьми с нарушениями зрения возможно только совместно с преподавателем или кем-то из взрослых. Волонтеры помогают воспитанникам интерната изучать тактильные книги, готовить с их помощью домашнее задание и с пользой проводить свободное время. Кроме того, общение с волонтером помогает незрячему ребенку адаптироваться в обществе.
Есть в школе-интернате и тактильные иконы — в молельной комнате. Они тоже изготовлены волонтерами. Из полимерной глины, ткани, дерева, гипса — материалы разнообразные. Каждый волонтер сам выбирает, какой именно образ он будет делать. Есть образы Богоматери, иконы святых, сюжетные иконы, например, икона праздника Покрова Божией Матери. Икону тоже нужно научиться читать: если слепой человек знает образы и символы, которые применяются в иконографии, то он может изучать икону самостоятельно, а если нет, то, конечно, потребуется помощь человека знающего. Когда первые тактильные иконы были переданы в интернат, преподаватели обратились к руководителю проекта по созданию тактильных книг клирику Покровского храма Саратова священнику Кириллу Петровичу с просьбой провести для них курс лекций по иконографии.
От сказок к учебникам
Перед тем как попасть в библиотеку школы-интерната, тактильные книги гостят в других библиотеках города, чтобы как можно больше людей узнали о том, что это такое и, возможно, присоединились к работе. В областной универсальной научной библиотеке, например, в прошлом году прошло четыре выставки таких книг. Руководитель проекта священник Кирилл Петрович встречался с библиотекарями, рассказывал о представленных изданиях, объяснял, как создаются такие книги и как проходят занятия с использованием тактильных пособий.
— В течение года выставки тактильных книг посетили около семи тысяч человек,— рассказывает ведущий библиотекарь отдела массовой работы Лариса Вольдемаровна Баллад. — Это наши постоянные читатели, школьники, студенты, сотрудники различных общественных организаций. Гости с неподдельным интересом рассматривали и фотографировали книги. Многие удивлялись, что такая выставка вообще возможна. Было очень много родителей с детьми, причем обычными, здоровыми: они тоже почерпнули в этих книгах для себя что-то новое, а какие-то идеи даже взяли на вооружение, чтобы наглядно показать и объяснить своим детям. Видно, что все эти рукотворные работы сделаны с теплом и любовью — люди, которые этим не проникаются, такую красоту не сделают.
На выставках тактильных книг я была не однажды и каждый раз думала: «Как это можно сделать вручную? Как такое вообще можно придумать и воплотить? Лучше вот этого, наверное, уже ничего нельзя сделать». Но мастера каждый раз находили, чем удивить.
Помимо книг с русскими и зарубежными сказками, рассказами, притчами, на выставке очень много познавательной литературы, как будто ты действительно попал в обычный книжный магазин. Вот, например, пособие по сервировке стола, справочник по дорожным знакам или книга, в которой показано, как переплетаются нити в различных видах ткани — не каждый взрослый это знает. А вот целые серии книг «Ядовитые растения» и «Ароматы». «Ароматы», конечно, изучать занятнее, ведь можно не только узнать, как выглядит имбирь или ваниль, но и понюхать. Большой популярностью пользуется книга «Виды кожного покрова животных» — автор умело подобрал материалы, чтобы дети смогли «погладить» лягушку, слона, корову, медведя, рыбу и цыпленка. По своей наглядности все, конечно, превзошел «фартук с органами». Благодаря этому пособию по анатомии человека можно получить представление о том, как выглядят и где находятся сердце, легкие, желудок.
По просьбам психолога и преподавателей школы-интерната волонтеры стали создавать различные развивающие пособия. Они предлагают детям, например, найти в перечне лишний предмет, определить форму или размер предмета, угадать последовательность действий героя, провести его по лабиринту.
На некоторых посетителей выставка произвела такое впечатление, что они захотели поделиться своими эмоциями — просили книгу отзывов. Организаторам пришлось ее завести. Вот некоторые комментарии оттуда.
«Огромное спасибо за такую работу. Взяла на вооружение некоторые поделки, которые пригодятся для работы и в семье с малышами».
«Я сопровождаю незрячих людей на выставки, в библиотеки, музеи, театры. Я видела много проектов, сделанных зрячими людьми, но этот проект волонтеров меня привел в восторг. Все сделано очень красиво, профессионально, грамотно, аккуратно».
«Я в восхищении от этой выставки! Почему это не придумали раньше на наших уроках биологии! Фартук с органами — это нечто! Так важно наглядно понимать свой организм. Благодарю от души!».
«Очень понравились работы, взяла некоторые идеи, чтобы дома сделать своим внукам. Думаю, что постараемся найти свободное время и единомышленников и попробовать смастерить тактильные книги. Спасибо вам за такое великое дело! Столько любви, тепла от ваших работ передается нам».
«Чувствуется, с какой добротой, любовью и старанием сделаны эти детские книжки. Верю, что они подарят много радостных минут познания мира и чтения особым деткам. А также всем, кто прикоснется к их страницам».
«Удивительные вещи сделаны удивительными, неравнодушными людьми. Спасибо за ваш труд, за доброе отзывчивое сердце, за руки, которые согревают и раскрывают мир для тех, кто в этом особенно нуждается».
«Дети с проблемами зрения обязательно должны чувствовать наше внимание, любовь и доброжелательное отношение к ним. Давайте сделаем их жизнь полноценной, радостной и счастливой».
— Волонтерский проект начал работу в 2012 году,— рассказывает отец Кирилл. — В 2018 году мы выиграли грант на создание тактильных книг для обучения детей с нарушениями зрения среднего и старшего звена. Если раньше для школы-интерната мы делали примерно пятьдесят книг в год, то с помощью гранта сделали больше ста двадцати. В настоящее время тактильных книг в библиотеке школы-интерната уже несколько сотен, но большая часть рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вообще, в России практически не существует пособий, предназначенных именно для детей среднего и старшего возраста. И очень часто можно встретить такую реакцию самих школьников, тифлопедагогов, преподавателей коррекционных учебных заведений на тактильные книги: «Это для маленьких детей». Мы решили переломить этот стереотип и создать тактильные пособия, которые иллюстрировали бы школьные учебники и позволяли подросткамполучать более серьезные, глубокие знания вплоть до окончания школы. На эти выставки мы также приглашали и взрослых членов саратовского общества слепых, они с большим интересом их изучали и выражали свое огорчение: когда они учились в школе-интернате, таких пособий не было.
Саратовскими тактильными изданиями заинтересовались и за рубежом: экземпляры пособия «Логика» были переданы директору Будапештской школы для слепых Агнес Саморай, а также в Армению и Казахстан. Еще несколько таких книг были отправлены в специальные учреждения Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Волгограда и других городов России. «Логика» оказалась очень востребованной на занятиях, поэтому ее решили поставить «на поток», уже сделано около двадцати экземпляров. Это уникальный случай в создании тактильных книг, ведь, как правило, все книги создаются только в одном экземпляре.
В настоящее время над созданием тактильных книг трудятся более двадцати волонтеров Покровского храма. В основном, это, конечно, женщины, но присоединяются и мужчины — кто-то просто помогает изготовить определенную деталь из дерева или металла, а кто-то мастерит все полностью. Сколько времени уходит на создание одной книги? По-разному, это зависит от сложности работы и наличия свободного времени у волонтера. Один успеет за несколько недель, у другого процесс может растянуться на несколько месяцев.
Как и в любом деле, здесь есть «рекордсмены»: например, Ольга Сигарева за шесть лет работы в проекте сделала 46 тактильных пособий, а Ольга Григорьева — 41 издание за три года. А бывает так, что доброволец делает только одну книгу и понимает, что в дальнейшем ему такой труд не по силам. Но его лепта тоже важна.
Всего за семь лет работы проекта в нем трудились 84 автора и около двух десятков помощников. Ими было создано около пятисот тактильных пособий, более четырехсот из них были переданы в библиотеку школы-интерната № 3. Тактильные книги и иконы также отправляют в региональное отделение Всероссийского общества слепых, в Саратовскую областную специальную библиотеку для слепых и ее филиалы, дарят частным лицам.
— Для сравнения, еще пять лет назад собрание в 10-15 тактильных книг считалось крупной региональной тактильной библиотекой,— отмечает отец Кирилл.— Притом, что в некоторых регионах такого не было вообще, потому что это рукодельные пособия, они не производятся промышленным способом, и их количество всегда ограничено.
У команды волонтеров много планов: не просто увеличить количество книг, но и дальше развивать проект, создавая пособия новых типов. Решая все новые, все более сложные задачи, помогать людям, лишенным зрения, познавать мир.
Присоединиться к деятельности волонтеров можно, позвонив по телефону 8–960–350–90–97 (Ольга).